Задания для самостоятельной работы. €

• Рабочая сила и человеческий капитал. Единство и противоречия в формирова­нии и использовании.

• Цикличность в динамике занятости.

• Инфраструктура рынка труда.

• Миграция и эмиграция трудовых ресурсов.

• Виды безработицы и их обусловленность динамикой общественного разделе­ния труда.

• Методы государственного регулирования занятости в российской экономике.

• Социальные издержки антиинфляционного регулирования и их минимизация.

• Инфляционные ожидания в экономике.

• Инфляция и политика регулирования доходов.

• Методы индексации доходов населения в условиях инфляции.

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Теоретические основы для подготовки

К практическому занятию

Социальная политика государства в условиях действия рыночного механизма фор­мирования доходов.

Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реаль­ный доходы. Функциональное и персональное распределение доходов.

Дифференциация доходов: причины и факторы. Измерение дифференциации до­ходов и оценка их глобальных тенденций.

Распределение личных доходов. Персональное распределение доходов. Причи­ны дифференциации доходов.

Социально-экономическая структура общества. Идентификация доходного, имущественного и социального статусов граждан.

Уровень жизни. Система показателей оценки уровня жизнии бедности. Социаль­но-экономическая мобильность и общественный прогресс. Государственное пере­распределение доходов: концепции, цели и инструменты. Экономическая эффектив­ность и равенство, Альтернативные концептуальные подходы государственного перераспределения доходов.

Система социальной защиты населения России в переходный период к рыночной экономике: декларации, реальное содержание и последствия.

Основные понятия, необходимые для изучения темы

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика обладает рядом функций:

1) компенсаторная – направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

2) элективная – направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

3) кумулятивная – накапливает социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Тест 1

1. Предположим, что государство решило достичь полного равенства в доходах. Это говорит о том, что:

а) всё общество станет богаче;

б) экономическая эффективность значительно сократится;

в) отпадёт необходимость в подоходном налоге любого типа;

г) как равенство, так и экономическая эффективность возрастут.

2. Когда государство осуществляет трансферты в натуральной форме, оно:

а) переводит деньги непосредственно реципиенту;

б) позволяет реципиенту снизить свои налоговые обязательства государству;

в) передаёт товары и услуги, для которых оплата не требуется;

г) осуществляет трансферт только пожилым и инвалидам.

3. Что из указанного ниже включается в функциональное распределение дохода:

а) доход труда в форме зарплаты;

б) доход капитала в форме процентов;

в) рентный доход земли;

г) прибыль.

4. Необходимость социальной политики связана с тем, что:

а) рыночный механизм не гарантирует минимальный уровень благосостояния всем гражданам;

б) у государства всегда имеются свободные финансовые ресурсы для поддержки наиболее бедных слоев населения;

в) одним из требований международного права является поддержка малоимущих слоев населения;

г) политическая нестабильность часто является следствием социальной напряжённости.

5. Из перечисленного ниже не относится к непосредственным задачам социальной политики:

а) развитие социальной инфраструктуры;

б) территориальное планирование;

в) создание условий для всестороннего развития человека;

г) установление ставок налога на доходы физических лиц.

6. В понятие социальной инфраструктуры входят:

а) услуги жилищно-коммунального хозяйства;

б) учреждения здравоохранения;

в) фирмы, оказывающие консультационные услуги малому бизнесу;

г) платные автодороги.

7. Развитие человеческого потенциала страны предусматривает следующие меры:

а) создание условий для реализации основных социально-экономических прав человека;

б) формирование экономических стимулов для развития предпринимательства;

в) повышение уровня образования;

г) социализация и профессиональная ориентация молодежи.

8. В настоящее время в России оказывается социальная поддержка следующим категориям населения:

а) инвалиды;

б) многодетные семьи;

в) лица без гражданства;

г) учёные, занимающиеся общественно значимыми исследованиями.

9. Величина прожиточного минимума предназначена для покрытия следующих расходов:

а) оплата коммунальных услуг;

б) санаторно-курортное лечение;

в) удовлетворение физиологических потребностей в питании;

г) обучение и повышение квалификации.

10. Наиболее высокий уровень социальной защиты населения достигнут в таких странах, как:

а) Норвегия, Швеция;

б) Швеция, США, Канада;

в) Франция, Германия;

г) Великобритания, Франция.

11. Основными принципами, гарантирующими право каждого человека на труд, в любом государстве являются:

а) равноправие субъектов на рынке труда;

б) свободный выбор профессии и сферы приложения труда;

в) законодательное регулирование условий труда;

г) равенство всех граждан перед законом.

12. В настоящее время в России установлено, что продолжительность рабочего времени в неделю не может превышать:

а) 36 часов;

б) 48 часов;

в) 40 часов;

г) 42 часов.

13. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у работника после ___ месяцев работы в организации:

а) 11;

б) 12;

в) 9;

г) 6.

14. Основным локальным нормативным актом, регулирующим вопросы трудового права на предприятии, является:

а) Трудовой кодекс;

б) коллективный договор;

в) правила внутреннего трудового распорядка;

г) трудовое соглашение.

15. На международной арене вопросами нормативного регулирования и контроля соблюдения прав граждан на труд занимается:

а) МТО;

б) МОТ;

в) ЮНЕСКО;

г) ООН.

16. К негативным последствиям социальной политики можно отнести следующее:

а) пособие по безработице затягивают поиск работы, приводят к росту притязаний безработного;

б) неоправданный рост социальных расходов ведёт к дефициту госбюджета;

в) снижение реальной заработной платы;

г) расширение теневой экономики из-за нежелания выплачивать заработную плату в полном размере и платить с неё налоги.

17. Показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются:

а) реальный совокупный доход и доход на душу населения;

б) минимальная потребительская корзина и минимальная заработная плата;

в) уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни;

г) децильные коэффициенты, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

18. Характер распределения доходов в динамике выражается при помощи:

а) коэффициента Джини;

б) кривой Лоренца;

в) уровня благосостояния населения;

г) кривой Лаффера.

19. Индекс Ласпейреса показывает:

а) изменение величины прожиточного минимума;

б) динамику стоимости товаров и услуг в объёме их реализации в текущем периоде;

в) изменение стоимости потребительскх благ в объёме их реализации в базовом периоде;

г) переход от минимальной потребительской корзины к рациональной.

20. Индекс Пааше раскрывает динамику:

а) стоимости потребительских благ в объёме их реализации в базовом периоде;

б) изменения структуры потребительской корзины;

в) изменения структуры расходов «средней семьи»;

г) стоимости товаров и услуг в объёме их реализации в текущем периоде.

Тест 2

1. Номинальная заработная плата – это:

а) начисленная заработная плата;

б) заработная плата за вычетом налогов и других платежей;

в) заработная плата плюс денежные поступления из других источников;

г) всё перечисленное.

2. Реальная заработная плата – это:

а) количество товаров и услуг, приобретенных за номинальную заработную плату;

б) заработная плата. Оставшаяся после вычета налогов и других платежей;

в) сумма расходов семьи в течение месяца;

г) все ответы верны.

3. Имеются следующие данные о динамике цен:

Таблица 34

Год Индекс потребительских цен

Предположим, что рост уровня номинальной заработной платы для работников, заключающих трудовые договоры на двухлетний период начиная с 2009 года, обусловлен зависимостью: ΔW / W = 0,1 (где W – номинальная заработная плата). В этом случае можно утверждать, что реальная заработная плата:

а) будет иметь тенденцию к снижению;

б) останется неизменной;

в) увеличится в 2010 году более значительно, чем в 2009 году;

г) увеличится в 2009 году более значительно, чем в 2010 году.

4. Номинальные доходы населения страны за год выросли на 50%. Если уровень цен за этот же период вырос на 25%, то реальные доходы населения:

а) увеличились на 20%;

б) снизились на 20%;

в) увеличились на 25%;

г) снизились на 25%.

5. Кривая Лоренца может быть использована для того, чтобы измерить:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение уровня заработной платы;

в) изменение цен факторов производства;

г) ни одно из вышеназванных не подходит.

6. Если кривая Лоренца представляет собой луч с углом наклона в 45º, сравниваемые переменные в каждой точке кривой будут:

а) иметь одинаковые значения;

б) иметь отрицательные значения;

в) неодинаковые значения;

г) противоположные значения.

7. Чем дальше расположена кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше степень:

а) неравенства доходов в обществе;

б) сходства между доходами семей;

в) сопоставимости доходов семей;

г) равенства доходов в обществе.

8. Уровень жизни определяется:

а) текущими доходами, накопленным материальным имуществом;

б) количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно;

в) системой минимальных потребительских бюджетов – физиологических, прожиточных и социальных минимумов;

г) все ответы верны.

9. Объектами социальной политики служат:

а) условия жизни и труда человека;

б) межгрупповые и межличностные отношения;

в) социальная структура;

г) все ответы верны.

10. Социальная политика проводится государством с использованием определяемых при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов, а именно:

1) законодательной и нормативной базы;

2) налоговых рычагов и стимулов;

3) административных решений;

4) финансово-кредитного механизма.

а) 1 и 2;

б) 2 и 4;

в) 3 и 4;

г) 1 – 4.

11. Совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения – это:

а) социальная политика;

б) социальная стратегия;

в) социальная тактика;

г) экономическая политика.

12. Абсолютная бедность – это:

а) уровень душевых доходов в домохозяйстве, при котором не достигается величина прожиточного минимума или иного показателя, который используется для оценки уровня жизни;

б) уровень душевых доходов в домохозяйстве является недостаточным по собственной оценке домохозяйства;

в) уровень душевых доходов в домохозяйстве ниже среднего по региону или иному континууму, который используется для расчета средней величины

г) все ответы верны.

13. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

а) оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

б) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

в) формирования федерального бюджета.

г) все ответы верны.

14. В целом по Российской Федерации и в субъ­ектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется:

а) ежегодно устанав­ливается Правительством Российской Федерации;

б) не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

в) ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Россий­ской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязатель­ным платежам и сборам;

г) нет верного ответа.

15. К основным направления социальной защиты населения не относится:

а) социальная защита детей, детства и отрочества;

б) социальная защита пенсионеров;

в) социальная защита нетрудоспособных граждан;

г) социальная защита семьи.

16. Что из перечисленного не относится к основным принципам построения государственной политики на рынке труда в странах с рыночной экономикой:

а) признание права собственности человека на его способности к производительному и творческому труду;

б) ответственность государства за обеспечение полной занятости населения (предоставление каждому желающему трудиться рабочего места);

в) наличие государственных гарантий в области содействия трудоустройства граждан и материальной поддержки лиц, признанных в установленном порядке безработными;

г) все ответы верны.

17. Бюджет социальной политики является сложным образованием и состоит из:

а) консолидированного государственный бюджета;

б) средств работодателей;

в) бюджетов домохозяйств;

г) все ответы верны.

18. Модель государственного патернализма:

а) ориентирована на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование альтернативных видов этих отношений;

б) базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых;

в) предполагает, что в случаи возникновения экстремальных (форс-мажорных) ситуаций по природным (землетрясения, наводнения и т.п.) или техногенным причинам (аварии, теракты и др.) помощь из государственного бюджета оказывается всем без исключения домохозяйствам вне зависимости от уровня их доходов.

г) нет верного ответа.

19. Либеральная модель социальной политики:

а) ориентирована на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование альтернативных видов этих отношений;

б) базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых;

в) предполагает, что в случаи возникновения экстремальных (форс-мажорных) ситуаций по природным (землетрясения, наводнения и т.п.) или техногенным причинам (аварии, теракты и др.) помощь из государственного бюджета оказывается всем без исключения домохозяйствам вне зависимости от уровня их доходов.

г) нет верного ответа.

20. Экономический эффект социальной политики – это:

а) отношение затрат на социальную политику к результату (социальному эффекту), который был обусловлен этими затратами;

б) разность между результатом социальной политики (социальным эффектом), выраженным в стоимостных единицах, и затратами, которые обеспечили этот результат;

в) разность между показателями, характеризующими состояние социальной сферы на конечный и начальный (базовый) периоды времени;

г) отношение социального эффекта социальной политики к показателю, характеризующему состояние социальной сферы в начальный (базовый) период времени.

Практические задания

Верны ли следующие утверждения (да или нет)?

1. Одной из задач социальной политики является улучшение условий труда и жизни людей.

2. Социальная политика не учитывает материальные интересы членов общества.

3. Повышение эффективности экономической деятельности работников – основная социальная функция экономической политики.

4. Низкие личные доходы существуют потому, что в экономике наблюдается спад.

5. Этническая принадлежность определяет дифференциацию доходов в современной России.

6. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой направлена на перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов.

7. Охрана здоровья населения страны является одним из принципов проведения социальной политики.

Примеры решения задач

Задача 1

Штатный работник ООО "Вега" имеет ежемесячный доход в сумме 7 тыс. руб. В бухгалтерию подано заявление о наличии двоих детей в возрасте до 18 лет. Рассчитайте размер ежемесячных вычетов и сумму налога на доходы физических лиц.

Решение

Для наглядного представления сведём все данные в таблицу 35 и внесём величину ежемесячного дохода, обозначив размеры стандартных вычетов, руб.:

Таблица 35

Месяц Ежемесячный доход Стандартный налоговый вычет Стандартный налоговый вычет на детей Налогообла-гаемая база
Январь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Февраль 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Март 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Апрель 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Май 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Июнь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Июль 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Август 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Сентябрь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000

Окончание табл. 35

Месяц Ежемесячный доход Стандартный налоговый вычет Стандартный налоговый вычет на детей Налогообла-гаемая база
Октябрь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Ноябрь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Декабрь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Итого 84 000 2 000 24 000 58 000

Стандартный налоговый вычет на работника в размере 400 руб. ежемесячно вычитается из полученного дохода до того месяца, пока совокупный доход с начала года не достигнет 40 тыс. руб. Стандартный налоговый вычет на одного ребенка составляет 1000 руб. до того месяца, пока совокупный доход не достигнет 280 тыс. руб. Как показывают расчёты, проведённые в таблице, стандартный налоговый вычет на работника действовал до мая включительно, а на детей – в течение всего года. Определим величину налога на доходы физических лиц за год:

58 000 руб. ∙ 13% / 100% = 7 540 руб.

Задача 2

Предположим, в некоторой стране заработная плата работника равна 130 тыс. ден. ед. Если налоговая база для работника нарастающим итогом с начала года составляет до 100 тыс. ден. ед., то ставка налога на социальное обеспечение составляет 35%. Если же данная налоговая база находится в интервале от 100 до 300 тыс. ден. ед., то ставка налога составляет 20%. Определите величину социального налога для работника в данной стране и долю налога в доходах работника.

Решение

Налог с дохода 100 тыс. ден. ед. равен 0,35 ∙ 100 = 35 тыс. ден. ед. Заработная плата работника превышает порог 100 тыс. ден. ед. на 30 тыс. ден. ед. Налог с этой суммы равен 0,2 ∙ 30 = 6 тыс. ден. ед. Следовательно, величина социального налога равна: 35 + 6 = 41 тыс. ден. ед. Отношение налога к доходу равно:

41 / 130 = 0,315 (31,5%).

Задача 3

Общий размер заработной платы в текущем месяце составил 150 тыс. руб. Рассчитайте сумму взносов в Пенсионный фонд России, федеральный бюджет, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.

Решение

1. Определим величину взносов в Пенсионный фонд России по страховой части трудовой пенсии: 150 тыс. руб. ∙ 10% = 15 тыс. руб.

2. Определим величину взносов в Пенсионный фонд России по накопительной части трудовой пенсии: 150 тыс. руб. ∙ 4% = 6 тыс. руб.

3. Определим величину взносов в федеральный бюджет: 150 тыс. руб. ∙ 20% = 30 тыс. руб.

4. Определим величину взносов в Фонд социального страхования: 150 тыс. руб. ∙ 2,9% = 4350 руб.

5. Определяем величину взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 150 тыс. руб. ∙ 1,1% = 1650 руб.

6. Определим величину взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования: 150 тыс. руб. ∙ 2% = 3 тыс. руб.

Задача 4

По данным двух стран определите индекс развития человеческого потенциала для каждой из них, сравните результаты и сформулируйте выводы о соотношении уровня жизни этих стран.

Таблица 36

Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет Достигнутый уровень грамотности населения, % Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, % Реальный ВВП на душу населения, долл.
Страна А Страна Б Страна А Страна Б Страна А Страна Б Страна А Страна Б
89,6 87,3 55,6 45,6

Решение

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) служит интегральным обобщающим показателем уровня жизни населения, разработанным специалистами программы развития ООН. ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни: ожидаемую продолжительность жизни при рождении, достигнутый уровень образования и реальный ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности. ИРЧП определяется по формуле средней арифметической из индексов трёх указанных показателей:

IРЧП = (IОПЖ + I ДУО + IВВП) / 3.

Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

где Хфакт, Хmin, Хmax – фактическое, минимальное и максимальное значения i-го показателя соответственно.

Для расчёта индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное – 85 годам:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Следовательно, для страны А:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Для страны Б:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Индекс достигнутого уровня образования рассчитывается как средняя арифметическая из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения i1 (в возрасте от 15 лет и старше) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений i2 (для лиц моложе 24 лет) с весом 1/3:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

При исчислении индексов грамотности Хmin принимается равным нулю, а Хmax =100%.

Таким образом, для страны А:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Для страны Б:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

При расчёте индекса реального ВВП на душу населения Хmin принимается равным 100 долл., Хmax = 40 000 долл.

Для страны А:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Для страны Б:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

В результате для страны А:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Для страны Б:

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Чем ближе значение ИЧРП к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране. Как показывают расчеты, в стране А качество жизни выше, чем в стране Б, хотя и значительно ниже оптимального значения.

Задача 5

Дневная заработная плата – 120 руб. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Определите, как изменится цена 1 часа труда, если рабочий день увеличится до 10 часов, а повременная заработная плата – до 130 руб. за день; интенсивность труда возрастёт на 10%, а заработная плата – на 5%. Что такое "цена часа труда"?

Решение

Первоначально цена часа труда составляла 15 руб. (120 / 8). При увеличении продолжительности рабочего времени с 8 до 10 часов и повышении повременной заработной платы до 130 руб. цена 1 часа труда снизится до 13 руб. (130 / 10).

Для анализа динамики заработной платы под воздействием роста интенсивности труда надо вспомнить, что интенсивность труда выступает в качестве скрытой формы удлинения рабочего дня на эту же величину (10%). Поэтому повышение интенсивности труда на 10% равнозначно удлинению рабочего дня до 8,8 часа (8 + 8 ∙ 0,01). При этом дневная заработная плата повысилась до 126 руб. (120 + 120 ∙ 0,05). Поэтому под воздействием роста интенсивности труда на 10% и повышения заработной платы на 5% цена часа труда сократилась с 15 до 14,32 (126 / 8,8).

Цена часа труда – это особая форма выражения стоимости рабочей силы, которая вводится, чтобы определить действительный размер повременной заработной платы.

Задачи

1. Средняя заработная плата в прошлом году составила 3 000 руб., а в текущем году увеличилась до 4 000 руб. При этом инфляция в прошлом году составила 18%, в текущем году уменьшилась до 14%. Определите, как изменилась реальная заработная плата за эти годы.

2. По данным двух стран определите индекс развития человеческого потенциала для каждой из них, сравните результаты и сформулируйте выводы о соотношении уровня жизни этих стран.

Таблица 37

Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет Достигнутый уровень грамотности населения, % Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, % Реальный ВВП на душу населения, долл.
Страна А Страна Б Страна А Страна Б Страна А Страна Б Страна А Страна Б
95,6 90,0 56,3 28,6 5 360 4 210

3. Номинальная заработная плата работников бюджетной сферы в условной стране за 10 лет выросла на 910%. Средний темп роста цен за этот же период составил 50% в год. Определите индекс реальной заработной платы работников бюджетной сферы.

4. В условной экономической системе в предыдущем году было потреблено продуктов питания на 150 трлн ден. ед., а товаров длительного пользования на 110 трлн ден. ед. В текущем году объёмы потребления этих товаров составили 161 и 117 трлн ден. ед. соответственно. Цены в текущем году выросли по продуктам питания на 103%, по товарам длительного пользования на 105%. Определите индекс общего роста цен в данной экономической системе.

5. В современных экономически развитых государствах большую роль играет социальная поддержка населения. Представим, что вашей студенческой группе поступил заказ от правительственных органов на разработку и проведение опроса «Вы нуждаетесь в социальной поддержке государства?»

Совместно разработайте анкету для мини-опроса (10 – 12 вопросов), включая в нее вопросы, раскрывающие потребность домохозяйств в конкретных видах государственной социальной помощи. После заполнения анкет осуществите коллективную обработку анкет и дайте индивидуальные содержательные комментарии к полученным результатам.

6. Рассмотрите представленную на рисунке схему и ответьте на несколько вопросов.

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Рис. 10. Схема распределения доходов

а) Какой процесс отображен на этой схеме?

б) На какие микроучастки можно разделить этот процесс?

в) Отобразите эти микроучастки и сформулируйте нормативы (контрольные показатели), через которые можно измерить и интерпретировать данный процесс.

7. Предположим, что первые 20% семей располагают 4,6% национального дохода страны. Доля следующих 20% семей составляет 10,8%. Третьи 20% семей имеют 16,9% дохода. Четвертая группа семей, составляющая 20% населения, потребляет 24% дохода. Наконец, на оставшиеся 20% семей приходится 43,7% национального дохода. Постройте кривую Лоренца и определите с ее помощью коэффициент Джини.

8. По свидетельству международных аналитиков, существует тесная прямая связь между темпами экономического роста страны и ее успехами в борьбе с бедностью. Экономисты, изучающие рыночную экономику, обычно исходят из того, что средняя склонность людей к сбережению доходов ради будущего потребления увеличивается по мере роста их доходов. И наоборот, чем беднее люди, тем меньше они могут себе позволить заботиться о своем будущем и делать сбережения. Такая же закономерность обычно прослеживается и в экономическом поведении частных фирм или даже правительств. Неудивительно поэтому, что в более бедных странах, где большая часть доходов расходуется на удовлетворение текущих, зачастую неотложных, потребностей, общий уровень национального сбережения оказывается, как правило, ниже. Низкий уровень валовых внутренних сбережений препятствует росту валовых внутренних инвестиций, а без дополнительного инвестирования невозможно поднять эффективность экономики и повысить доходы. Так замыкается «порочный круг бедности».

Задания для самостоятельной работы. € - student2.ru

Рис. 11. "Порочный круг бедности"

Рассмотрите схему, изображенную на рисунке, и ответьте на вопросы:

1. Означает ли, что бедные страны навечно обречены вращаться в этом замкнутом круге?

2. Какие рекомендации Вы могли бы дать правительствам данных стран по выходу из «порочного круга бедности»?

9. В условной экономической системе 8 домашних хозяйств, причем доход i-го домашнего хозяйства может быть выражен уравнением 20 + 3·i. Определите квартильный коэффициент.

10. Определите социальную и экономическую эффективность проведенной в условной стране политики занятости, если известно, что численность безработных, снятых с учета по все основаниям в течение года составила 500 тыс. чел., численность безработных на начало следующего года была 5 млн чел., а расходы бюджета государственного фонда занятости населения составили 5 млрд ден. ед.

Примечание

Расчет социальной эффективности политики занятости может производиться по следующей формуле:

СЭПЗ = ЧБСУ/ЧБк,

где СЭПЗ – социальная эффективность политики занятости в определенном календарном периоде; ЧБСУ – численность безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение календарного периода, чел.; ЧБк – численность безработных на конец периода, чел.

Экономическую эффективность государственной политики занятости можно рассчитать двумя способами.

При первом способерасчета определяются удельные (в расчете на единицу социальной эффективности политики занятости) расходы бюджета политики занятости:

ЭЭПЗсэ = РГФЗН/СЭПЗ,

где ЭЭПЗсэ - экономическая эффективность политики занятости (по социальной эффективности) в определенном календарном периоде, ден. ед../ед. социальной эффективности; РГФЗН - расходы бюджета ГФЗН за тот же календарный период, ден. ед.

Второй способоценки экономической эффективности государственной политики занятости предполагает использование более традиционного показателя годовых расходов бюджета политики занятости в расчете на безработного, снятого с учета в течение отчетного периода. В этом случае формула для расчета экономической эффективность политики занятости следующая:

ЭЭПЗбсу = РГФЗН/ЧБСУ,

где ЭЭПЗбсу - экономическая эффективность политики занятости (по числу безработных, снятых с учета), ден. ед./чел.

Как и в случае с показателем экономической эффективности политики занятости (по социальной ее эффективности), чем больше расходы средств ГФЗН, тем ниже экономическая эффективность политики занятости.

Наши рекомендации