I. Организационный момент. Услышу ль сосен шум в полдневный час
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
журчанье струй
средь камушков у брода, –
О, люди, мыслю я,
у всех у нас
есть Мать одна
по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
в душе
ее прекрасные черты –
поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
вода,
земля и воздух –
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
все возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что это «если» значит!
О Человек!
Природа-мать ни рек
и ни морей от глаз твоих
не прячет
Ни ясных трав,
ни голубых озер…
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес
входи,
как в храм под мраморные своды!
С. Викулов
II. Введение в тему урока.
– Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.)
– Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, прочитать в газетах и журналах.
Произошло это не случайно.
С развитием экономики воздействие людей на природу становилось все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны.
Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 81–85). Чтение текста.
2. Б е с е д а по прочитанному.
– Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, почве, воде, растительному миру, животным, человеку?
– Как экономить и охранять воду?
– Как нужно охранять почву?
– Как загрязняется воздух? Что необходимо делать для его очистки?
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Разверните свою конфету (ее можно съесть).
– Сколько оберточных материалов в вашей конфете?
– Из чего они сделаны?
– Можно ли их быстро уничтожить?
– Каким путем: естественным (с помощью природных тел, бактерий) или искусственным (сжигание)?
Те же вопросы после рассмотрения коробки из-под конфет.
– Влияет ли в этом случае удовлетворение потребностей на окружающую природу?
4. Э к о л о г и ч е с к и е п р о г н о з ы.
– Дайте свои экологические прогнозы для следующих случаев:
а) в одной стране фермеры решили уничтожить всех волков;
б) на берегу озера, в лесной зоне было решено построить бумажный комбинат.
– Какие рекомендации даст эколог фермерам и проектировщикам?
IV. Итог урока.
– Что необходимо делать, чтобы уменьшить вред от экологических катастроф?
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 81–85); выполнить задания 1, 2 «Подумай» (с. 85).
У р о к 58
проверочная работа по разделу
«чему учит экономика»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся.
Ход урока
Т е с т «Чему учит экономика».
1. Главная задача экономики:
а) производство товаров и услуг;
б) удовлетворение разнообразных потребностей человека.
2. Что такое потребности?
а) все, что требуется людям для жизни;
б) все, что окружает людей.
3. Что такое товары?
а) это предметы, которые человек производит;
б) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
4. Что такое услуги?
а) добыча угля, нефти;
б) лечение больных, обучение детей.
5. Что составляет основу экономики?
а) окружающая нас среда;
б) природные богатства, капитал, труд.
6. Зачем мы собираем металлолом?
а) мы сохраняем запасы руды;
б) очищаем территорию от мусора;
в) участвуем в соревновании между классами.
7. Отрасли растениеводства:
а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;
б) садоводство, зерноводство, овощеводство;
в) садоводство, бахчеводство, оленеводство.
8. Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?
а) ткач, газосварщик, геолог;
б) комбайнер, бахчевод, овощевод;
в) инженер, механик, тракторист.
9. Что дает животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, ягоды, овощи;
в) хлопок, лен, рис.
10. Из чего складывается бюджет?
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов.
11. Какой бюджет ты считаешь лучшим?
а) в котором доходы больше расходов;
б) в котором доходы равны расходам;
в) в котором доходы меньше расходов.
У р о к и 59–60
золотое кольцо россии
Цели:познакомить с городами, входящими в Золотое кольцо России, и их достопримечательностями; развивать кругозор учащихся.
О б о р у д о в а н и е: карта «Золотое кольцо»; фотографии с изображением городов Золотого кольца.
Ход уроков
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам». Свое путешествие мы начнем с нашей страны и побываем в нескольких древних русских городах.
– Посмотрите, что нас ждет.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус.)
– Это школьный автобус, он поможет нам побывать в старинных русских городах, расположенных в «Золотом кольце».
– Почему кольцо? Почему Золотое?
– В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.
II. Введение в тему урока.
– В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины. Посмотрим на карту.
Учитель вывешивает карту России, где ярким цветом указан маршрут следования.
– Покажите на карте столицу нашей Родины.
– Кто из вас уже бывал в Москве?
– Какие впечатления у вас остались?