Основные компоненты информационных систем: ит и фп
ТЕМА1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
Термин «информатика» происходит от французского слова Informatique, полученного комбинацией двух слов: Information (информация) и Automatique (автоматика). Французское словосочетание вкладывает в термин «информатика» смысл автоматической обработки информации.
Информатика — это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Таким образом, информатика имеет дело с информационными процессами, как обобщенно называют получение, хранение, обработку и представление информации, происходящими в объектах произвольной природы: технических, биологических, социальных.
Весьма авторитетный специалист в области информатики Кристен Нюгард (Kristen Nygaard) дает такое определение: информатика — это наука об информационных процессах и связанных с ними явлениях в обществе, природе и человеческой деятельности. В соответствии с этим определением поле деятельности информатики гораздо шире, чем то, что обычно изучает наука о компьютерах (computer science). Занимаясь определенным классом явлений, информатика не может претендовать на то, чтобы быть строгой наукой подобно математике. Явления, возникающие в связи с информационными процессами, могут быть самой различной природы и должны изучаться с позиций соответствующей науки, как это делается в физике, экономике, социологии, биологии и т.д. Известно, что далеко не все в этих науках описывается строгими математическими законами и наука не заканчивается там, где исчерпывают себя математические методы. К таким наукам относится и информатика.
Экономическая информатика — это наука об информационных системах, применяющихся для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе, а также об экономике этих систем.
Термин «информационные системы» вбирает в себя два важных понятия — «информация» и «системы». Каждое из них настолько важно, что для их описания существуют целые теории: теория информации и теория систем. Мы лишь познакомимся с базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего изложения.
Основная цель экономической информатики — определение условий успешного (эффективного) применения информационных систем для подготовки и принятия решений в экономике, бизнесе и управлении. Подчеркнем, что речь здесь идет именно об экономической эффективности, а не о технологической производительности информационных систем. Интерес для нас представляют прежде всего вопросы влияния информационных систем на процессы добавления стоимости, повышения конкурентного преимущества компании. В то же время проблемы оптимизации технологических параметров систем (быстродействия, памяти, архитектуры и т.п.) нас будут интересовать в меньшей степени.
Люди, процессы, технологии — определяющие факторы эффективного применения информационных систем. Мы много внимания уделили и уделим в будущем информационным технологиям и бизнес-процессам, но в конечном счете современные технологии и идеально выстроенные бизнес-процессы применяются конкретными людьми. Их квалификация и мотивация определяют успех самого сложного проекта. Задача успешного управления проектом — обеспечить необходимую квалификацию специалистов и их положительно мотивированное участие. Люди — главный ресурс развития ИС и главный источник проблем их внедрения и эксплуатации.
Управление предприятием с помощью информационных систем и управление информационными системами внутри предприятий — равноправные объекты изучения в экономической информатике.
Информация. В последующих главах мы подробно, с различных точек зрения рассмотрим это понятие, сейчас же дадим лишь его краткую интерпретацию на основе понятия «данные».
Данные — это фиксированные сведения о событиях и явлениях. Будучи полученными, данные могут храниться произвольное время в неизменном виде. Информация — это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия решений получателем. Информация появляется при необходимости решить конкретную задачу или ответить на запрос на основании имеющихся данных. В этом случае отбираются необходимые данные из имеющегося множества.
Понятие системы
СИСТЕМА — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. С понятием системы тесно соприкасается другое понятие — «структура», которым обычно обозначают способ внутренней организации системы, способ связи ее элементов в некое целостное образование.
Каждый элемент системы обычно качественно обособлен, самостоятелен в рамках целого. Вместе с тем он во многом зависит от других элементов системы и связан с ними, чем и определяется его место в целостном образовании (системе), а также его качественные и количественные характеристики.
Итак:
- система представляет собой упорядоченную (а не хаотическую) совокупность элементов;
- элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой системы, являясь ее подсистемами. Каждый элемент системы, характеризуется самостоятельностью, качественной обособленностью;
- система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям каждого отдельно взятого ее элемента;
- элементы системы могут взаимодействовать как в рамках определенной системы, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение. Под средой в данном случае понимаются внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п.
Воспользуемся наиболее общим и простым определением системы. Система — набор взаимосвязанных компонентов, которые функционируют для достижения определенной цели.
В нашей жизни очень много примеров реальных систем: образования, торговли, снабжения (водо-, электро- и т.п.), теплообеспечения, связи, канализации и пр. Заметим, что, если объединить перечисленные системы в одну, мы получим некоторое подобие общей системы, например системы жизнеобеспечения, в которой все перечисленные ранее системы будут уже подсистемами.
Подсистема — это компонент системы, который также может рассматриваться в качестве системы.
Таким образом, систему можно представить в виде формирующих ее связанных подсистем.
Информационная система (ИС)— связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющих информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений. Таким образом, понятие ИС — весьма широкое и включает в себя как технические системы, управляющие конкретными технологическими процессами (например, автопилоты самолетов), так и управленческие системы, применяемые компаниями для планирования и управления собственными ресурсами — материальными, финансовыми и интеллектуальными. Такие управленческие системы, используемые в экономике, иногда называют еще интегрированными системами управления (ИСУ), корпоративными информационными системами (КИС). На самом деле существует многообразие типов информационных систем, применяющихся в практике подготовки и принятия экономических решений, и по мере изложения материала читатель познакомится с большинством из них. Иногда мы будем пользоваться термином «информационная система», имеющим наиболее общее звучание, — при этом из контекста понятно, что мы имеем дело не с техническими системами. Поэтому в дальнейшем тексте ИС, ИСУ и КИС практически всегда являются синонимами, кроме тех случаев, где различие принципиально. Четкое разграничение понятий будет дано в главе 11.
Основная цель разработки и применения ИС — создание современной информационной инфраструктуры для управления компанией. В управлении компанией принято выделять три уровня: стратегический, тактический (его иногда называют управленческим) и оперативный или операциональный.
Основные задачи ИС:
· на стратегическом уровне — обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и способах изменения бизнеса для выработки долгосрочной стратегии компании, обеспечивающей ее конкурентное преимущество;
· на тактическом уровне — максимально быстрое и качествен-
ное обеспечение специалистов среднего и высшего звеньев руководства оперативной и аналитической информацией, способствующей подготовке и принятию наилучших решений;
· на оперативном уровне — качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций, связанных с обеспечением информационных процессов, прежде всего по вводу и обработке первичной информации и представлению необходимых документов.
Принятие решения — это выбор наилучшего в каком-то смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Термин «в каком-то смысле» имеет вполне конкретное звучание. Например, при выборе вуза для поступления каждый абитуриент принимает решение о лучшем вузе в определенном смысле: лучший в смысле качества обучения или лучший в смысле трудности поступления. На самом деле основная работа экономиста и бизнесмена состоит в постоянном выборе наиболее подходящего решения. Принятие решения связано с многочисленными рисками. Эти риски ошибки, принятия неверного решения тем меньше, чем более быстро и полно будет подготовлена необходимая для принятия решения информация. В этом и заключается одна из главных функций информационных систем: оперативная поставка достоверной информации в процесс принятия решения.
Информационные системы — основной объект экономической информатики, в центре внимания которой находятся предпринимательские и организационные задачи, возникающие на предприятиях, в компаниях и учреждениях, а также задачи и проблемы национальной экономики, требующие информационного обеспечения. Экономическая информатика в своей основной части специализируется на анализе информационных потоков и возникающих при этом технологических и экономических трехсторонних отношений между: 1) источником; 2) получателем информации и 3) обеспечивающими информационные процессы информационными технологиями и специалистами. Кроме того, к основным проблемам экономической информатики относятся внедрение информационных систем в процесс решения реальных предпринимательских и народно-хозяйственных задач, их поддержание в рабочем состоянии и обеспечение эффективного развития.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ИТ И ФП
Информационные технологии (ИТ) — инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов. Ее формируют: каналы связи, по которым передается информация; программы, управляющие сбором, хранением, обработкой и представлением информации; компьютеры и аппаратура, обеспечивающие выполнение этих программ. Информация на технологическом уровне выступает в виде данных, поэтому сами данные также относятся к ИТ. К информационным технологиям также относятся инструменты, с помощью которых реализуются информационные процессы: языки, используемые для написания программ, протоколы, применяющиеся при передаче данных, модели хранения и передачи данных и т.д.
Итак, инфраструктура ИТ — это, с одной стороны, аппаратно-программная среда и телекоммуникации, а с другой — инструментарий осуществления информационных процессов. В центре инфраструктуры — данные.
Довольно часто при определении технологической основы информационной системы говорят о стандартной технологической платформе (см. главу 5), фиксирующей операционную систему, систему управления базой данных и соответствующие им компьютерные и телекоммуникационные средства. (Например, и качестве одной из типичных можно назвать платформу UNIX, реализованную на серверах HP UX с базой данных ORACLE и коммуникацией на базе http/ XML.)
Функциональные подсистемы (ФП) и приложения — специализированные программы, обеспечивающие обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области на базе информационных технологий.
В современных корпоративных информационных системах в качестве наиболее общих функциональных областей организаций и компаний принято выделять производство, финансы, бухгалтерию, маркетинг и сбыт, а также кадры {Human Resources).
Основной предмет функциональных подсистем — содержательный анализ поступающей информации и подготовка документов или заключений по результатам этого анализа. Поэтому ФП составляют своего рода интеллектуальную основу корпоративных информационных систем, как правило, имеют интерактивный характер, т.е. работают в диалоге со специалистом, и поэтому эффективность их работы во многом определяется деятельностью связанных с ними работников.
ИТ иногда рассматривают как «компьютерную инфраструктуру» организации. Составляющие ИТ имеют «твердую основу» {hardware) в виде компьютеров, сетей, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, а также «мягкую основу» {software) в виде программного обеспечения, управляющего работой аппаратуры.
Для нас важнейшей составляющей ИТ, своеобразным ядром являются данные, организованные с помощью специальных программ в базы данных.
База данных (БД) — это организованная в соответствии с определенными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей. БД — это своеобразная среда, в которой данные превращаются в информацию. Базы данных, по существу, представляют собой важнейшее связующее звено, мост, соединяющий техническую мощь информационных систем с реальными задачами конкретных ФП и бизнес-приложений. С технической точки зрения база данных — элемент компьютерной инфраструктуры. Информационные технологии обеспечивают информационные процессы вне зависимости от их содержания, они одинаково работают с бухгалтерскими сведениями и сводками погоды — обеспечивают хранение, получение информации и передачу ее средствами телекоммуникаций от отправителя по конкретному адресу в заданном виде. Результат работы ИТ — обработка и доставка сообщения, содержание которого ИТ не интересует, от отправителя — к получателю.
В отличие от ИТ функциональные подсистемы имеют четкую специализацию: подсистема «Кадры» не может вести учет продаж, а бухгалтерская подсистема не решает задач маркетинга. Для функциональных подсистем главным является содержание информации, ее анализ и представление результатов обработки или анализа в виде, пригодном для подготовки и принятия решения. Каждая ФП имеет свои «повседневные» обязанности: бухгалтерская подсистема ведет постоянный учет прихода и расхода материалов, финансовых средств; производственная подсистема управляет реальными процессами создания продукции; подсистема продаж ведет учет реализации готовых продуктов и их наличия на складе и т.д. «Выходом» работы ФП могут быть различные документы: коммерческие (например, проездной билет), оперативные (например, отчет о работе цеха за месяц), аналитические (например, анализ продаж готовой продукции за различные периоды времени в различных регионах) и т.д.