Основные компоненты информационных систем: ит и фп

ТЕМА1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА

Термин «информатика» происходит от французского слова Informatique, полученного комбинацией двух слов: Information (ин­формация) и Automatique (автоматика). Французское словосоче­тание вкладывает в термин «информатика» смысл автоматичес­кой обработки информации.

Информатика — это наука об информации, способах ее сбо­ра, хранения, обработки и представления с помощью электрон­ных средств. Таким образом, информатика имеет дело с инфор­мационными процессами, как обобщенно называют получение, хранение, обработку и представление информации, происходя­щими в объектах произвольной природы: технических, биологи­ческих, социальных.

Весьма авторитетный специалист в области информатики Кристен Нюгард (Kristen Nygaard) дает такое определение: ин­форматика — это наука об информационных процессах и связан­ных с ними явлениях в обществе, природе и человеческой дея­тельности. В соответствии с этим определением поле деятельно­сти информатики гораздо шире, чем то, что обычно изучает наука о компьютерах (computer science). Занимаясь определенным клас­сом явлений, информатика не может претендовать на то, чтобы быть строгой наукой подобно математике. Явления, возникающие в связи с информационными процессами, могут быть самой раз­личной природы и должны изучаться с позиций соответствующей науки, как это делается в физике, экономике, социологии, био­логии и т.д. Известно, что далеко не все в этих науках описыва­ется строгими математическими законами и наука не заканчивается там, где исчерпывают себя математические методы. К таким наукам относится и информатика.

Экономическая информатика — это наука об информацион­ных системах, применяющихся для подготовки и принятия ре­шений в управлении, экономике и бизнесе, а также об экономи­ке этих систем.

Термин «информационные системы» вбирает в себя два важ­ных понятия — «информация» и «системы». Каждое из них на­столько важно, что для их описания существуют целые теории: теория информации и теория систем. Мы лишь познакомимся с базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего изложения.

Основная цель экономической информатики — определение условий успешного (эффективного) применения информационных систем для подготовки и принятия решений в экономике, бизнесе и управлении. Подчеркнем, что речь здесь идет именно об эконо­мической эффективности, а не о технологической производитель­ности информационных систем. Интерес для нас представляют прежде всего вопросы влияния информационных систем на про­цессы добавления стоимости, повышения конкурентного преиму­щества компании. В то же время проблемы оптимизации техноло­гических параметров систем (быстродействия, памяти, архитекту­ры и т.п.) нас будут интересовать в меньшей степени.

Люди, процессы, технологии — определяющие факторы эф­фективного применения информационных систем. Мы много внимания уделили и уделим в будущем информационным техно­логиям и бизнес-процессам, но в конечном счете современные технологии и идеально выстроенные бизнес-процессы применя­ются конкретными людьми. Их квалификация и мотивация опре­деляют успех самого сложного проекта. Задача успешного управ­ления проектом — обеспечить необходимую квалификацию спе­циалистов и их положительно мотивированное участие. Люди — главный ресурс развития ИС и главный источник проблем их внедрения и эксплуатации.

Управление предприятием с помощью информационных сис­тем и управление информационными системами внутри предпри­ятий — равноправные объекты изучения в экономической ин­форматике.

Информация. В последующих главах мы подробно, с различ­ных точек зрения рассмотрим это понятие, сейчас же дадим лишь его краткую интерпретацию на основе понятия «данные».

Данные — это фиксированные сведения о событиях и явлени­ях. Будучи полученными, данные могут храниться произвольное время в неизменном виде. Информация — это обработанные дан­ные, представленные в виде, пригодном для принятия решений получателем. Информация появляется при необходимости решить конкретную задачу или ответить на запрос на основании име­ющихся данных. В этом случае отбираются необходимые данные из имеющегося множества.

Понятие системы

СИСТЕМА — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. С понятием системы тесно соприкасается другое понятие — «структура», которым обычно обозначают способ внутренней организации системы, способ связи ее элементов в некое целостное образование.

Каждый элемент системы обычно качественно обособлен, самостоятелен в рамках целого. Вместе с тем он во многом зависит от других элементов системы и связан с ними, чем и определяется его место в целостном образовании (системе), а также его качественные и количественные характеристики.

Итак:

  1. система представляет собой упорядоченную (а не хаотическую) совокупность элементов;
  2. элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой системы, являясь ее подсистемами. Каждый элемент системы, характеризуется самостоятельностью, качественной обособленностью;
  3. система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям каждого отдельно взятого ее элемента;
  4. элементы системы могут взаимодействовать как в рамках определенной системы, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение. Под средой в данном случае понимаются внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п.

Воспользуемся наиболее общим и простым опреде­лением системы. Система — набор взаимосвязанных компонен­тов, которые функционируют для достижения определенной цели.

В нашей жизни очень много примеров реальных систем: обра­зования, торговли, снабжения (водо-, электро- и т.п.), теплообеспечения, связи, канализации и пр. Заметим, что, если объединить перечисленные системы в одну, мы получим некоторое подобие общей системы, например системы жизнеобеспечения, в которой все перечисленные ранее системы будут уже подсистемами.

Подсистема — это компонент системы, который также может рассматриваться в качестве системы.

Таким образом, систему можно представить в виде формиру­ющих ее связанных подсистем.

Информационная система (ИС)— связанный набор аппарат­ных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющих информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений. Та­ким образом, понятие ИС — весьма широкое и включает в себя как технические системы, управляющие конкретными техноло­гическими процессами (например, автопилоты самолетов), так и управленческие системы, применяемые компаниями для плани­рования и управления собственными ресурсами — материальны­ми, финансовыми и интеллектуальными. Такие управленческие системы, используемые в экономике, иногда называют еще ин­тегрированными системами управления (ИСУ), корпоративными информационными системами (КИС). На самом деле существует многообразие типов информационных систем, применяющихся в практике подготовки и принятия экономических решений, и по мере изложения материала читатель познакомится с боль­шинством из них. Иногда мы будем пользоваться термином «ин­формационная система», имеющим наиболее общее звучание, — при этом из контекста понятно, что мы имеем дело не с техни­ческими системами. Поэтому в дальнейшем тексте ИС, ИСУ и КИС практически всегда являются синонимами, кроме тех слу­чаев, где различие принципиально. Четкое разграничение поня­тий будет дано в главе 11.

Основная цель разработки и применения ИС — создание совре­менной информационной инфраструктуры для управления ком­панией. В управлении компанией принято выделять три уровня: стратегический, тактический (его иногда называют управленчес­ким) и оперативный или операциональный.

Основные задачи ИС:

· на стратегическом уровне — обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и спосо­бах изменения бизнеса для выработки долгосрочной стратегии компании, обеспечивающей ее конкурентное преимущество;

· на тактическом уровне — максимально быстрое и качествен-­
ное обеспечение специалистов среднего и высшего звеньев руководства оперативной и аналитической информацией, спо­собствующей подготовке и принятию наилучших решений;

· на оперативном уровне — качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций, связанных с обес­печением информационных процессов, прежде всего по вво­ду и обработке первичной информации и представлению не­обходимых документов.

Принятие решения — это выбор наилуч­шего в каком-то смысле варианта решения из множества допусти­мых на основании имеющейся информации. Термин «в каком-то смысле» имеет вполне конкретное звучание. Например, при вы­боре вуза для поступления каждый абитуриент принимает реше­ние о лучшем вузе в определенном смысле: лучший в смысле качества обучения или лучший в смысле трудности поступления. На самом деле основная работа экономиста и бизнесмена состоит в постоянном выборе наиболее подходящего решения. Принятие решения связано с многочисленными рисками. Эти риски ошибки, принятия неверного решения тем меньше, чем более быстро и полно будет подготовлена необходимая для при­нятия решения информация. В этом и заключается одна из глав­ных функций информационных систем: оперативная поставка достоверной информации в процесс принятия решения.

Информационные системы — основной объект экономиче­ской информатики, в центре внимания которой находятся пред­принимательские и организационные задачи, возникающие на предприятиях, в компаниях и учреждениях, а также задачи и про­блемы национальной экономики, требующие информационного обеспечения. Экономическая информатика в своей основной час­ти специализируется на анализе информационных потоков и воз­никающих при этом технологических и экономических трех­сторонних отношений между: 1) источником; 2) получателем ин­формации и 3) обеспечивающими информационные процессы ин­формационными технологиями и специалистами. Кроме того, к основным проблемам экономической информатики относятся вне­дрение информационных систем в процесс решения реальных пред­принимательских и народно-хозяйственных задач, их поддержание в рабочем состоянии и обеспечение эффективного развития.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ИТ И ФП

Информационные технологии (ИТ) — инфраструктура, обеспе­чивающая реализацию информационных процессов. Ее формиру­ют: каналы связи, по которым передается информация; програм­мы, управляющие сбором, хранением, обработкой и представле­нием информации; компьютеры и аппаратура, обеспечивающие выполнение этих программ. Информация на технологическом уров­не выступает в виде данных, поэтому сами данные также относят­ся к ИТ. К информационным технологиям также относятся инст­рументы, с помощью которых реализуются информационные про­цессы: языки, используемые для написания программ, протоколы, применяющиеся при передаче данных, модели хранения и переда­чи данных и т.д.

Итак, инфраструктура ИТ — это, с одной стороны, аппарат­но-программная среда и телекоммуникации, а с другой — инст­рументарий осуществления информационных процессов. В цент­ре инфраструктуры — данные.

Довольно часто при определении технологической основы информационной системы говорят о стандартной технологичес­кой платформе (см. главу 5), фиксирующей операционную систе­му, систему управления базой данных и соответствующие им компьютерные и телекоммуникационные средства. (Например, и качестве одной из типичных можно назвать платформу UNIX, реализованную на серверах HP UX с базой данных ORACLE и коммуникацией на базе http/ XML.)

Функциональные подсистемы (ФП) и приложения — специали­зированные программы, обеспечивающие обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области на базе инфор­мационных технологий.

В современных корпоративных информационных системах в качестве наиболее общих функциональных областей организаций и компаний принято выделять производство, финансы, бухгалте­рию, маркетинг и сбыт, а также кадры {Human Resources).

Основ­ной предмет функциональных подсистем — содержательный ана­лиз поступающей информации и подготовка документов или за­ключений по результатам этого анализа. Поэтому ФП составляют своего рода интеллектуальную основу корпоративных информа­ционных систем, как правило, имеют интерактивный характер, т.е. работают в диалоге со специалистом, и поэтому эффектив­ность их работы во многом определяется деятельностью связан­ных с ними работников.

ИТ иногда рассматривают как «компьютерную инфраструк­туру» организации. Составляющие ИТ имеют «твердую основу» {hardware) в виде компьютеров, сетей, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, а также «мягкую основу» {software) в виде программного обеспечения, управляющего работой аппаратуры.

Для нас важнейшей составляющей ИТ, своеобразным ядром являются данные, организованные с помощью специаль­ных программ в базы данных.

База данных (БД) — это организованная в соответствии с опре­деленными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, используемая для удовлетворения инфор­мационных потребностей пользователей. БД — это своеобразная среда, в которой данные превращаются в информацию. Базы дан­ных, по существу, представляют собой важнейшее связующее зве­но, мост, соединяющий техническую мощь информационных систем с реальными задачами конкретных ФП и бизнес-прило­жений. С технической точки зрения база данных — элемент ком­пьютерной инфраструктуры. Информационные технологии обеспечивают информационные процессы вне зависимости от их содержания, они одинаково ра­ботают с бухгалтерскими сведениями и сводками погоды — обес­печивают хранение, получение информации и передачу ее сред­ствами телекоммуникаций от отправителя по конкретному адре­су в заданном виде. Результат работы ИТ — обработка и доставка сообщения, содержание которого ИТ не интересует, от отправи­теля — к получателю.

В отличие от ИТ функциональные подсистемы имеют четкую специализацию: подсистема «Кадры» не может вести учет про­даж, а бухгалтерская подсистема не решает задач маркетинга. Для функциональных подсистем главным является содержание инфор­мации, ее анализ и представление результатов обработки или анализа в виде, пригодном для подготовки и принятия решения. Каждая ФП имеет свои «повседневные» обязанности: бухгалтер­ская подсистема ведет постоянный учет прихода и расхода мате­риалов, финансовых средств; производственная подсистема управ­ляет реальными процессами создания продукции; подсистема продаж ведет учет реализации готовых продуктов и их наличия на складе и т.д. «Выходом» работы ФП могут быть различные доку­менты: коммерческие (например, проездной билет), оперативные (например, отчет о работе цеха за месяц), аналитические (напри­мер, анализ продаж готовой продукции за различные периоды времени в различных регионах) и т.д.

Наши рекомендации