Особенности государственной таможенной политики в РФ
2.
2.1. Институты государственной таможенной политики России
К субъектам (институтам), осуществляющим реализацию таможенной политики, относятся органы законодательной и исполнительной власти государства:
1) Органы общей компетенции: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство РФ, которое осуществляет утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере внешнеэкономической деятельности, принимает меры и инструменты защиты внутреннего рынка страны, устанавливает ставки таможенных пошлин путем принятия постановлений).
2) К специальным государственным органам относятся:
·Министерство финансов РФ (осуществляет общее руководство)
·Министерство транспорта РФ
·Министерство промышленности и торговли РФ
·
|
Рис. 1. Представление таможенного дела в виде иерархии таможенных систем
Рис. 2. Система таможенных органов РФ
3) Содействующие организации:
- Торгово-промышленная палата (ТПП), а также ее отделения в регионах и представительства в иностранных государствах
- Банки: Банк внешней торговли (ВТБ), Экспортно-импортный банк РФ (РОСЭКСИМБАНК).
- Международные неправительственные и негосударственные организации: МТП, институты Организации Объединенных Наций, регулирующие внешнеэкономическую деятельность: Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, Всемирная таможенная организация, экономические форумы, проводимые в разных странах, а также международные советы и консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН.
Данные международные организации определяют систему международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, способствующую координации геополитического и геоэкономического климата и развитию международных торгово-экономических отношений[7].
2.2. Стратегия развития и реализации таможенной политики РФ
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Основные направления развития таможенной политики указаны в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
По данным таможенной статистики в январе-июле 2016 года внешнеторговый оборот России[8] составил 249,0 млрд. долларов США и по сравнению с январем-июлем 2015 года снизился на 20,8%.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 57,8 млрд.долларов США, что на 48,8 млрд. долларов США меньше, чем в январе-июле 2015 года.
Экспорт России в январе-июле 2016 года составил 153,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июлем 2015 года снизился на 27,1%.
Основу российского экспорта в январе-июле 2016 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 62,2%.
Международное сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Основными задачами в этой области являются:
· активизация участия таможенной службы Российской Федерации в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях;
· развитие международного сотрудничества правоохранительных подразделений таможенных органов Российской Федерации с правоохранительными подразделениями таможенных служб иностранных государств и международными правоохранительными организациями;
· содействие развитию интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического сообщества, укреплению Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций с участием Российской Федерации;[9]
· развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств путем увеличения сети представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.
Таким образом, таможенное регулирование в России является неотъемлемым элементом политики государства, оказывающее влияние на внутреннюю и внешнюю торговлю страны, защищая интересы своей страны и своих граждан, а также развивая перспективные внешнеэкономические связи.
Заключение
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. В общем виде таможенную политику можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Реализация Концепции развития таможенной политики Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли в современной системе международных отношений.
Таким образом, дальнейшее совершенствование таможенной политики должно обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.