Особенности государственной таможенной политики в РФ

2.

2.1. Институты государственной таможенной политики России

К субъектам (институтам), осуществляющим реализацию таможенной политики, относятся органы законодательной и исполнительной власти государства:

1) Органы общей компетенции: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство РФ, которое осуществляет утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере внешнеэкономической деятельности, принимает меры и инструменты защиты внутреннего рынка страны, устанавливает ставки таможенных пошлин путем принятия постановлений).

2) К специальным государственным органам относятся:

·Министерство финансов РФ (осуществляет общее руководство)

·Министерство транспорта РФ

·Министерство промышленности и торговли РФ

·

Таможенное дело России как система
Министерство экономического развития РФ[6]

Особенности государственной таможенной политики в РФ - student2.ru

Рис. 1. Представление таможенного дела в виде иерархии таможенных систем

Особенности государственной таможенной политики в РФ - student2.ru

Рис. 2. Система таможенных органов РФ

3) Содействующие организации:

- Торгово-промышленная палата (ТПП), а также ее отделения в регионах и представительства в иностранных государствах

- Банки: Банк внешней торговли (ВТБ), Экспортно-импортный банк РФ (РОСЭКСИМБАНК).

- Международные неправительственные и негосударственные организации: МТП, институты Организации Объединенных Наций, регулирующие внешнеэкономическую деятельность: Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, Всемирная таможенная организация, экономические форумы, проводимые в разных странах, а также международные советы и консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН.

Данные международные организации определяют систему международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, способствующую координации геополитического и геоэкономического климата и развитию международных торгово-экономических отношений[7].

2.2. Стратегия развития и реализации таможенной политики РФ

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Основные направления развития таможенной политики указаны в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

По данным таможенной статистики в январе-июле 2016 года внешнеторговый оборот России[8] составил 249,0 млрд. долларов США и по сравнению с январем-июлем 2015 года снизился на 20,8%.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 57,8 млрд.долларов США, что на 48,8 млрд. долларов США меньше, чем в январе-июле 2015 года.

Экспорт России в январе-июле 2016 года составил 153,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июлем 2015 года снизился на 27,1%.

Основу российского экспорта в январе-июле 2016 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 62,2%.

Международное сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Основными задачами в этой области являются:

· активизация участия таможенной службы Российской Федерации в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях;

· развитие международного сотрудничества правоохранительных подразделений таможенных органов Российской Федерации с правоохранительными подразделениями таможенных служб иностранных государств и международными правоохранительными организациями;

· содействие развитию интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического сообщества, укреплению Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций с участием Российской Федерации;[9]

· развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств путем увеличения сети представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.

Таким образом, таможенное регулирование в России является неотъемлемым элементом политики государства, оказывающее влияние на внутреннюю и внешнюю торговлю страны, за­щищая интересы своей страны и своих граж­дан, а также развивая перспективные внешне­экономические связи.

Заключение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства. В общем виде таможенную политику можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной эконо­мики и решению фискальных задач.

Реализация Концепции развития таможенной политики Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли в современной системе международных отношений.

Таким образом, дальнейшее совершенствование таможенной политики должно обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.

Наши рекомендации