Проблемы подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе и пути их решения
Заруба Н.А
д. социолог.н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления
Томилин К.В.
преподаватель кафедры ГиМУ
ФБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет
им. Т.Ф. Горбачёва
Аннотация.В статье предложены некоторые аспекты проблемы подготовки будущих специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе. Изменчивость, динамизм современного общества требуют необходимости пристального внимания к процессам образования, учитывая факторы времени и социального развития, что принципиально важно при прогностических функциях системы профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова. Специалист государственного и муниципального управления, транзитивное общество, интеллектуальный потенциал, образование, подготовка специалиста.
В настоящее время в современной науке качество трудового потенциала страны рассматривается как решающий фактор экономического прогресса общества [1-5 и др.]. Однако российское общество испытывает неудовлетворенность уровнем подготовки специалистов, в том числе, и для сферы государственного и муниципального управления. Исследователи отмечают, что «от профессиональной квалификации работников всех уровней подготовки – от рабочего до государственного служащего – зависят производительность труда, темпы экономического роста и конкурентоспособность российской экономики в целом» [2]. Известно, что наиболее весомая часть трудового потенциала человека, его ядро, в 21 веке представляет собой знания и возможности/способности к обучению, что также называют «интеллектуальным потенциалом».
Все это является свидетельством наличия проблемы подготовки современного специалиста (бакалавр и магистр) для сферы государственного и муниципального управления, которая заключается в необходимости формирования и развития гибкого интеллектуального потенциала будущего специалиста, необходимого для успешной профессиональной деятельности в условиях транзитивного российского общества [3, 4].
По нашему мнению, ядро интеллектуального потенциала, то есть знания и способности специалиста, должно быть в меру «мягким», что позволяет личности использовать ментальные модели сообразно изменчивой среде транзитивного общества, совершенствовать их, а при необходимости менять. В то же время, оно должно быть и в меру «жестким», то есть позволять сохранять полезные знания и модели, не допускать их утраты или замещения.
Это является признанием как самоценности знаний, так и ценности работы по осознанному формированию и идентификации принципов мышления будущего специалиста государственного и муниципального управления. Такое положение, думается, будет способствовать не только наращиванию интеллектуального (шире – трудового) потенциала студента вуза, но и улучшать жизнь человека в плане ее осознанности и наполненности смыслом, что существенно для специалиста сферы государственного и муниципального управления.
В науке установлено, что интеллектуальный потенциал личности не является детерминированным, он также не является производной от уровня интеллектуального развития человека. Некоторые исследователи считают его субстанцией, которая заключает в себе готовность и возможность обучающегося принимать новые знания, защищать имеющиеся, комбинировать первые и вторые [2 и др.]. Он необходим будущему специалисту сферы государственного и муниципального управления для того чтобы выработать идеи и мысли, приемы и методы, которые сделают его практическую деятельность максимально полезной как в личностном, так и в общественном аспекте.
Общепризнанно, что важнейшим звеном в жизни общества является сфера образования как социальный институт, которая доминантно отвечает за формирование интеллектуального потенциала страны. Поэтому в современных условиях особое место в научных поисках занимает учебный процесс, целеполагающей функцией которого является «необходимость научить обучаемого тому, как творчески осваивать знания» [1]. Это справедливое замечание подчеркивает возросшую потребность в обновлении знаний (циклы знаний и технологий сократились и продолжают сокращаться) в условиях постоянно идущих трансформаций российского общества, инновационных перемен и модернизаций, но также отсылает нас к элиминации механистического подхода к знаниям.
Другими словами, сегодня абсолютно ясно, что интеллектуальный потенциал будущего специалиста государственного и муниципального управления в вузе не вырастить из-под палки или же с помощью маячащего на горизонте пряника. Понятно, что знания не являются продуктом, который можно купить и «поместить в себя»; что знание о том, как делать знания (шире – технологии) – одно из важных условий возможных творческих успехов будущего специалиста государственного и муниципального управления.
В современных научных исследованиях отмечается, что большинство организаций коммерческого сектора переходят или стремятся перейти в «органический» режим своего функционирования, в противовес «механистическому», который поддерживается построением одноименной структуры. Именно такие системы сегодня позволяют высвобождать интеллектуальный потенциал работников к общему выигрышу. Механистические же системы, в том числе и в управлении, слабеют, т.к. они приспособлены для подчинения и жестких действий, а современный мир – это гибкая изменчивая структура. Учёные отмечают, что они теряют актуальность в мире, где каждый человек способен реализовать себя творчески, а не вынужден лишь зарабатывать себе только на жизнь [2].
Однако большинство государственных и муниципальных структур имеют механистическую организацию управления, что зафиксировано и в современных учебниках для студентов вуза. Следовательно, высшее образование, получаемое студентами по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» в Российских вузах, ориентирует их на работу именно в условиях жесткого «механизма» бюрократической системы.
Это позволяет отмечать необходимость учитывать следующие аспекты при подготовке современных специалистов для сферы государственного и муниципального управления. Во-первых, важно, что конфликтные отношения между жесткими механистическими структурами государства и мягкими структурами негосударственного сектора, возможно, будут осложняться до тех пор, пока не приведут к конфликту.
Во-вторых, в связи с этим, важным аспектом также является необходимость учитывать при подготовке специалиста для сферы государственного и муниципального управления значимость гибкого интеллектуального потенциала всех участников образовательного процесса в вузе: ППС, студентов, руководства вуза, работодателей, заказчиков. Так как специалист государственного и муниципального управления, который не только способен хорошо улавливать сигналы изменчивой среды, но и в состоянии реструктурировать системы своего государства, субъектов Федерации, муниципалитетов и учреждений [5 и др.].
Третьим аспектом, значимым для подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления в условиях кардинальных перемен в российском обществе, является ценностный ориентир обучающихся студентов вуза, который можно рассматривать как фактор их будущих гражданских и общественных достижений. Выбор специальности в сфере государственного и муниципального управления предполагает, что студент должен быть ориентирован в будущем, прежде всего, на служение обществу, и триединая система ценностей «человечность-патриотизм-гражданственность» во время обучения в вузе получает своё развитие в будущих специалистах. И если для студентов других направлений обучения принятие и усвоение этой системы является обязательным, то для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» оно является особо, первостепенно значимым. Только руководствуясь данными, высшими ценностями, государственные и муниципальные служащие смогут по-настоящему «служить», т.е. осуществлять деятельность по исполнению воли граждан, общества. Поэтому одной из важнейших задач вуза является создание условий для активного усвоения и принятия обучающимися данных принципов.
Эти ценности для будущих государственных и муниципальных служащих находятся в самом глубоком секторе ядра знаний их интеллектуального потенциала, они относятся к категории «так должно быть» и являются сущностными. Сложности в данном вопросе возникают в основном из-за повсеместности и общедоступности информационных источников, искажающих должные представления в триаде «человечность-патриотизм-гражданственность», а также от того, как ППС вуза принимают эти принципы. Возникающий когнитивный диссонанс в случае перекрестных, противоположных друг другу по смыслу информационных потоков в системе образования и, в целом, в обществе, провоцирует создание внутриличностного конфликта и утрату доверия студента и к системе образования, и к обществу. Это, безусловно, не совместимо с процессом подготовки в вузе будущего специалиста для сферы государственного и муниципального управления.
Рассмотренные некоторые аспекты подготовки в вузе будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления, обусловленные активными процессами трансформации, происходящими в российском обществе, должны быть в сфере научного и практического внимания ППС вуза, что, безусловно, будет способствовать более качественной подготовке выпускника, востребованного в условиях транзитивного российского общества.
Список использованных источников:
1.Горбачев В.В. Роль преподавателя в социальном управлении образовательным потенциалом современных вузов. С.41-47// Социология образования, 2011, №6.
2. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования. Коллективная монография. / Под ред. Т.Ю. Ломакиной – Москва, Издательский центр ИЭТ, 2012. – 260 с.
3. Заруба Н.А. Подготовка профессионально-компетентных кадров для сферы культуры в условиях транзитивного общества. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 26. С. 228-232. 4.Заруба Н.А. Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества. / Н А Заруба. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. № 18. С. 159-165.
5. Шпак Л.Л., Заруба Н.А. Дезадаптация в контексте повседневной жизни./ Шпак Л.Л., Заруба Н.А. Кемерово, 2009. – 446 с.
6. Шпак Л.Л., Заруба Н.А. Концептуально-схематическая модель социологического сопровождения управленческих кадров. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23. С. 213-225
УДК 352/354-1