Сущность, функции и классификация рынков
В экономической литературе существует много определений категории «рынок». Следует обратить внимание на то, что рынок как экономическая категория не может определяться как место, где торгуют. Рынок – это:
- обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
- совокупность экономических отношений производства и обмена при помощи денег;
- механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
- система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;
- сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей;
- и т.д.
Важнейшее условие возникновение рынка – общественное разделение труда.
Общественное разделение труда – выделение различных видов трудовой деятельности в обществе.
Выделяют 3 ступени общественного разделения труда:
1) отделение скотоводства от земледелия;
2) выделение ремесла;
3) выделение торговли.
Причины возникновения рынка:
1) ограниченность ресурсов;
2) экономическая обособленность товаропроизводителей, т.е. выделение их как частных собственников;
3) экономическая свобода и самостоятельность предпринимательства.
Субъекты рынка –это участники рыночных сделок, сделок купли-продажи.
К ним относятся:
1) домашнее хозяйство;
2) фирма;
3) государство
Домашнее хозяйство (домохозяйство) – это семья, т.е. экономическая единица, в которую может входить как одно, так и несколько лиц.
Основные черты домохозяйства:
- является собственником факторов производства (трудовых ресурсов, земельных, капитальных);
- принимает свои решения самостоятельно;
- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма– это экономическая единица, которая:
- самостоятельно принимает решения;
- использует факторы производства для создания и продажи товаров и услуг;
- стремится к получению максимальной прибыли.
Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности для достижения общественных целей (таких, как оборона, экология, социальная помощь, образование и т.д.).
Объекты рынка – всё то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.
Основные элементы рыночного механизма:
- спрос и предложение;
- цена;
- конкуренция.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:
1) регулирующая -
Через колебания спроса и предложения увеличивается либо сокращается производство товаров и услуг;
2) стимулирующая –
Рынок побуждает производителей работать эффективно, повышать качество продукции, осуществлять инновации и т.п.;
3) посредническая –
Рынок дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;
4) информационная –
Рынок даёт необходимую информацию хозяйственным субъектам;
5) санирующая –
Рынок избавляет экономику от убыточных, неэффективных предприятий;
6) социальная –
Рынок приводит к дифференциации субъектов рынка, т.е. делению на бедных и богатых.
Рынок имеет сложную и многообразную структуру. Критерии классификации рынка:
1. Пространственная характеристика:
- местный (локальный) рынок;
- региональный (внутри страны);
- национальный;
- региональный (по группе стран);
- мировой.
2. Объект продажи:
- товарный рынок, включающий потребительский рынок, рынок средств производства, рынок интеллектуального продукта, рынок информации;
- финансовый рынок, включающий рынок капиталов (инвестиционный), рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок.
- рынок труда.
3. Механизм функционирования:
- свободный рынок;
- монополизированный;
- регулируемый (регулирует государство).
4. Соответствие закону:
- легальный,
- нелегальный (теневой).
5. Степень насыщенности товарами:
- дефицитный;
- равновесный;
- избыточный.
Инфраструктура рынка – совокупность учреждений и организаций,