Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Хронометрия контрольной работы рассчитана следующим образом: на первый блок АКР, состоящий из 40 тестовых вопросов
Хронометрия контрольной работы рассчитана следующим образом: на первый блок АКР, состоящий из 40 тестовых вопросов, отводится 40 минут времени (из расчета 1 минута на 1 вопрос). На второй блок, состоящий из 3-х ситуационных заданий, отводится 45 минут (из расчета 15 минут на анализ каждой ситуации). Оставшиеся 5 минут являются организационно-технологическими потерями, обусловленными получением и сдачей материалов контрольной работы студентами и проведением вводного инструктажа преподавателем.
При выполнении аудиторной контрольной работы студентам рекомендуется:
Выполняя тесты (блок №1 АКР) не тратить время на вопросы, которые при первом прочтении вызвали трудности с выбором ответа. К этим вопросам можно будет вернуться после выполнения других заданий.
Анализируя предложенные ситуации (блок №2 АКР) не тратить время на задание, которое при первом прочтении вызвало трудности с принятием решения. К этим заданиям можно будет вернуться после анализа других ситуаций.
Первый вариант набора «проходного балла» (55 и более) и успешного выполнения АКР: достаточно правильно решить одно ситуационное задание (блок № 2 АКР) и правильно ответить на 35 вопросов тестов из 40 (блок №1 АКР). Эта рекомендация, в первую очередь, касается студентов, которые более склонны к логическому мышлению и легко запоминают термины, понятия и определения, изучаемые в рамках дисциплины.
Второй вариант набора «проходного балла» (55 и более) и успешного выполнения АКР: достаточно правильно решить два ситуационных задания (блок № 2 АКР) и правильно ответить на 15 вопросов тестов из 40. Эта рекомендация, в первую очередь, касается студентов, которые более склонны к ситуационному анализу, объективной оценке информации и принятию логически обоснованного решения.
При выполнении блока №2 контрольной работы необходимо обязательно прочитать все задания и постараться ответить на каждое из них. Так как оценка ситуационных заданий осуществляется в пределах от 0 до 20 баллов, то наличие незаконченного ответа или ответа, в котором прослеживается логика размышлений студента, может быть оценена преподавателем в несколько баллов, которые в сумме за три задания могут дать желаемый результат. Ответы на практические задания должны отражать необходимую и достаточную компетентность студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены.
Во время выполнения АКР студентам разрешается использовать конспекты лекций, учебники, ГОСТ и иные нормативно-методические материалы. Время на поиск правильного ответа ограничено общим временем выполнения АКР, но вместе с тем, если студент обладает навыками правильного ориентирования в имеющихся источниках информации, то вероятность быстрого нахождения правильного ответа существенно увеличивается. Рекомендуется использовать данную возможность для решения сложных (вызвавших трудности с ответом) заданий в случаях, когда студент прочитал все задания АКР и ответил на все вопросы, в которых был уверен.
Практика проведения аналогичных контрольных работ показывает, что подавляющее большинство студентов успешно справляются с выполнением АКР с первого раза при соблюдении следующих условий:
ü посещение и внимание на лекционных занятиях;
ü проработка основной учебно-методической литературы;
ü посещение, подготовка и активное участие в семинарских занятиях, на которых рассматриваются и разбираются практические примеры;
ü выполнение тестов и заданий, предусмотренных для самостоятельной работы.
7. Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других источников информации.
8. При изучении и проработке тем учебной дисциплины по основной и дополнительной литературе студентам целесообразно дополнять конспект лекций наиболее существенными и важными тезисами для данной темы занятий. Работа с внешними источниками информации и своевременное пополнение конспекта лекций могут быть эффективно использованы студентом как при выполнении АКР, так и при подготовке и сдаче экзамена по дисциплине (см. п. 8.2).
Контрольная работа выполняется в срок не позднее 20 дней до начала экзаменационной сессии, а её положительный результат является необходимым условием допуска студента к экзамену по дисциплине «Управление качеством». Контрольная работа, выполненная студентом на оценку «незачтено» подлежит переписыванию в период зачетной недели перед экзаменационной сессией, в дни консультаций по дисциплине или другое дополнительное время (по предварительному согласованию с преподавателем).
ВНИМАНИЕ!!! Для тех студентов, которые не любят выполнять контрольные работы в учебных аудиториях под присмотром преподавателя. Только для Вас – специальное предложение (см. приложение 2).
И
К
Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение и представление преподавателю аудиторной контрольной работы, при условии, что за нее будет получена оценка «зачтено».
8.1. Перечень вопросов для подготовки студентов к экзамену:
1. Терминология в области качества продукции (качество, виды дефектов – явные и скрытые, критические, значительные, малозначительные, устранимые, неустранимые).
2. Квалиметрия как наука об измерениях уровня качества продукции.
3. Терминология в области системы менеджмента качества (система менеджмента качества, менеджмент качества, планирование качества, верификация, валидация мониторинг).
4. Терминология в области системы менеджмента качества (прослеживаемость, идентификация, оценка соответствия, предупреждающее действие, корректирующее действие, коррекция).
5. Механизм управления качеством продукции.
6. Сущность цикла Шухарта-Деминга (PDCA).
7. Сущность принципа – «Ориентация на потребителя».
8. Сущность принципа – «Лидерство руководителя».
9. Сущность принципа – «Вовлечение персонала».
10. Сущность принципа – «Процессный подход».
11. Сущность принципа – «Системный подход».
12. Сущность принципа – «Постоянное улучшение».
13. Сущность принципа – «Принятие решений, основанных на фактах».
14. Сущность принципа – «Взаимовыгодные отношения с поставщиками».
15. Сущность понятия «процесс», значение процессного подхода, требования к составлению процессов.
16. Инструменты контроля качества – контрольная карта, диаграмма Парето, диаграмма Исикавы.
17. Статистические методы управления качеством – статистические анализы, статистическое регулирование технологических процессов, статистический приемочный контроль качества продукции.
18. Сущность и значение «функции развертывания качества» - QFD.
19. Концепция «Дома качества».
20. Характеристика «Дома качества».
21. Управление качеством на стадии планирования продукции.
22. Управление качеством на стадии проектирования продукции.
23. Закупки как этап управления качеством.
24. Управление качеством на стадии производства продукции.
25. Управление качеством на стадии поставки продукции.
26. Управление качеством на стадии эксплуатации продукции.
27. Измерение как процесс и требования к качеству измерения продукции.
28. Роль прослеживаемости идентификации в управлении качеством продукции.
29. Управление качеством услуги на стадии проектирования (на примере услуг по подбору персонала или услуг по обучению).
30. Управление качеством услуги на этапе процесса производства, осуществления деятельности (на примере услуг по подбору персонала или услуг по обучению).
31. Понятие системы менеджмента качества (СМК) и общие требования к СМК (подраздел 4.1 ИСО 9001:2000)
32. Документальная основа СМК (подраздел 4.2 ИСО 9001:2000).
33. Записи как составляющая часть документированной системы менеджмента качества (особенности процедуры управления записями).
34. Характеристика «Политики в области качества» и «Руководства по качеству» как документов СМК.
35. Содержание раздела 5 «Ответственность руководства» ИСО 9001:2000.
36. Содержание раздела 7 «Производство продукции» ИСО 9001:2000.
37. Сущность управления устройствами для мониторинга и измерений.
38. Содержание раздела 8 стандарта ИСО 9001:2000.
39. Значение внутреннего аудита (проверки) для СМК.
40. Сертификация систем качества: сущность, внешние и внутренние предпосылки проведения.
41. Порядок (процедура) сертификации системы менеджмента качества.
42. Затраты на качество: классификация, проблемы учета.
43. Методы определения и оптимизации затрат на качество: метод Парето; метод Тагути; метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).
44. Классификация систем менеджмента.
45. Отличительные особенности ИСО 9001 новой версии (2008 г.).
8.2. Методические рекомендации по подготовке к зачету/экзамену
При подготовке к экзамену студенту рекомендуется:
1. Повторить пройденный материал и ответить на вопросы, указанные в п. 8.1, используя конспект и материалы лекций. Если по каким-либо вопросам у студента недостаточно информации в лекционных материалах, то необходимо получить информацию из основного учебника, рекомендованного для изучения дисциплины (п. 9.1). Целесообразно также дополнить конспект лекций наиболее существенными и важными тезисами для рассматриваемого вопроса.
2. При изучении основных и дополнительных источников информации в рамках ответа на экзаменационный вопрос особое внимание необходимо уделять схемам, рисункам, графикам и другим иллюстрациям, так как подобные графические материалы, как правило, в наглядной форме отражают главное содержание изучаемого вопроса.
3. При изучении основных и дополнительных источников информации в рамках ответа на экзаменационный вопрос (в случаях, когда отсутствует иллюстративный материал) особое внимание необходимо обращать на наличие в тексте словосочетаний вида «во-первых», «во-вторых» и т.д., а также дефисов и перечислений (цифровых или буквенных), так как эти признаки, как правило, позволяют структурировать ответ на поставленный вопрос (иными словами, содержат основные тезисы ответа на вопрос). Подобную текстовую структуризацию материала студент может трансформировать в рисунки, схемы и т.п. для более краткого, наглядного и удобного восприятия (иллюстрации целесообразно отразить в конспекте лекций – это позволит оперативно и быстро найти, в случае необходимости, соответствующую информацию).
4. Следует также обращать внимание при изучении материала для подготовки к экзамену на словосочетания вида «таким образом», «подводя итог сказанному» и т.п., так как это признаки выражения главных мыслей и выводов по изучаемому вопросу (пункту, разделу). В отдельных случаях выводы по теме (разделу, главе) позволяют полностью построить (восстановить, воссоздать) ответ на поставленный вопрос, так как содержат в себе основные мысли и тезисы для ответа.
Основные требования к знаниям студентам, предъявляемые на экзамене:
1. Билет состоит из двух теоретических вопросов. Для получения положительной оценки за экзамен студент должен, в той или иной мере, ответить на каждый вопрос.
2. Для получения оценки «хорошо» студент должен не только правильно ответить на вопросы билета, но и должен уметь привести примеры практического применения (использования) теоретических основ вопросов, содержащихся в экзаменационном билете.
3. Студенты, претендующие на отличную оценку за экзамен, должны владеть знаниями по всем темам учебной дисциплины и быть готовыми ответить на дополнительные вопросы преподавателя в рамках изученного материала, а также должны правильно понимать и применять терминологию дисциплины.
4. Главными критериями оценивания знаний студента на экзамене являются степень подробности ответов на вопросы экзаменационного билета, а также умение грамотно и последовательно изложить материал.