Сравнительная характеристика методов исследования
Методы маркетинго-вых иссле-дований | Концентрация усилий | Преимущества | Недостатки | Условия применения | ||
1.Кабинетное | Вторичная информация | доступность; невысокая стоимость; быстрота сбора информации; возможность предварительного анализа проблемы; наличие нескольких источников информации; источники информации могут содержать данные, которые фирма сама не может получить. | информация может быть устаревшей; информация может не полностью соответствовать целям исследования в силу общего характера: не является целиком достоверной и точной неполнота информации. | Позволяет ознакомиться с конъюнктурой зарубежного рынка, ситуацией в конкретной отрасли, тенденциями изменения объемов продаж, конкурентами, последними достижениями науки и техники; помогает лучше сформулировать проблему исследования, используется при проведении разведочного исследования. | ||
2. Полевое | Первичная информация | информация собирается в соответствии с точными целями исследования; информация с новизной; методология сбора данных контролируется предприятием; информация засекречена. | значительные затраты материальных и трудовых ресурсов; длительность сбора информации. | Применяется для получения новых точных, конкретных, оригинальных данных, используется для детализации и уточнения данных, полученных при кабинетном следовании. | ||
2.1. Метод опроса | Первичная информация | высокий уровень стандартизации; возможность проведения глубокого анализа; широкая база первичных данных. | высокие затраты | При проведении описательных исследований, ответы на вопросы когда, как, кто, что, где. Служит для получения информации о знаниях, убеждениях, предпочтениях. | ||
2.2.Метод эксперимента а) лаборатор-ные | Первичная информация | дешевизна проведения; контроль над побочными факторами; минимальные затраты времени. | невысокая степень доверия | Используется для выявления причинно-следственных связей. Определяется эффективность применения отдельных элементов комплекса маркетинга, потенциального объема продаж услуг. | ||
б) полевые | высокая степень доверия; большая глубина исследования. | большие затраты материальных и трудовых ресурсов; сложность учета влияния побочных факторов. | ||||
2.3. Метод наблюдения | Первичная информация | высокая степень объективности. | трудоемкий метод; узкая база первичных данных; возможно низкая репрезентатив-ность. | Сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему. Исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. | ||
Конечной целью любой технологии маркетингового исследования является формирование оптимальной стратегии, тактики рыночного участия и организация хозяйственной деятельности с учетом реальной конъюнктуры рынка, запросов покупателя, а также корпоративных возможностей.
Цель исследования определяется фактически сложившейся рыночной ситуацией и базируется на выявленных проблемах. Цель — это общая постановка задачи. Цели исследования подразделяются следующим образом: разведочные (сбор предварительной информации); описательные (описание маркетинговой ситуации); казуальные (обоснование гипотез, выявляющих причинно-следственные связи). Например, у компании может возникнуть необходимость определить существующий (описательная цель) и прогнозируемый (казуальная цель) тип покупателя товара, в частности пол, возраст, годовой доход на члена семьи, уровень образования и характеристики стиля жизни покупателя в целях совершенствования товарной политики, продвижения, ценообразования, системы и методов сбыта.
4. Представление полученных результатов и подготовка заключительного отчета.Оформление результатов и их доведение до руководства осуществляются обычно в форме заключительного отчета, который должен состоять из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум (кратко говорится о характере исследования и об исполнителях, комментируются результаты исследования, делаются предположения о дальнейших исследованиях), оглавление, перечень иллюстраций.
Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, выводов и рекомендаций.
• цель и задачи исследования;
• для кого и как проводилось исследование;
• характеристику выборки обследования, время его проведения;
• данные о приемах и методах, которые применялись для сбора, анализа и обработки информации;
• вопросник (анкету);
• источники получения информации, их надежность при проведении кабинетных исследований;
• величину возможных погрешностей, влияющих на степень достоверности сведений;
• выводы и рекомендации по предмету исследования в соответствии с целями и задачами;
• сведения об исполнителях, консультантах.
В заключительной части приводятся приложения с аналитическими данными по обоснованию выгодной зоны рыночного присутствия, оценки факторов рыночной среды, результаты SWOT - STEP – SNW анализа в системе маркетинга торговли и другие данные финансово — стоимостного анализа.