Тема 9. Типы рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции
Рыночная структура. Типы рыночных структур, их характеристика.
Рынок совершенной конкуренции, его характеристика.
Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельные доходы. Сопоставление дохода и издержек по валовым и предельным параметрам. Случаи максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия фирмы. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы. Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
Совершенно конкурентная фирма и отрасль в долгосрочном периоде.
Рынок совершенной конкуренции и эффективность.
Тестовые задания
1. Для фирмы в модели совершенной конкуренции характерно следующее соотношение цен (Р) и предельного дохода (МR):
1. MR=Р;
2. MR>Р;
3. MR<Р;
4. все ответы верны.
2. На рынке совершенной конкуренции продукция:
1. уникальная;
2. однородная;
3. дифференцированная;
4. разнородная.
3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
1. в отрасли действует большое число производителей, выпускающих неоднородную продукцию;
2. отсутствуют входные барьеры на рынок;
3. имеется только один покупатель данной продукции;
4. информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.
4. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
1. выпускаются дифференцированные товары;
2. оперирует множество покупателей и продавцов;
3. рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов;
4. каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.
5. Из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:
1. свобода входа на рынок;
2. свобода выхода с рынка;
3. диверсификация производства;
4. большое число продавцов и покупателей.
6. Что из нижеприведенного является признаком только совершенной конкуренции:
1. фирма не обладает рыночной властью;
2. фирма максимизирует прибыль;
3. фирма получает прибыль в долгосрочном периоде;
4. фирма является на рынке ценодателем.
7. Свобода входа и выхода из рынка характерна только для:
1. монополии;
2. монополистической конкуренции;
3. совершенной конкуренции;
4. верны ответы 2 и 3.
8. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:
1. рынка легковых автомобилей;
2. рынка помидоров;
3. рынка холодильников;
4. рынка карандашей.
9. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции совпадает с:
1. кривыми предельной и средней выручки;
2. кривой общей выручки;
3. кривой общих издержек;
4. кривой предельных издержек.
10. Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной отрасли обеспечивается при:
1. P = MR < MC;
2. P > MC = LRAC;
3. P = LRAC = MC;
4. P = MR = MC.
11. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
1. фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;
2. кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек а точке, соответствующей минимальному значению АТС;
3. кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;
4. кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму;
5. кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.
12. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
1. значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;
2. имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;
3. все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;
4. имеет место свободный вход и выход на этот рынок;
5. все предыдущее верно.
13. Что не относится к условиям существования чистой (совершенной) конкуренции:
1. доля каждой фирмы в общем объеме рыночного производства мала;
2. существует множество фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;
3. вхождение новых фирм на рынок затруднено;
4. нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, ценах и пр.
14. Что из нижеперечисленного является прямой противоположностью совершенной конкуренции:
1. монополистическая конкуренция;
2. олигополия;
3. монополия;
4. дуополия.
15. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой (совершенной) конкуренции является:
1. абсолютно эластичным;
2. неэластичным;
3. абсолютно неэластичным;
4. единично эластичности.
16. В условиях совершенной конкуренции контроль над ценой:
1. жесткий;
2. значительный;
3. отсутствует;
4. осуществляется государством.
17. Условия вступления в отрасль при совершенной конкуренции:
1. очень легкие, препятствия отсутствуют;
2. существуют значительные препятствия;
3. существуют непреодолимые барьеры;
4. легкие, но не беспрепятственные.
18. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое:
1. соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения;
2. выше точки пересечения кривых рыночного спроса и предложения;
3. ниже точки пересечения кривых рыночного спроса и предложения;
4. верный ответ не введен.
19. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции наступает, когда:
1. цена и предельный доход равны минимальным средним издержкам;
2. цена и предельный доход меньше минимальных средних издержек;
3. цена и предельный доход больше минимальных средних издержек;
4. цена и предельный доход равны общим издержкам фирмы.
20. Что из нижеперечисленного не является признаком совершенной конкуренции:
1. стандартизированный продукт;
2. отсутствие препятствий вступления в отрасль;
3. большое число фирм на рынке;
4. верный ответ не введен.
Тема 10. Рынок монополии.
Признаки чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль. Естественные монополии. Монопольный спрос.
Максимизация прибыли монополиста в краткосрочном периоде. Предложение монополиста. Монополия в долгосрочном периоде.
Монопольная власть. Показатели монопольной власти: индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера. Монопольная цена, предельный доход и эластичность спроса по цене. Антимонопольная политика.
Ценовая дискриминация, ее экономический смысл и основные виды.
Регулируемая монополия.
Экономические последствия монополии.
Тестовые задания
1. Разновидностью монополии является:
1. дисконт;
2. конкуренция;
3. картель;
4. кооперация.
2. Присутствие только одной фирмы с характерным товаром на рынке говорит о наличии:
1. олигополии;
2. монополии;
3. совершенной конкуренции;
4. монополистической конкуренции.
3. Какой признак характерен для монополии?
1. множество фирм;
2. барьеры на входе (выходе);
3. дифференциация продукта;
4. несколько фирм.
4. У монополии предельный доход (MR) и цена продукции (Р) соотносится как:
1. MR=Р;
2. MR>Р;
3. MR<Р;
4. все ответы неверны.
5. Что из нижеперечисленного не является разновидностью монополии:
1. трест;
2. концерн;
3. дисконт;
4. картель.
6. Характерной чертой монополии в отличие от конкурентной фирмы является:
1. стремление снижать объем производимой продукции и повышать на нее цену;
2. стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции;
3. стремление максимизировать прибыль;
4. стремление увеличивать количество производимой продукции и снижать цену на нее.
7. Когда монополист максимизирует прибыль, он должен выбрать такой объем выпуска, при котором:
1. предельные издержки равны общим издержкам;
2. предельный доход равен предельным издержкам;
3. предельный доход равен общему доходу;
4. предельный доход равен предельным издержкам.
8. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:
1. средние издержки равны цене продукта;
2. предельный доход равен общим издержкам;
3. предельные издержки равны общим издержкам;
4. предельный доход равен предельным издержкам.
9. Монополия – это рыночная структура, где:
1. имеется только одна крупная фирма – производитель;
2. имеется только один покупатель выпускаемой продукции;
3. существует небольшое число конкурирующих фирм;
4. отсутствует контроль над ценами.
10. Продажа монополией одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам – это:
1. ценовая дискриминация;
2. неценовая дискриминация;
3. научно-техническое соперничество;
4. верный ответ не введен.
11. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей:
1. нефть;
2. сахар;
3. пшеница;
4. кофе.
12. Монополия:
1. повышает экономическую эффективность;
2. снижает экономическую эффективность;
3. не влияет на экономическую эффективность;
4. повышает экономическую эффективность в незначительной степени.
13. На степень монопольной власти влияют:
1. количество фирм на рынке;
2. концентрация;
3. конкурентная стратегия;
4. все предыдущее верно.
14. Как влияет эластичность рыночного спроса на монопольную власть на рынке:
1. чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть;
2. чем ниже эластичность, тем меньше монопольная власть;
3. чем выше эластичность, тем больше монопольная власть;
4. влияния нет.
15. В отличие от конкурентной формы, монополист:
1. может назначать любую цену за свой продукт;
2. максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
3. может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
4. при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;
5. сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
16. В отличие от конкурентной формы, простая монополия стремится:
1. производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;
2. максимизировать прибыль;
3. устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;
4. выбрать такой объем выпуска, при котором MR = P;
5. производить продукции больше, а цену устанавливать выше.
17. Показатель монопольной власти (L) рассчитывается по формуле:
1. (Р – МС) / Р;
2. (Р + МС)/ Р;
3. Р / (Р – МС);
4. Р / (Р + МС).
18. Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается для оценки:
1. качества выпускаемой продукции;
2. спроса на продукцию монополий;
3. численности и масштаба продавцов;
4. все предыдущее верно.
19. Совершенная ценовая дискриминация имеет место, когда:
1. каждая единица продукции продается по цене рыночного спроса;
2. каждая единица продукции продается выше цены рыночного спроса;
3. каждая единица продукции продается ниже цены рыночного спроса;
4. верный ответ не введен.
20. Что из нижеперечисленного относится к условиям существования монополии:
1. доля каждой фирмы в общем объеме рыночного производства мала;
2. существует множество фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;
3. вхождение новых фирм на рынок затруднено;
4. нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, ценах и пр.