Проблемы неравенства. Кривая Лоренца
Важнейшей функцией налоговой системы в большинстве стран мира является снижение уровня дифференциации доходов.
Для определения степени неравенства, дифференциации доходов в обществе, часто увязываемой именно с подоходным налогом, используется кривая Лоренца (рис. 10.1).
На графике кривой Лоренца на оси абсцисс откладываются доли населения, а на оси ординат – доли дохода. Кривая Лоренца, отражающая полное равенство, представляется прямой, проходящей под 45˚, когда 40% населения получают 40% дохода и т.д. Нижняя кривая отражает положение, когда 20% самого бедного населения получает только 4-5% общего дохода, а самые богатые 20% – свыше 40% дохода. Разница между биссектрисой и кривой указывает на степень неравенства распределения доходов в данном обществе.
Прогрессивные налоги снижают дифференциацию, и кривая Лоренца после уплаты налогов, а так же с помощью социальных трансфертов смещается к биссектрисе.
В Российской Федерации в 2006г. по официальной статистике первая 20-ти процентная группа с наименьшими доходами имеет 5,4% денежных доходов всего населения, вторая группа – 10,1%, третья- 15,1%, четвертая – 22% и пятая (с наибольшими доходами) – 46,8%. При этом коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов) составляет 15,3 раза и коэффициент Джили (индекс концентрации доходов) – 0,410. ( 25.с.196)
Эффективность налогообложения.
Кривая Лаффера
Кроме позитивных функций, налогообложение приносит и потери. Так, введение акциза в 1 рубль на 1 бутылку пива, повышает издержки производителя и расходы покупателя, соответственно, снижается предложение и спрос и, стало быть, равновесные объемы. В результате, государство не получает той суммы налоговых поступлений, на которую рассчитывало.
Повышение подоходного налога на заработную плату при стабильной цене продукции вынуждает фирму платить за труд больше, а работники будут получать меньше, чем раньше.
То есть, возникает проблема соотношения неотвратимости и положительных эффектов и потерь от налогообложения, или эффективности налоговой политики государства.
Высокий уровень налогообложения сокращает стимулы к получению больших доходов, а стало быть, сокращает суммарные поступления налогов. Низкий уровень налогов не позволяет пополнить бюджет и результативно осуществлять государственные функции.
Это явление отражается кривой Лаффера (рис. 10.2).
Здесь по горизонтальной оси откладываются суммарные поступления налогов , а на вертикальной – налоговая ставка При повышении ставки налога от нуля, величина сбора растет. Однако, после точки А рост приводит к снижению суммарных поступлений. При 100% ставке сбор упадет до нуля.
В реальной ситуации трудно определить оптимальную Однако есть свидетельства, что в Швеции она приблизительно составляет 70%.