Спрос на деньги. Концепции спроса на деньги
Спрос на деньги – это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах.
Спрос на деньги – это всегда спрос на блага, которые можно на них купить. На размеры спроса на деньги большое влияние оказывает фактор неопределенности, ибо именно в условиях роста неуверенности в величине будущих процентов увеличивается предпочтение ликвидности.
Виды спроса на деньги: номинальный и реальный.
Номинальный спрос на деньги.Он изменяется вслед за повышением цены.
Реальный спрос на деньги,рассчитанные с учетом покупательной способности денег. Онравен:
Md
───,
P
где Md – номинальный спрос на деньги: P – средний уровень цен.
Реальная стоимость денег –то количество потребительских благ, которое можно приобрести в обмен на определенную денежную сумму.
Спрос на деньги определяет ту часть активов, которую фирмы и домохозяйства хотят иметь в виде наличности, а не в виде акций, облигаций, недвижимости, производственного оборудования и т.д. Это реальный спрос на деньги.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.
Теоретические модели спроса на деньги: классическая количественнаятеорияспроса на деньги; кейнсианская теорияспроса на деньги; монетаристская теория спроса на деньги.
Классическая количественная концепция спроса на деньги основана на трех постулатах:
а) причинности (цены зависят от массы денег);
б) пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
в) универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).
Формула уравнения обмена Ирвинга Фишера,котораяиспользуется классиками для определения спроса на деньги:
MV = PY,
где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен (индекс цен); Y – объем выпуска.
Предполагалось, что V – величина постоянная. Следовательно, при постоянстве V: –
MV = PY,
Преобразуя уравнение, получим:
PY
MD = ────,
_
V
где MD – величина спроса на деньги.
В этом случае изменение количества денег в обращении может вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (PY).
Нейтральность денег – это свойство денег не оказывать влияния на реальные показатели.Согласно классической концепции реальный ВНП меняется медленно, а при изменении числа вовлекаемых факторов производства и технологии на коротких отрезках постоянен, поэтому применение количества денег в обращении окажет влияние только на номинальные переменные и не отразятся на реальных переменных. Отсюда следует, что изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели.
Классическая дихотомия– этопредставление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния.
Показатель ликвидностиэкономистов Кембриджского университета. По их мнению развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами и на этой основе они преобразовали традиционную модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством
M = kPY,
где M – количество денежных единиц; Y – общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; P –цена произведенной продукции; k – коэффициент, обратный скорости обращения денег, т.е.
k= 1 / V
Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки (РКО) можно представить в следующем виде:
MD
──── = kY,
PD
или
MD Y
──── = ────,
PD V
Трансакционный спрос на деньги. Классики под спросом на деньгипонимали только трансакционный спрос, т.е. спрос на деньги для совершения сделок купли-продажи.
Из формулы видно, что трансакционный спросопределяется:
а) величиной дохода;
б) скоростью обращения денег;
Постулаты модели классической количественной теории:
- скорость обращения денегобусловлена практикой платежей хозяйственных агентов, а уровень реального выпуска продукции зависит от уровня развития технологических процессов и численности населения;
- если возникает предложение денег сверх достаточного количества, удовлетворяющего существующий спрос на деньги, люди потратят их на приобретение новых товаров и услуг, не желая хранить эти «новые» деньги. Но т.к. предложение товаров и услуг остается фиксированным, то растущая трата денег поднимет уровень цен;
- по мере увеличения уровня цен возрастет и спрос на деньги. Когда уровень цен поднимется достаточно высоко, уравняв спрос на деньги с возросшим предложением, экономика вернется в состояние равновесия.
- в рамках допущений классической количественной теории денег и цен стабильность спроса на деньги подразумевает жесткую взаимосвязь между денежной массой и уровнем цен.
- в соответствии с классическим подходом количество необходимых для обращения денег определяется массой и ценой реализуемых товаров, т.е. суммой цен товаров – Р. Одна денежная единица обслуживает несколько товарных сделок, т.е. обращается с некоторой скоростью – V. Чем быстрее оборачиваемость денег, тем меньше их нужно для обращения. Следовательно, количество нужных для обращения денег – М определяется зависимостью:
M = P/V
- согласно другому подходу весь экономический оборот определяется количеством находящихся в обращении денег, а товары и деньги вступают в обращение без стоимости. Сама же стоимость и цены образуются только в обращении в результате столкновения товарной и денежной массы. Американский экономист И.Фишер обосновал свою теорию с помощью «уравнения обмена». Скорость обращения денег V является результатом непосредственной связи между ростом ВНП и количеством денег M:
V = ВНП/M
Если ВНП представить в виде суммы произведений средних цен Р на количество реализованного продукта Q, то получим:
V = P´Q/M Þ M´V=P´Q
Это соотношение и лежит в основе количественной теории денег и цен. Оно широко используется для целей макроанализа.
Кейнсианская концепция спроса на деньги.Дж. М. Кейнс исходил из того, что деньги – один из типов богатства в структуре портфеля активов экономических агентов. Часть портфеля активов, которую желают иметь в виде денег, зависит от их оценки ликвидности.
Ликвидностьактивов– это возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь его стоимости. Деньги M1 - абсолютно ликвидные активы.
Кейнсианская теория спроса на деньги.Кейнс выделил следующие побудительные мотивы, порождающие спрос на деньги и хранения богатства в виде денег: трансакционный мотив, мотив предосторожности, спекулятивный мотив. Эти мотивы и формируют различные виды спроса на деньги.
Трансакционный мотив (спрос на деньги для сделок) – это необходимость использования денег в качестве средства платежа и средства обращения, т.е. для осуществления запланированных и незапланированных покупок, платежей. Этот мотив определяет трансакционный спрос на деньги (Dt), который, в свою очередь, определяется уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). С определенным упрощением можно также сказать, что данный спрос не зависит от величины процентной ставки, поэтому его кривая выражается вертикальной линией. Математически этот спрос на деньги выражается следующей формулой:
Dt = f (ВНП),
т.е. это функция объема ВНП в физической форме.
Количество денег в обращении.Формула денежного обращения показывает, что количество денег:
- прямо пропорционально стоимости ВНП = P x Q и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы;
M = Dt / V = ВНП / V = (P xQ) / V
Из формулы видно, что:
а) количество денег необходимых для сделок прямо пропорционально величине произведенного продукта (ВНП), ценам на товары и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы;
б) увеличение количества денег при неизменном ВНП приведет к росту цен.
Мотив предосторожности и спрос на деньги – реализация неожиданных возможностей или удовлетворение неожиданных потребностей. Он выражается в желании хранить деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег, это желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастные случаи, колебания цен на рынке, возможность совершить очень выгодную покупку и т.д.). В сущности, и этот мотив является разновидностью трансакционного спроса – деньги нужны для сделок.
Спекулятивный мотив (спрос на деньги как на имущество) – часть общего спроса на деньги, которая определяется желанием людей сохранить свое имущество или накопить его. В частности, избежать потерь капитала при хранении его в виде ценных бумаг в периоды скачков их курсовой стоимости.
Спекулятивный мотив зависит от ставки процента: чем выше процент, тем больше вложения в ценные бумаги и ниже спекулятивный спрос на ликвидность. Этот вид спроса связан с их функцией сохранения богатства, а не с функцией платежа.
Спекулятивному мотиву хранения денег Кейнс придавал ключевую роль в своей теории предпочтения ликвидности, ибо в условиях неопределенности и риска на финансовом рынке спрос на деньги во многом зависит от уровня доходов по облигациям.
Мотив предосторожности и спекулятивный мотив формируют спрос на деньги для финансовых активов или деньги для активов (Dа).
Спрос на деньги со стороны активов (Da) объясняется стремлением населения к сбережению части своих доходов. Между спросом на деньги со стороны активов и движением процентной ставки существует обратная зависимость, которая изображается нисходящей кривой Da Т.е., ставка процента i и Dа обратно пропорциональны друг другу.
i = 1/ Dа
Факторы предпочтения ликвидности.Из всех активов самый ценный – деньги в силу их ликвидности. Но с другой стороны, хранение денег в запасах связано с потерей процента, упущенной возможности, если вы не имеете вкладов в банке. Поэтому ставка процента по вкладам и другим активам может повлиять на решение, сколько активов держать в ценных бумагах, а сколько в наличных деньгах.Чем выше: ставка по вкладам; норма прибыли по другим активам – тем меньше желания держать деньги на руках.
Совокупный, или общий, спрос на деньги (Dm) – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства (рис. 7.3.). Графически он определяется путем смещения по горизонтальной оси прямой на величину Dа, равную Dt:
Dm = Dt + Dа
Таким образом, по Кейнсу, совокупный спрос на деньги (Dm) – функция двух переменных:
а) дохода (Y);
б) процентной ставки (i).
Dm = f(Y,i), которые обусловлены трансакционным и спекулятивным спросом на деньги.