Особенности населения и хозяйства Японии. Факторы экономического роста Японии
Население. По численности населения (127 млн. чел) Япония занимает 8-е место в мире. На протяжении ХХ в. процесс воспроизводства населения претерпел значительные изменения. Рождаемость снизилась с 40‰ в 20-е гг. до 10‰ в середине 90-х гг. Такая низкая рождаемость обусловлена рядом причин, важнейшей из которых является все большее участие женщин в общественном труде, желание их сделать карьеру. Значительно сократилась смертность населения. Сегодня она одна из самых низких в мире – 7‰.
Япония вышла на 1-е место в мире по показателю ожидаемой продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни женщин составляла в 2007 г. 85 лет, мужчин – 78 лет. Число женщин преобладает над мужчинами (в соотношении 51% к 49%).
Среди причин «демографической революции» в Японии называют традиции и образ жизни японцев, в том числе малое потребление ими алкогольных напитков, большие достижения в области организации здравоохранения и борьбе с такими заболеваниями, как онкологические, инфаркт и др.
Большое влияние на естественное движение населения оказала и демографическая политика государства, которая проводится с начала 1950-х гг. – программы под лозунгом «Борьба против абортов», «Здоровье и счастье для будущих поколений». Одна из главных ограничительных мер демографической политики – повышение возраста вступления в брак: для мужчин составил 28 лет, для женщин – 26 лет. В Японии довольно широко распространилась «мода» на безбрачие.
Кроме перечисленных большое влияние на снижение рождаемости оказали и продолжают оказывать экономические факторы. Среди них главный – постоянно увеличивающиеся затраты на воспитание детей.
В Японии наблюдается характерный для всех развитых стран процесс старения нации. Если в 1950 г. доля старшей возрастной группы (более 65 лет) составляла 5%, то в 2007 г. она возросла до 20%, а в 2025 г., по прогнозам, превысит 27%. В стране насчитывается 4 тыс. человек, отметивших свой 100-летний юбилей. Доля лиц до 14 лет – 13,8%, 15-64 года – 65,2%.
Япония – однонациональная страна: японцы составляют 99 % ее населения. По расовому облику японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной расы. Среди национальных меньшинств наиболее многочисленны корейцы. Примерно 1 млн. – обособленные в этническом отношении жители острова Рюкю. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и в ряде других округов, проживает более 20 тыс. айнов.
Экономически активное население насчитывает более 60 млн. человек. Около 40% занятых составляют женщины.
Средняя плотность населения – 342,5 человека на км2. Без учета микрогосударств это один из самых высоких показателей в мире (он превышает аналогичный показатель для США в 13–14 раз). Однако в действительности почти все население страны сосредоточено на территории, составляющей 15% общей площади страны. Следовательно, реальная плотность населения здесь – 2300 человек на км2.
За сравнительно короткий период времени уровень урбанизации увеличился вдвое. В 2007 г. в городах Японии проживало 81,7% населения. В соответствии с законом 1953 г. к городам в Японии относятся населенные пункты с числом жителей более 50 тыс. В стране насчитывается 650 городов, из них с населением свыше 100 тыс. жителей – примерно 200, а городских агломераций – «миллионеров» – 12.
На территории страны сформировалось несколько крупнейших агломераций. Наиболее мощная из них – Кэйхин, включающая города Токио (8 млн. чел), Иокогама (3,3 млн.), Кавасаки (1,2 млн.). Общая численность населения в агломерации превышает 30 млн. человек.
Вторая по величине агломерация Хансинсложилась вокруг городов Осака (2,5 млн. чел), Кобе (1,4 млн.) и Киото (1,4 млн.); общая численность население превышает 16 млн. человек.
Третья по величине агломерация Тюкёохватывает город Нагоя (2,1 млн. чел) со спутниками; общая численность населения – более 10 млн. человек.
Три перечисленные агломерации образуют один из крупнейших мировых мегалополисов – Токайдо, общая численность городского населения которого превышает 70 млн. человек (56% населения Японии).
На севере острова Кюсю сформировалась еще одна крупная городская агломерация – Китакюсю-Фукуока с населением более 3 млн. человек.
Хозяйство. В 50 – 70-е гг. ХХ в. экономический рост достигался главным образом за счет использования экстенсивных факторов. Развивались сырьевые, материало- и трудоемкие отрасли (черная и цветная металлургия, нефтепереработка и нефтехимия), а также экспортно ориентированные отрасли машиностроения (судостроение, автомобильная, электротехническая промышленность). Темпы роста японской экономики в этот период достигали 10 – 16% в год, этот процесс получил название «японского экономического чуда».
Важнейшими факторами, способствовавшими быстрому экономическому росту, были следующие:
1) наличие достаточно квалифицированной, сравнительно дешевой и дисциплинированной рабочей силы;
2) низкие цены на сырье и топливо на мировом рынке;
3) активное использование иностранных научно-технических достижений (покупка лицензий);
4) отсутствие расходов на военные нужды;
5) сдерживание внутреннего потребления и преимущественное использование финансовых и материальных ресурсов на развитие экономики;
6) активное участие государства в регулировании экономического развития.
В результате стремительного экономического роста Япония превратилась в одну из ведущих индустриально развитых стран мира.
В 2007 г. для экономикиЯпонии была характерна следующая структура: сельское хозяйство – 1,5% ВВП, промышленность – 25,2%, сфера услуг – 73,3%.
Промышленность.Промышленность Японии условно можно разделить на две группы отраслей:
- материалоемкие производства: выплавка стали, нефтехимия, автомобилестроение, судостроение. Значение этих отраслей со временем падает. К началу 1980-х гг. в судостроении было демонтировано или законсервировано 40% мощностей, в алюминиевой промышленности – 45%, в производстве синтетического волокна – 20%;
- наукоемкие отрасли: производство роботов (50% мирового объема), ЭВМ, полупроводников (40% мирового производства), бытовой радиоэлектроники.
Страна занимает 1-е место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции, 2-е – по выпуску судов.
Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.
Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь и древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил возрастание масштабов потребления импортной нефти и коксующегося угля и снижение доли национальных источников энергетики. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой: на 80% находится в зависимости от импорта нефти.
Годовое производство электроэнергии превышает 1 трлн. кВт·ч, 3-е место в мире после США и КНР. Ныне ТЭС вырабатывают 60% всей электроэнергии. В 2005 г. в стране действовало 52 реактора (3-е место в мире после США и Франции), а доля АЭС в производстве электроэнергии составляла 30%. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9%. На электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, производится 0,3% электроэнергии. Уже в 1970-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция, сейчас их около 20.
В Японии нет крупных ГЭС. Все гидростанции – небольшие и расположены главным образом в центральных горных районах острова Хонсю. Общее число их достигает 600. Крупнейшие ТЭС Японии располагаются на побережье Тихого океана и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагой и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное урановое сырье. Практически все АЭС Японии расположены на морском побережье (Фукусима, Хитати и др.).
Черная металлургия – одна из старых отраслей. По объему выплавки стали (в 2007 г. 116 млн. т) Япония, обогнав США, вышла на 2-е место (после КНР). В настоящее время Япония обеспечивает 14 –15% всего мирового производства стали. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20 – 30 млн. т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира.
Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная концентрация. В Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла. Самый крупный металлургический комбинат находится в Фукуяме (16 млн. т стали в год). Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уровень ее территориальной концентрации – крупные металлургические районы на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топлива: Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Некоторые из металлургических комбинатов Японии построены не просто на морском побережье, а на специально намытых для этой цели площадках – «Фукуяма» на внутреннем Японском море. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо.
Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксующийся уголь. Ежегодно страна импортирует более 64 млн. т коксующегося угля из Австралии, Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн. т из Австралии, Бразилии, Индии, Чили, Перу, Южной Африки.
Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает 3-е, а по доле его в экспорте (75%) – 1-е место в мире. Выделяются как традиционные отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, так и новые наукоемкие – робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Крупнейшим центром этих наиболее сложных производств является Токийский район.
В настоящее время основным направлением в японской электронике является производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.
Наиболее важные центры судостроения страны – крупные портовые города Иокогама, Кобе, Нагасаки.
Ныне страна занимает 2-е место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет около 21%, при этом экспортируется 46% произведенных автомобилей. Япония специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомобилей. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили.
Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота» (9% мирового производства автомобилей) далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Крупнейшими центрами автомобилестроения являются Тойота (район Нагоя), Хиросима, Токио и его города-спутники.
По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям ведущих капиталистических стран, однако является важной составной частью военно-экономического потенциала страны. Практически все заводы расположены в районах городов Токио, Нагоя, Осака.
Высокую репутацию Японии завоевала продукция оптической индустрии(микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.
Химическая промышленность. Некоторые химические производства, например лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др., существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства. В настоящее время по производству многих видов химических товаров Япония стоит на 3-м месте после США и ФРГ.
Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (15 млн. т), синтетического каучука (1,5 млн. т) в конце XX в. Япония вышла на 2-е место в мире (после США), по производству химических волокон (1,8 млн. т) заняла 5-е место в мире после США, Китая, Тайваня, Республики Кореи.
Крупными центрами химической промышленности являются города Центральной и Южной Японии: Йоккаити, Убе, Токуяма, Нобеока.
Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лекарственных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, а также производству витаминов, специальных кислот.
Химические товары – важная статья японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.
Легкая промышленность. Основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах и в большинстве своем претерпевают в настоящее время техническую реконструкцию.
Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Особенно интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.
Производство химического волокна осуществляется преимущественно на юго-западе Японии – в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов построено на острове Кюсю. Синтетическое волокно вывозится в основном в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла 1-е место, опередив США.
Керамическое производствовсегда занимало важное место в экономике Японии. Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина. Самый известный центр керамического производства находится в Сэто. В настоящее время до 3/4 производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся бытовая посуда, лабораторная, химическая и электротехническая керамика, сантехника, кустарно-художественные изделия, игрушки.
Сельское хозяйствоостается важной отраслью в экономике Японии, хотя ее доля в ВВП сокращается (1,5% в 2007 г.). В сельском хозяйстве страны занято 5 млн. человек. Преобладает мелкое крестьянское землепользование (порой участок имеет площадь меньше 0,5 га). В этих условиях возможно осуществлять только малую механизацию.
За счет собственного производства обеспечивается 90% потребностей в рисе, на 65 – 90% – в картофеле, овощах, молочных продуктах, рыбе и морепродуктах. Серьезной проблемой сельского хозяйства страны является обеспеченность трудовыми ресурсами. Уже в 2000 г. на японских полях и фермах почти половина занятых была в возрасте 65 лет и старше.
Обрабатываемая площадь страны составляет 14% земельной площади, в ряде районов снимается по 2, а на юге и по 3 урожая в год.
В растениеводстве главную роль играют зерновые. Под зерновыми занято свыше 1/2 посевной площади, под овощами – чуть больше 1/4, остальная площадь отводится под кормовые травы, технические культуры и тутовые.
Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов таких зерновых культур, как пшеница, ячмень, что вызвано низкой рентабельностью и конкуренцией со стороны импортного зерна. Большое значение имеет овощеводство, которое стало весьма доходной отраслью для пригородных хозяйств. Увеличиваются урожаи сахарной свеклы на Хоккайдо и сахарного тростника на юге страны. Возрастают посадки чая. Сбор чайного листа в Японии теперь превышает 100 тыс. т в год. Выращиваются цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурма, виноград, каштаны, грецкие орехи, арбузы, дыни, в теплицах культивируются ананасы. На Хонсю выращивают клубнику, под которой заняты большие площади.
Животноводство стало активно развиваться. Поголовье крупного рогатого скота достигает 5,5 млн. голов, из них почти половину составляли молочные коровы. В южных районах страны получило развитие свиноводство. В пригородных хозяйствах важное место занимает птицеводство. Животноводство Японии характеризуется высокой продуктивностью. Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где созданы специальные фермы и кооперативные хозяйства. Почти 1/4 всего молочного стада Японии сосредоточена здесь. Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на импортных кормах, особенно много ввозится кукурузы. Местные кормовые травы, сбор которых невелик, считаются малопродуктивными.
Большую роль в обеспечении населения продовольствием играет рыболовство. По потреблению рыбы на душу населения (60 – 70 кг в год, по сравнению с 17 – 18 кг в среднем для мира) Япония по-прежнему опережает все другие страны, хотя рыба и мясо потребляются теперь в одинаковых количествах.
В водах теплого течения Куросио ловятся тунец, макрель, сардина, в водах холодного течения Ойясио на северном фланге – преимущественно сельдь, треска.
Прибрежная зона служит также главным районом марикультуры. Здесь разводят устриц, креветок, лангустов, камчатского краба. Большое распространение получили также подводные плантации, на которых выращивают собираемые затем водоросли. Морская капуста используется в пищу и для получения йода.
Южное побережье Хонсю славится также своим жемчужным промыслом. Ежегодно здесь добывают 500 млн. жемчужных раковин, причем на ловле их издавна специализируется этническая группа ама.
В 2006 г. здесь искусственно выращивали 32 вида рыб, 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков. Во много раз выросло разведение красного морского леща, японской камбалы, голубого краба.
Японии принадлежит 1-е место в мире по технологии аква-культуры. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусственные нерестилища, рыбные «пастбища».
Транспорт.В Японии хорошо развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного. В грузоперевозках по стране ведущую роль играет каботажный флот, затем идут автомобильный и железнодорожныйтранспорт.
Основным видом сухопутного транспорта является автомобильный (52% грузовых и 60% пассажирских перевозок). Протяженность автодорог – 1,2 млн. км, уступает только США, Бразилии и Индии, превосходя Китай, Канаду, Россию. Показатель плотности автодорожной сети – 3 км на 1 км2 (одно из первых мест в мире). Автомобильный парк страны превышает 70 млн. автомобилей (2-е место в мире, после США), при этом на легковые автомобили приходится почти 70%, на грузовые – 29%, автобусы – 1%.
Японские железные дороги, протяженность которых30 тыс. км, имеют очень высокий технический уровень. Широкое распространение получили монорельсовые дороги, дороги на магнитной подвеске. Япония наряду с Францией занимает лидирующие позиции в мире по развитию скоростных железных дорог (200 – 250 км/ч). На железных дорогах Японии насчитывается 3,5 тыс. тоннелей.
Япония обладает крупнейшим в мире и самым технически совершенным морским торговым флотом. По числу судов (10 тыс.) он превосходит флот любой страны мира. Общий тоннаж морских судов составляет 19 млн. т (4% мирового тоннажа), формально уступая только флотам Либерии и Панамы. Всего в стране насчитывается более 1000 портов, 19 из них имеют международное значение: Токио, Иокогама, Кавасаки и Тибо.
Конфигурация транспортной сети Японии относительно проста. Вдоль северного и южного побережья Хонсю проходят магистральные железные дороги, образующие ее костяк. Более короткие поперечные железные дороги пересекают центральную гористую часть острова, связывая береговые магистрали. Особое значение для Японии имеет скоростная железнодорожная магистраль «Синкансен» («Новая линия»), проходящая вдоль южного побережья Хонсю и имеющая протяженность около 1100 км.
Автомобильные дороги обычно проходят параллельно железным дорогам, образуя так называемые полимагистрали. Острова соединены друг с другом мостами и транспортными тоннелями.
По уровню развития воздушного транспорта Япония находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится до 80% международных пассажирских перевозок, а также перевозок срочных грузов. Крупнейшие международные аэропорты расположены в Токио и Осака.
Внешнеэкономические связи.Доля Японии в мировом импорте – около 4,3%. В 2007 г. общий объем импорта составил 571,1 млрд. дол. В импорте Японии ведущее место продолжают занимать минеральное топливо и сырье, в первую очередь нефть.
Доля Японии в мировом экспорте несколько превышает 4,7%. В 2007 г. по общим размерам экспорта (665,7 млрд. дол.) Япония заняла 4-е место в мире (после ФРГ, КНР и США). Главной статьей японского экспорта являются автомобили – 16%, металлы, химикаты, текстильные товары.
Значительно расширились торговые связи с Республикой Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями разнообразных японских товаров, а также с «нефтяными» странами Персидского залива.
В японском импорте 1-е место занимают страны Юго-Восточной Азии (28%), в особенности страны – члены АСЕАН. Из стран этого региона Япония ввозит нефть, древесину, сжиженный природный газ, руды черных и цветных металлов, разнообразную продукцию тропического земледелия.
Заметное место в импорте Японии принадлежит США (12,7%), в особенности районам Тихоокеанского побережья, откуда поступают как готовые изделия, так и каменный уголь, хлопок, пшеница, древесина, фосфориты, фармацевтические товары, компьютеры. Довольно велика также доля стран зарубежной Европы (около 14%). Возрастает и доля Австралии (4,7%). На эту страну ныне приходится около 1/2 всего японского импорта каменного угля и железной руды, значительная часть импорта шерсти. В последнее время заметно вырос японский импорт из Китая (21%), включающий текстильные товары, минеральное топливо и сырье, продукты питания. В импорте Японии из России 1-е место принадлежит древесине, 2-е – каменному углю и 3-е – рыбе и другим продуктам морского промысла.
В борьбе за новые рынки Японии удалось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Южной Америки, Африки.
Еще одной формой внешнеэкономических связей Японии, которая приобрела наибольшее значение, стал экспорт капитала. Эта новая функция имеет прямую связь с ростом золотовалютных резервов Японии (около 200 млрд. долл.), обеспечивающих ей мировое первенство по этому показателю, с концентрацией крупнейших банков мира. Ежегодный вывоз капитала составляет 20 – 30 млрд. долл. Прямые зарубежные инвестиции Японии превысили 600 млрд. дол. Характер вложений Японии в экономику развитых и развивающихся стран различен. Например, почти 1/2 всех японских инвестиций в хозяйство стран Западной Европы приходится на финансово-банковскую сферу и страхование, 1/4 – на обрабатывающую промышленность. В развивающихся странах Япония в основном вкладывает капиталы в добычу топлива и сырья.
Значительное место во внешнеэкономических связях Японии занимает торговля услугами. По их экспорту страна находится на 5-м месте в мире, по импорту – на 3-м. в структуре оказываемых услуг доминируют транспортные, банковские услуги.