Особенности ценообразования в дорожном хозяйстве
Система ценообразования является необходимым средством совершенствования хозяйственного механизма в экономике страны.
В основе ценообразования в дорожном хозяйстве лежит единая общегосударственная политика в области цен, суть которой заключается в обеспечении единого подхода к возмещению затрат предприятия (отрасли), формированию прибыли, стимулированию развития производства и заинтересованности работающих в результатах своего труда.
Цены на продукцию должны быть установлены так, чтобы после ее реализации нормально работающее предприятие дорожного хозяйства могло возместить общественно необходимые издержки на производство продукций, внести обязательные платежи в доход госбюджета или вышестоящего органа, а затем получить средства для собственного развития. В ценах учитываются потребительские свойства продукции, ее качество, эффективность.
В капитальном строительстве принята концепция "усредненной стоимости", в соответствии с которой цена определяется на основе среднеотраслевой себестоимости (общественно необходимых затрат) с прибавлением чистого дохода, называемого "плановые накопления", себестоимости. В действительности себестоимость отклоняется от общественно необходимых затрат под воздействием ряда факторов, влияние которых учитывается при формировании планов предприятий. В дорожном хозяйстве принята тоже концепция усредненной стоимости. Роль цены играет сметная стоимость. Смета представляет собой расчет всех затрат на строительство или ремонт объекта.
Методика ценообразования, принятая в дорожном хозяйстве, учитывает ряд его существенных особенностей по сравнению с другими отраслями в том числе:
1. Строго предопределенное экономико-географическими и транспортными факторами место размещения строящегося объекта.
2. Большая зависимость применяемых объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений от местных условий строительства.
3. Линейный характер возводимых объектов.
4. Широкое применение при производстве работ так называемых "местных" строительных материалов, отходов промышленного производства и вторичных ресурсов.
5. Большой удельный вес транспортных работ в общем комплексе дорожных строительных и ремонтных работ, существенное влияние дальности возки материалов и конструкций на их стоимость.
Процесс ценообразования включает три этапа:
- определение лимитных цен на предпроектной стадии при ТЭО и ТЭР;
- расчет сметной стоимости строительства или реконструкции, выполняемый при разработке проекта;
- установление договорных цен по согласованию между заказчиком, подрядчиком и проектной организацией.
Лимитная цена определяется в обязательном порядке для строек, осуществляемых по государственным заказам (например, для дорог общегосударственного и республиканского значения). Лимитная цена выполняет роль норматива, соответствующего техническим и экономическим параметрам, предусмотренным в заданиях на проектирование сооружений, Уровень лимитной цены должен определяться исходя из окупаемости капитальных вложений в нормативные сроки. Поэтому лимитная цена характеризует предельный размер капитальных вложений, который не должен быть превышен в процессе проектирования и строительства. Превышение лимитной цены означает, что эффективность капитальных вложений по сдаваемым в эксплуатацию объектам будет ниже рассчитанной ранее на предпроектной стадии.
Сметная стоимость устанавливается в процессе проектирования на основе принятых инженерных решений и утверждается в составе проекта. При этом она должна соответствовать или быть ниже лимитной цены, предусмотренной в ТЭО и утвержденной в составе перечней вновь начинаемых объектов строительства и реконструкции на пятилетний период.
Договорная цена - принципиально новая категория товарно-денежных отношений в строительстве и дорожном хозяйстве. Верхним пределом договорной цены является лимитная цена объекта строительства или реконструкции, нижним пределом - сметная стоимость, определенная на стадии проектирования, учитывающая хозрасчетные интересы подрядчика.
Центральным вопросом ценообразования в дорожном строительстве, а также в дорожном хозяйстве является расчет сметной стоимости, выполняемой при разработке проектов, поскольку именно сметная стоимость служит основой для определения договорных цен в строительстве. Для определения сметной стоимости в составе проектов разрабатывается комплекс документов и расчетов, именуемых сметой документацией. Правильно составленная, принятая подрядчиком и утвержденная в установленном порядке сметная документация является неизменной на весь период строительства и служит средством контроля за правильным расходованием выделенных ассигнований на строительство или ремонт дорожного объекта.