Рентабельность в дорожном хозяйстве и строительстве

Обобщающими показателями для оценки уровня эффектив­ности работы дорожной или строительной организации являются показатели рентабельности. Рентабельность отражает, насколько прибыль­на деятельность организации.

Характеризуя прибыльность строительных организаций, ис­пользуют не только массу прибыли, но и относительные показатели, в том числе уровень рентабельности.

В строительном производстве различают уровни рентабель­ности: сметный, плановый и фактический.

Сметный уровень рентабельности рассчитывается как отношение сметной прибыли (плановых накоплений) к сметной сто­имости объекта:

Рентабельность в дорожном хозяйстве и строительстве - student2.ru , (5)

где Рсм — сметный уровень рентабельности, %; Псм – сметная прибыль, тыс. руб.; Ср - сметная стоимость объекта, тыс. руб.

Плановый уровень рентабельности определяется по формуле:

Рентабельность в дорожном хозяйстве и строительстве - student2.ru ,(6)

где Рпл - плановый уровень рентабельности, %; Ппл - плановая прибыль, тыс. руб.; Дц - договорная цена, тыс. руб.

Рентабельность в дорожном хозяйстве и строительстве - student2.ru , (7)

где Рф - фактическая рентабельность, %; Пф - фактическая прибыль от сда­чи объекта с учетом экономии, тыс. руб.; Сф - фактическая стоимость строительства объекта, тыс. руб.

В практике работы строительных организаций применяется ряд показателей рентабельности в зависимости от поставлен­ных целей.

Наиболее часто используемыми показателями являются по­казатели рентабельности всех активов организации, рентабель­ности реализации продукции (работ, услуг) и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность всех активов организации рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов организации.

Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции (работ, услуг).

Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета валовой прибыли от реализации и из расче­та по чистой прибыли. Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность организации конт­ролировать себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но самым важным показателем остается рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной строительной продукции (работ, услуг).

Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли к среднегодовой сумме собственных .средств. Она позволяет определить эффективность использова­ния капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

На рентабельность строительной организации влияют многие факторы, как экстенсивные, так и интенсивные. Экстенсив­ные факторы связаны с ростом массы прибыли за счет увеличе­ния объемов работ и влиянием инфляции на уровень цен. Ин­тенсивные факторы определены, как правило, научно-техническим прогрессом в дорожной отрасли и строительном комплексе.

Наши рекомендации