Глава 18 особенности взаимоотношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства, участвующими в дорожном движении на территории республики беларусь

189. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Республики Беларусь и международных соглашений (договоров).
190. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.
191. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники ДПС должны руководствоваться тем, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Республики Беларусь, за исключением посещения мест и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются специальные разрешения.
192. Сотрудник ДПС, остановивший транспортное средство, в котором находится иностранный гражданин, или (и) лицо без гражданства, вправе потребовать предъявления и проверить:
192.1. свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., либо водительское удостоверение страны гражданства (подданства) с приложением официально заверенного перевода текста этого удостоверения на белорусский или русский язык, и другие документы, предусмотренные Правилами дорожного движения;
192.2. другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Республики Беларусь в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных перевозок транспортными средствами.
192.3. действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией (далее – документ для выезда за границу) на основании Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006 г. № 73;
192.4. документы, подтверждающие законность пребывания на территории Республики Беларусь:
для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь – документ для выезда за границу с визой Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь. При этом если иностранный гражданин или лицо без гражданства находится в Республике Беларусь более трех суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, отметка о регистрации в ОВД или гостинице должна быть проставлена в документе для выезда за границу либо во вкладыше к документу для выезда за границу либо в миграционной карте;
для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь – разрешение на временное проживание в виде клеящейся марки «Дазвол на часовое знаходжанне» в документе для выезда за границу;
для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь – вид на жительство в Республике Беларусь;
дипломатические или служебные карточки, выданные Министерством иностранных дел Республики Беларусь дипломатическим сотрудникам, административно-техническому и обслуживающему персоналу дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь, а также сотрудникам международных организаций, аккредитованных в Республике Беларусь;
192.5. документы, подтверждающие право на въезд и пребывание на территории, в места и объекты, на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для въезда и пребывания необходимо специальное разрешение.
193. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие правила пребывания или транзитного проезда, задержанные за совершение другого административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.
194. Участнику административного процесса, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется административный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении на родном языке или на языке, которым он владеет.
195. Постановление суда, органа, ведущего административный процесс, в установленном настоящим Кодексом порядке вручается лицу, в отношении которого ведется административный процесс, его законному представителю, защитнику, представителю в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют.
196. Сотрудник ДПС имеет право в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а также для перевода письменных документов в установленном законодательством порядке вызвать и привлечь для участия в процессуальных действиях переводчика.
Потерпевший, свидетель, понятой и иной участник административного процесса, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками, не могут быть привлечены для участия в процессуальных действиях в качестве переводчика.
По возможности сотрудником ДПС вызывается переводчик, находящийся (организация, работником которой он является) ближе к месту ведения административного процесса. О привлечении переводчика делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении и протоколе (постановлении) процессуального действия.
Не допускается вызов переводчика при отсутствии повода и основания для начала административного процесса, а также для обеспечения участия в процессуальных действиях по делу об административном правонарушении лица, являющегося гражданином Республики Беларусь, либо имеющего вид на жительство, хотя бы они и заявляли соответствующее ходатайство.
Возмещение понесенных переводчиком расходов в связи с участием в административном процессе и выплата причитающиеся сумм за выполнение им своих обязанностей после представления соответствующих документов производится в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь.
197. Информация (в виде рапорта, либо по телефону) о задержании иностранных граждан и лиц без гражданства за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) направляется в соответствующие подразделения по гражданству и миграции по территориальности.
198. При рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, ведении уголовного процесса права и законные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства обеспечиваются сотрудниками ОВД, в производстве которых находится соответствующий материал.

Глава 19
ОЦЕНКА РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

199. Учет работы сотрудников ДПС ведется начальником ГАИ, либо другим сотрудником подразделения согласно должностным обязанностям.
200. Деятельность сотрудников ДПС по контролю в области обеспечения безопасности дорожного движения ежемесячно обобщается и анализируется начальником ГАИ, начальником (командиром) строевого подразделения дорожно-патрульной службы. Результаты доводятся до сведения сотрудников на оперативных совещаниях, инструктажах, а также освещаются на стендах в служебном помещении.
201. Работа сотрудников ДПС оценивается их прямыми начальниками (командирами) по следующим основным направлениям:
201.1. знание законодательства, оперативной обстановки, своих прав и служебных обязанностей;
201.2. состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории;
201.3. профессионализм действий при осложнении дорожной обстановки;
201.4. умение регулировать дорожное движение путем подачи сигнала жезлом, жестом руки;
201.5. качество ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях;
201.6. дисциплинированность, культура поведения в обращении с гражданами;
201.7. количество поступивших на сотрудника обоснованных жалоб;
201.8. содержание в исправном состоянии закрепленного служебного транспортного средства, оперативно-технических и специальных средств, умение ими пользоваться;
201.9. строевая выправка, внешний вид.
202. Деятельность строевого подразделения дорожно-патрульной службы оценивается по следующим направлениям:
202.1. выводы по результатам анализа общественного мнения (результатах целенаправленного опроса населения на территории обслуживания) о деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения;
202.2. состояние и эффективность профилактических мероприятий, проводимых личным составом;
202.3. состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории.
202.4. состояние дисциплины и соблюдения требований законодательства сотрудниками строевого подразделения.
202.5. содержание в исправном состоянии транспортных средств оперативного назначения и использование его по назначению, результативность применения специальных средств.

Наши рекомендации