Рекомендации по сбору и обработке материала для курсовой работы
Начать работу над курсовой работой целесообразно с поиска исходных источников информации (в этом большую помощь студенту оказывает руководитель-преподаватель), изучения их содержания.
Выбирая литературу, студент должен учитывать, в какой мере она посвящена теме курсовой работы, раскрывает ее содержание. Выбирая источник, надо обращать внимание и на год его издания.
Изучая литературу по теме работы, студент может встретиться с новыми понятиями, определениями. Каждое из них следует выписать отдельно, а затем с помощью словаря найти их лексическое значение. Смысл основополагающих понятий обязательно должен быть раскрыт в ходе изложения курсовой работы.
Изучив отобранную литературу, студент получает общие представления о месте и значении темы курсовой работы в изучаемой дисциплине, определяет важнейшие вопросы, которые необходимо раскрыть в работе.
Важную роль в систематизации прочитанного по основным проблемам темы играют выписки. Удобно делать эти выписки на отдельных листах. Записи должны быть компактными, кратко излагать сущность текста. Для удобства пользования выписками полезно выделить смысловые абзацы разными чернилами, подчеркиванием. Важно на листе оставлять поля и на них отмечать свои соображения по поводу содержания материала. Такие записи впоследствии могут сыграть решающую роль в формировании собственного мнения по изучаемой проблеме. После выписки дается ссылка на источник информации с указанием его места и года издания, страниц.
Подбирая материал для курсовой работы, студенты могут использовать различные информационно-поисковые системы: справочные правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, информационно-поисковые системы центров научно-технической информации, поисковые системы в Интернет и т.п.
Технологии Интернет предоставляют студентам громадные возможности выбора источников информации, необходимой для написания курсовой работы: предоставляется доступ к электронным библиотекам, интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Кроме этого существуют и так называемые «списки рассылки», позволяющие получать по электронной почте подборки материалов по множеству «узких» тем. Через Интернет студент может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или в чате.
Подбирать литературу по курсовой работе следует самостоятельно. Студенту необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками, а также лекционными и семинарскими материалами.
Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с руководителем. С ним должен быть обязательно согласован список подобранной литературы, а также следует проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источником они включаются в список использованной литературы.
Предварительное ознакомление с литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, без такого ознакомления нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначальный вариант плана курсовой работы.
6 Организация выполнения курсовой работы
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Антикризисное управление» проводится за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане.
В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов.
Выполненные курсовые работы в установленный срок сдаются руководителю, который оценивает качество курсовой работы с учетом теоретического и практического ее содержания, достижения целей и задач, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
Письменный отзыв должен включать:
- заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;
- оценку качества выполнения курсовой работы;
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;
- оценку курсовой работы.
Руководитель курсовой работы осуществляет проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы по расписанию учебных занятий.
Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.
Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы, и определяется новый срок для ее выполнения.
Содержание курсовой работы
1. Составление первоначального плана.
На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман и составленпервоначальный вариант плана курсовой работы. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах и определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не будут указываться в основном (официальном) плане. Эти вопросы предназначены для «внутреннего», рабочего плана, по которому пишется курсовая работа.
План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы.
Составленный план необходимо согласовать с руководителем курсовой работы.
2. Изучение выбранной литературы.
После того, как составлен и согласован рабочий план, составляются конспекты. Характер последних определяется возможностью и формой использования изучаемого материала в будущей работе.
Необходимо использовать материалы лекций и семинарских занятий, в которых указывается основная и дополнительная литература, а также учебные программы по соответствующим дисциплинам. Следует подбирать литературу, освещающую как общетеоретическую, так и практическую сторону проблемы.
Обзор литературы начинается с ознакомления с первоисточниками: исторические документы, законодательные и нормативные акты, статистические сборники. После этого можно приступить к изучению монографий, научно-исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены.
Кроме того, поиск литературы необходимо производить, используя реферативные журналы, которые выходят периодически. Это могут быть выписки (цитаты) или краткое изложение мыслей, фактов или характеристика прочитанного материала и т.д. Во всех случаях необходимо записывать название источника.
Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы.
Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор фактического практического материала, обобщаемого как в статистических сборниках, так и на примере предприятий и организаций.
3. Составление окончательного варианта плана.
После того как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы. Изменения в плане могут быть связаны с некоторой корректировкой самого направления работы, в необходимости которой автор убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот имеются свежие, представляющие теоретический и практический интерес данные. В случае, если после ознакомления с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем курсовой работы. Окончательный вариант плана должен быть дополнен графиком ее написания.
4. Характеристика структурных частей курсовой работы.
Содержание курсовой работы зависит от характера выбранной темы исследования (при лаконичном и четком ограничении аспектов исследуемой области) и может иметь разную направленность. Это может быть теоретическое, теоретико-эмпирическое исследование, каждое из которых позволит проверить заданную (искомую) гипотезу.
Характеризуя содержание отдельных разделов работы, следует отметить следующее:
1. Во введении на одной – четырёх страницах необходимо раскрыть актуальность избранной темы. Здесь необходимо сформулировать цель, задачи, которые ставит перед собой студент при написании работы, а также предмет и объект исследования. К примеру, возможна следующая формулировка актуальности, целевой установки и задач курсовой работы, посвященной разработке антикризисной стратегии управления персоналом для организации, оказавшейся в кризисных условиях:
«Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопросов управления персоналом коммерческой радиостанции «…» как предприятия социально-культурной сферы. Актуальность избранной темы обусловлена реально проявившимися трудностями в деятельности организации, в условиях резко возросшей конкуренции на рынке негосударственного радиовещания.
Основной целью курсовой работы является разработка системы мер по совершенствованию управления персоналом радиостанции «…», которые позволили бы вывести ее из кризисного состояния.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние «…» и возможности адекватной реакции радиостанции на изменения во внешней среде;
- выбрать методы управления персоналом на коммерческой радиостанции в целях обеспечения устойчивости организации на рынке радиовещания;
- предложить комплекс мероприятий по совершенствованию управления персоналом радиостанции и обосновать их результаты.
Поставленные задачи определили содержание курсовой работы, состоящей из введения, трех разделов, заключения и приложений …»
2. В теоретической части излагается результат анализа литературы по теме курсовой работы, состояние исследуемой проблемы, обоснование выбранного варианта методов для решения исследуемой проблемы, теоретический материал по предмету исследования. Она содержит 3-4 параграфа.
3. Практическая часть содержит инструментарий исследования, описание проводимого исследования, способы обработки данных, цифровые примеры, расчёты, обработку данных в табличном, графическом или ином варианте, а также выводы по проводимому исследованию, позволяющие оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать ее ошибочность. Практическая часть должна содержать полный антикризисный финансовый анализ конкретного предприятия, исходные данные – баланс предприятия и требуемые для расчетов приложения к балансу должны быть представлены в приложении к курсовой работе. Без этого работа не может быть принята на рецензирование.
Последовательность выполнения практической части работы
1. По имеющемуся балансу предприятия составить агрегированный (аналитический) баланс предприятия.
2. Провести группировку активов баланса по степени их ликвидности и пассивов по степени срочности их погашения.
3. Выполнить анализ ликвидности и сделать выводы и рекомендации.
4. Провести коэффициентный анализ по методике МФСО. Определить:
a) Коэффициент абсолютной ликвидности;
b) Общий коэффициент ликвидности;
c) Промежуточный коэффициент покрытия;
d) Общий коэффициент покрытия;
e) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
f) Коэффициент восстановления платежеспособности.
5. Сравнить полученные значения с нормативными (рекомендуемыми МФСО), сделать выводы и рекомендации.
6. Выполнить анализ финансовой устойчивости, определить вид устойчивости, сделать выводы и рекомендации.
7. Определить вероятность наступления кризиса по модели У. Бивера. Сделать выводы и рекомендации.
8. Провести диагностику банкротства по модели Альтмана (Z- счет Альтмана), сделать выводы и рекомендации.
9. Разработать общие выводы, комплекс мер и рекомендаций преодоления кризисной ситуации.
4. В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, содержится оценка результатов исследования, отмечается практическая значимость исследования и даются рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность.
5. Список литературы включает исследования отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме курсовой работы, расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные.
6. Приложения включают исследовательские материалы, анкеты, таблицы, графики, рисунки, дидактические материалы, иллюстрации, тесты, методические рекомендации, тексты программ, раздаточные и другие материалы. Каждое Приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы) и каждому Приложению присваивается порядковый номер. Объем Приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.
В завершении следует привести правило: введение к научной работе, как и заключение, рекомендуется писать после завершения основной части. До того как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор ещё не вполне овладел материалами по теме исследования.