Управление издержками производства

Соотношение отдельных элементов затрат, включаемых в себестоимость, составляет структуру себестоимости, которая находится в постоянном движении. Влияние на нее оказывают следующие факторы:

♦ состояние экономики, инфляционный процесс, налоги;

♦ увеличение затрат на рекламу;

♦ поведение покупателей;

♦ уровень конкуренции и сервиса, предлагаемого конкурентами;

♦ состояние кредитно-денежной и платежной дисциплины;

♦ совершенствование структуры управления;

♦ внедрение квалифицированного менеджмента и др.
Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии

имеют важное значение для управления издержками. Процесс управления издержками включает:

♦ организацию информационного обеспечения в соответствии с содержа­
нием, составом и структурой издержек;

♦ полный анализ издержек в динамике и за текущий период;

♦ оценку условий функционирования туристского предприятия;

♦ прогнозирование размера и уровня затрат различными методами;

♦ нормирование затрат в разрезе статей;

♦ доведение планового уровня затрат до каждого структурного подразде­
ления, отдельного работника;

♦ совершенствование учета издержек.
Управление издержками необходимо:

♦ для получения максимальной прибыли;

♦ улучшения финансового состояния туристского предприятия;

♦ повышения конкурентоспособности предприятия и туристского про­
дукта;

♦ снижения риска банкротства и т.д.

Важнейшим элементом системы управления издержками производства является совершенствование их учета. Принятию правильных управлен­ческих решений содействует организация учета по системе ' директ-кос-тинг", базирующейся на разделении общих затрат на постоянные и пере­менные. Иногда ее называют учетом ограниченной или сокращенной себе­стоимости.

Основные особенности и преимущества "директ-костинга":

♦ планирование только переменных издержек для целей оперативного
управления;

86 Экономика туризма

♦ возможность отслеживать зависимости (по графику) финансовых ре­
зультатов от издержек производства и объема продаж. Этот метод широко
используется за рубежом. В нем проявляются действия и принципы опера­
ционного рычага (п. 10.4);

♦ позволяет определить товары с низкой рентабельностью и отказаться от
их производства, установить предел изменения цены;

♦ создает условия для повышения эффективности оперативного контроля
за постоянными расходами.

"Директ-костинг" в туризме может применяться в сочетании с другими методами.

Один из важнейших вопросов управления издержками — учет издержек по месту их возникновения и уровню ответственности.

Тренировочные задания

1. Наибольшая сумма расходов по туристскому предприятию зафиксиро­
вана в августе — 51 млн р., самая низкая в январе — 18 млн р., максималь­
ная сумма доходов составила соответственно 86 и 25 млн р. Определите
структуру затрат предприятия.

2. Обоснуйте необходимость управления издержками производства ту­
ристского предприятия.

3. Чем вызвана необходимость деления затрат на постоянные и перемен-
ные?Выявите зависимость между первой и второй группами затрат от объема
продаж.

Тест

1. В чем проявляется сущность издержек производства:

а) общественно необходимые затраты труда;

б) материальные затраты?

2. Какие из перечисленных издержек относятся к явным издержкам:

а) чистые издержки;

б) издержки потребления;

в) материальные затраты?

3. К какой категории затрат относятся затраты на содержание персонала,
находящегося на сдельной оплате труда:

а) переменные затраты;

б) смешанные затраты?

4. Какая форма документа используется при планировании целевых фи­
нансовых средств предприятия:

Экономика туризма 87

а) смета затрат;

б) финансовый план?

5. Какой вид затрат наиболее актуален в качестве объекта управления на
предприятиях сферы туризма;

а) непроизводственные затраты;

б) затраты на производство единицы туристского продукта?

6. К какому классификационному признаку относятся прямые и косвен­
ные затраты:

а) по экономическим элементам;

б) по периодичности возникновения;

в) по способу отнесения на себестоимость?

7. По какому классификационному признаку группируются затраты, об­
разующие себестоимость туристского продукта:

а) по экономическим элементам затрат;

б) по статьям себестоимости;

в) по целесообразности расходования?

8. К какому экономическому элементу относятся затраты, связанные с
расходами на руководителя туристской группы:

а) материальные затраты;

б) затраты на оплату труда;

в) прочие затраты?

9. С какой целью необходимо осуществлять анализ структуры и состава
затрат:

а) управления;

б) нормирования;

в) выявления резервов?

10. Считаете ли Вы, что управление издержками производства не оказы­
вает существенного влияния на эффективность хозяйствования:

а) да;

б) нет?

Наши рекомендации