Проблемы взимания и направления реформирования НДС
Основными проблемами взимания НДС являются следующие:
- неполная уплата суммы налога в бюджет;
- двойное налогообложение;
- НДС является налогом с наибольшими расходами на его администрирование;
Выделяют следующие направления совершенствования механизма взимания НДС в Украине:
– расширение базы налогообложения за счет отмены льгот, которые не носят социального характера. Это позволит установить ставку налога на уровне 15-17% и тем самым уменьшит налоговое давление на плательщиков и увеличит поступления в бюджет;
– расширение информационного обеспечения каждого звена налоговой службы, которое будет способствовать автоматизации процесса налогообложения, более эффективному использованию имеющихся человеческих ресурсов, даст возможность сопоставлять сведения из разных источников для выявления уклонения от уплаты НДС;
– повышение эффективности проверочной работы, которое позволит за счет автоматизированного отбора плательщиков для документальных проверок выявлять уклонения от налогообложения при общем уменьшении количества проверок и проверяя, обеспечить неотвратимость ответственности нарушителей;
– усовершенствование законодательства, которое заключается в упрощении, стабильности и предсказуемости в администрировании НДС, введение обязательной проверки эффективности предложенных изменений с помощью имитации модели;
– прогнозирование поступлений НДС, которое позволит предложить Верховной Раде сбалансированный реальный бюджет, который, в свою очередь, будет способствовать стабилизации экономики;
– сокращение и ликвидация недоимки путем улучшения работы с плательщиками.
Роль НДС в формировании доходов бюджета
Относительно Украины следует отметить, что доля НДС в системе доходов бюджета Украины составляет в среднем 40% от всех налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины. Это достаточно высокий показатель. Так, НДС, выполняя чисто фискальные функции, одновременно осуществляет экономическое влияние на важные макроэкономические показатели: выступает как дефлятор, сокращает объем потребления, потенциально создает возможность снижения рентабельности будущих инвестиций. Одновременно рост налоговых поступлений уменьшает бюджетный дефицит, сокращает потребность в государственных займах, способствует снижению уровня процента и тем самым стимулирует инвестирования.
В России налоговые поступления в целом составляют 85%, из них примерно 29,4% - НДС. В России наблюдается практически такая же ситуация относительно НДС как и в Украине. НДС в РФ является одним и основных бюджетообразующих налогов.
В Германии ставка налога составляет 19%, льготная ставка 7 % применяется, главным образом, к продуктам питания и сельскохозяйственным продуктам. Но при этом косвенные налоги значительно ниже в процентном соотношении относительно прямых (25%к 75%). В Германии поступления от НДС в среднем составляют 14,6%.
Следует отметить, что в настоящее время косвенное налогообложение играет важную роль в экономике многих стран. Среди косвенных налогов, особенно в странах ЕС, ведущее положение принадлежит НДС, на втором месте находятся акцизы. При этом ставки НДС в странах ЕС достаточно высоки. Наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. В некоторых из стран ЕС, например, в Швеции, Финляндии, Дании, эти ставки даже превышают максимальные ставки, рекомендованные руководящими органами ЕС (14 - 20% по основным группам товаров). Поступления по линии НДС составляют в среднем 0,4% ВВП на 1 процент ставки налога, при этом доходы бюджетов находятся в прямой зависимости от ставки НДС.