Тема 3. Организация научно-исследовательской работы студентов.
Исследования ученых показали, что более 40% молодых специалистов, выпускников ВУЗов, которые в студенческие годы активно занимались научно-исследовательской работой, квалифицированно владели навыками самостоятельного научного поиска, достаточно хорошо осведомлены о последних научных достижениях в своей профессии. Привлечение студентов к НИР это одно из путей повышения качества подготовки специалистов, развития творческого мышления и формирования навыков практической деятельности.
НИР студентов по учетно-аналитическим дисциплинам и аудиту направлена на выполнения следующих задач:
1. Ознакомление с методикой выполнения научных исследований.
2. Приобретение навыков самостоятельного творческого поиска на основе глубоко изучения научно-экономической литературы.
3. Освоение методики работы с современными компьютерными технологиями.
4. Изучение передового опыта предприятий в области учета, аудита и экономического анализа.
5. Разработка экономических обзоров о работе предприятия и его структурных подразделений.
6. Приобретение навыков научных выступлений перед аудиторией на конференциях, семинарах и т.д.
НИРС делится на 2 части:
1. Учебно-исследовательская работа студентов.
· выполнение научных рефератов по дисциплинам специальности на основе индивидуальных заданий;
· включение элементов исследования при выполнении практических заданий по дисциплинам;
· выполнение курсовых работ;
· выполнение дипломных работ;
· обсуждение научных проблем на семинарах
· домашние задания с элементами творческого поиска.
2. Научно-исследовательская работа студентов.
· участие в студенческих научных конференциях, олимпиадах, семинарах;
· участие в выполнении хозяйственно-договорных и бюджетных научных работ, договорах о творческом содружестве и индивидуальной работе на кафедре.
Реферат
Цель реферата: научиться делать самостоятельные и правильные выводы на основе изученной литературы фактического материала, излагать свои мысли логически стройно, последовательно, научиться систематизировать знания и полностью раскрывать поставленную проблему.
Реферат – маленькое научное исследование, с помощью которого можно научиться правильно пользоваться материалом, продумывать доказательства, подбирать иллюстрации к основным положениям.
Как обычно работают над рефератом: если учебным планом предусмотрено написание реферата, то выбор темы осуществляется в начале семестра, тематика реферата определяется кафедрой, но можно по согласованию с преподавателем предложить оригинальную тему, связанную с научными интересами студента.
Реферат – есть краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научных трудов по теме.
Написанию реферата предшествует подбор литературных источников, их изучению под углом зрения выбранной темы. После просмотра, чтения отобранной литературы, проведения первичной обработки и систематизации материала продумывается и составляется план реферата. Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части (от 1 до 4 разделов), заключения. Во введении дается краткий обзор рассматриваемой проблемы, раскрывается её значение и цель, которую преследует автор реферата. В основной части четко и последовательно излагается содержание темы. В заключении подводится итог рассмотренной проблемы, определяется актуальность темы на сегодняшний день.
План реферата может быть простым и сложным.
Пример простого плана.
Тема реферата: информационное обеспечение научных исследований в экономике.
Введение
1. Классификация информационного обеспечения и его использования в научных исследованиях.
2. Библиографические источники экономической информации.
3. Структура и организация экономической библиографии
4. Информационно-поисковые языки библиотечных фондов
5. Государственная система научно-технической информации
Заключение
Список использованной литературы
Пример плана со сложной рубрикацией.
Тема: значение методологии научных исследований в развитии науки.
Введение
1. Объекты научного исследования и их классификация
1.1 Понятие научного исследования
1.2 Методы классификации объектов исследования
2. Гипотеза в научных исследованиях
2.1 Понятие гипотезы и требования, предъявленные к ней
2.2 Стадии развития гипотез
2.3 Вероятность превращения гипотезы в достоверное значение
3. Методика научного познания, её использование в научных исследованиях
3.1 Сущность методики научного познания
3.2 Общенаучные методы исследования
3.3 Специальные методы познания
3.4 Применение методов на различных этапах научного исследования
4. Доказательства в научных исследованиях
4.1 Доказательства как способ установления истины
4.2 Классификация доказательств
4.3 Структура доказательств
4.4 Прямые и косвенные доказательства
4.5 Опровержение
Заключение
Использованная литература
При составлении плана важно добиться, чтобы каждый пункт его раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали её целиком. Каждый пункт должен быть соотнесен с главной темой и не содержать ненужного повторения в других частях реферата. Если на этом этапе закончить творческую работу над материалом и ограничиться сведением положений, взятых из разных источников, в нечто целое, то получится не реферат, а тематический конспект.
В отличие от тематического конспекта в реферате автор должен показать большую самостоятельность в обобщении изученной литературы, умение логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения по исследуемой проблеме, высказать по ней собственное мнение.
Если при изучении литературы главной задачей было расчленение материала, выявление главных идей, положение, то при написании реферата идет другой процесс – синтез, обобщение положений, примеров, фактов, систематизация того ценного, в чем разобрался автор реферата в результате усвоения темы. Изученный материал теперь преобразуется, предстает в новой литературной форме, по-новому группируется, систематизируется.
Курсовые работы
Курсовая работа – работа более высоко уровня, чем реферат. Написание курсовой работы предусмотрено учебным стандартом только по специальным предметам. Как правило, считается, что студент первого курса еще не готов к этому виду научной деятельности, поэтому курсовые работы входят в учебный план, начиная со второго курса.
Курсовая работа является научным исследованием и имеет цель выяснять, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Именно поэтому свобода студента в разработке темы курсовой не ограничивается.
Цель курсовой работы:
1. Закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания;
2. Овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации;
3. Выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;
4. Выработать умение в подготовке к выступлениям, участиях в дискуссиях;
5. Подготовиться к более сложной задаче – выполнению дипломной работы.
Требования, предъявляемые к курсовой работе:
· к структуре работы;
· к содержанию работы;
· к оформлению.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы. Работа включает:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основную часть;
5) заключение;
6) библиографический список;
7) приложения.
План работы курсовой должен быть сложным (простой не допускается).
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, её конкретные задачи и методы исследования. Актуальность темы определяется степенью её важности в данный момент в данной ситуации для решения какой-то конкретной проблемы. Актуальность темы может быть обусловлена не только личной заинтересованностью, но и соответственными требованиями предприятия (организации, региона) в разрешении определенных научно-практических проблем (заказы предприятия). Практическая значимость выбора темы зависит от характера конкретного исследования. Все курсовые работы, носят прикладной характер, поэтому их практическая значимость может быть в следующем:
§ обоснование предложений по использованию научных разработок в практической деятельности предприятия;
§ экономическое обоснование мероприятий по внедрению научных разработок в различных областях науки и практик.
Цель определяет стратегию исследования, в определенном смысле «планирует его итог».
Задачи исследования определяет его тактику, поэтому должны быть сформулированы весьма тщательно и детально. Описание решения поставленных задач составляет основу работы и способствует лучшей проработки его структуры. При формулировке задач правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, выявить, установить, проанализировать, уточнить, показать. Слова «изучить», «сделать» обычно не употребляются.
Объект исследования определяется как процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования охватывает всё то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Основная часть работы включает 2-3 главы, которые разбивают на параграфы или подразделы. Каждая глава (раздел) посвящается решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается констатацией итогов. Необходимо избегать логических ошибок, например, когда одинаково называют курсовую работу и одну из её глав.
Курсовая работа должна опираться на новейшие разработки в науке. Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графиками, диаграммами, рисунками. Следует правильно понимать суть метода теоретического анализ и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух или трех источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник, причем учебник по данной дисциплине не должен быть таким источником. Учебников в списке использованной литературы вообще не должно быть потому, что они не являются научным изданием.
Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.
Выполняя работу, не следует перегружать её длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, давая определение, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.
В работах, носящих в основном теоретический характер, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), автор обязательно высказывает своё мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя. Пользуясь советами научных руководителей, студент в течение нескольких месяцев пишет текст, который сдает руководителю для прочтения и оценки. После одобрения основной части курсовой работы студент завершает написание её, составляет заключение, в котором подводит итоги исследования, т.е. делает выводы по работе. Хорошим тоном является написание в конце заключения дальнейших перспектив исследования рассмотренной проблемы.
Объем курсовой работы до 35 страниц печатного текста вместе с библиографическим списком. Оформление работы, списка использованных источников, приложений осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
Выполненная студентом курсовая работа проверяется в течение 10 дней руководителем. На работу дается рецензия (либо замечания). При оценке работы учитывается содержание, актуальность, степень самостоятельности студента, качество используемого материала, а также уровень грамотности общий и экономический. Руководитель отмечает положительные стороны и недостатки, в случае надобности указывает, что требуется доработать. Вывод рецензии один – допускается к защите или нет.
Защита курсовой работы проводится на заседании комиссии (2-3 человека, включая руководителя).
Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии. На защите требуется кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания в рецензии и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка выставляется по окончанию защиты.
Выпускная квалификационная работа.
Завершающим этапом обучения является выпускная квалификационная работа, значение которой необходимо рассматривать как минимум с трех различных сторон:
1. Со стороны студента;
2. С позиции государственной аттестационной комиссии;
3. Со стороны предприятия, на материалах которой выпускная квалификационная работа выполнена.
Для студента завершение обучения заключается в возможности применения им накопленных теоретических знаний, практического и жизненного опыта для выполнения самостоятельного исследования, демонстрации своих способностей в подготовке конкретных предложений, направленных на повышение экономической эффективности деятельности предприятия, убедительного аргументировании своих предложений, доказательств путем расчетов их экономической целесообразности.
Для ГАК значение выпускной квалификационной работы состоит в том, что данная работа – эффективное средство оценки уровня теоретических знаний и практических навыков каждого выпускника, его готовности самостоятельно выполнять функции экономиста по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.
Для предприятия её значение заключается в объективности, тщательности и глубине проведенного студентами анализа, практических ценностей, сформулированных предложений, рекомендаций, методов экономического обоснования, моделирования и т.п.
1) В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен решить следующие задачи:
2) Обосновать актуальность выбранной темы, её ценность и значение для управления предприятием
3) Изучить теоретические положения, нормативно-правовые акты, статистические материалы, справочную и научную литературу по выбранной теме.
4) Изучить особенности производства предприятия (объекта исследования) и характер их влияния на изменение показателей работы предприятия и управленческой ситуации на нем.
5) Собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа
6) Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
7) Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
8) Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия.
9) Выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.
10) Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями ГОСТа.
Качество выпускной квалификационной работы во многом зависит от темы исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. в которой рассматриваются вопросы, вытекающие из задач, стоящих перед экономической наукой. Эти вопросы должны быть актуальны и для предприятия.
Студент должен осуществлять последовательно научный поиск. Выбрав какую-либо тему исследования, он должен написать реферат, с которым выступит на научно-теоретическом семинаре, затем на основе реферата подготовить доклад на студенческую научную конференцию, затем дополнив этот материал практическими материалами, написать курсовую работу, и лишь затем по этой же теме выполнить выпускную квалификационную работу. Таким образом, от реферата к научному докладу, от доклада к курсовой работе , от курсовой к выпускной квалификационной работе разрабатывается одна тема, при этом углубляется научный поиск, обогащается содержание новым материалом теоретического и прикладного характера.
Выпускная квалификационная работа должна иметь свою логику построения, последовательность и завершенность. Структуру и содержание выпускной квалификационной работы, соотношение отдельных её разделов определяют избранная тема и конкретная потребность в разработке вопроса для данного предприятия.
Несмотря на то, что выпускная квалификационная работа – самостоятельное, творческое исследование студента, её структура формализована.
Выпускная квалификационная работа, как правило, состоит из:
· введения;
· раздел I, который содержит теоретическое обоснование методики, проблемы в изучаемой области;
· раздел II, который содержит анализ изучаемой проблемы на предприятии – объекте исследования;
· раздел III, посвященный разработке рекомендаций, мероприятий по решению исследуемой проблемы, а также экономической оценке предлагаемых мероприятий;
· заключение;
· библиографический список;
· заключение.
Выпускная квалификационная работа всегда имеет сложный план и состоит как минимум из трех разделов.
Введение.
Вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновываются теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цель и задачи работы, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 10% от общего объема работы.
Раздел I.
Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей её развития. В этом разделе дается обзор научной литературы по проблеме, формируется концепция выпускной квалификационной работы, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации.
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходства и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка методической части выпускной квалификационной работы предполагает подготовку форм сбора первичной информации, методики её обработки и анализа. Прежде всего, студент обязан изучить нормативно-правовую базу по теме работы. В бухгалтерском финансовом учете, аудите использование и соблюдение требований нормативных документов обязательно. Без знания нормативно-правовой базы не обосновать рекомендации по совершенствованию учета, повышению эффективности деятельности предприятия.
Раздел II
Исследуется состояние проблемы на предприятии. Материалами для исследования служат:
- учредительные документы предприятия,
- локальные нормативные акты (нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, разработанные на самом предприятии, например, учетная политика, положение об оплате труда, положение о бухгалтерии, должностные инструкции бухгалтеров),
- годовые и промежуточные бухгалтерские (финансовые) отчетности,
- статистическая отчетность,
- данные Главной книги и регистров синтетического и аналитического учетов,
- служебная документация, полученная студентом в период производственной практики.
Материалы, служащие базой для написания выпускной квалификационной работы должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы улучшения работы предприятия, наметить пути их использования, а также устранить скрытые недостатки в работе бухгалтерии. Характер и объем собранного материала будет зависеть от особенностей принятой методики исследования.
Анализ состояния дел на предприятии предполагает обработку собранных материалов за последние 3-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического анализа.
Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные по исследуемой проблеме должны быть достоверными.
Раздел III
Опираясь на выгоды, по результатам анализа обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии – объекте исследования. В частности намечаются пути раскрытия возможностей, устранения недостатков в работе бухгалтерии, планируются, обосновываются, принимаются решения, обеспечивающие реализацию целей и задач выпускной квалификационной работы. При подготовке этого раздела следует учесть основные принципы:
1. Систематический подход, т.е. учет всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом.
2. Комплексный подход, т.е. с позиций стратегического и оперативного управления.
3. Динамичность предполагает регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы предприятия.
В этом же разделе рассматриваются затраты на реализацию рекомендуемых мероприятий и ожидаемая эффективность.