Способы организации научно–исследовательской работы студентов

Подготовка студентов к научно–исследовательской деятельности является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Система научно–исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно–исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы.

Развитие и совершенствование НИРС, как обязательного компонента системы подготовки специалистов являлось одной из важных проблем педагогики и психологии высшей школы. Такая форма организации обучения в вузе неразрывно связывалась с проблемой активизации познавательной деятельности студентов, с формированием их творческого мышления, исследовательских умений и навыков, а также с вопросами использования проблемного обучения как средства развития познавательной активности и самостоятельности студентов.

Основной целью НИРС является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионально–технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием. БелГУТ накопил большой опыт в организации научно–исследовательской работы со студентами.

НИРС, как правило, самостоятельная работа студентов и направлена на развитие интеллектуально-логических способностей (формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, объяснять, доказывать, обосновывать, излагать, систематизировать, классифицировать, моделировать); интеллектуально-эвристических способностей (умений генерировать идеи, воображения, ассоциативности мышления, видение противоречий; умений ставить задачу, выдвигать гипотезу) и способности письменно выражать свои мысли, лаконизировать их, описывать, оформлять результаты научного исследования.

Немаловажную роль в подготовке будущего специалиста играет научная деятельность, которая не только упорядочивает и углубляет знания, полученные в процессе выполнения учебной работы, но и помогает актироваться ко многим формам учебной деятельности. Научные исследования в большинстве случаев носят самостоятельный характер, поэтому особенно важна правильная организация научной деятельности студента вуза.

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

– это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

– данный процесс направлен на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

– научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

– ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Цель научно-теоретического исследования состоит в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлении, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют и развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в процессе практического познания.

Таким образом, научная работа в отличие от учебной, заключающейся в основном усвоении знаний, относительно которых выработано относительное единство мнений, связана с разработкой проблем научного характера. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, противоречивая ситуация, которые требуют изучения и разрешения. Чаще всего научно-исследовательская работа студента (НИРС) складывается из следующих направлений:

– участие в научных проблемных группах (научных кружках, обществах);

– публикация научных статей;

– участие в научных конференциях;

– участие в научных конкурсах.

Каждый руководитель НИРС занимается исследованиями со студентами, но без дополнительных часов в плане работы. Это соответственно накладывает отпечаток и на количестве серьезно занимающихся исследованиями студентов и на качестве их работ.

Ряд преподавателей занимается исследовательской работой со студентами, начиная с 1–2 курсов. Студенты включаются в данную работу при условии успешного выполнения учебного плана. Руководитель работы тесно работает в контакте с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причем, какой–то серьезный вопрос или проблема решается не одним студентом, а целой группой под началом руководителя. При этом студенты уже подходят по–иному и к изучению плановых дисциплин, и к выполнению дипломных проектов или работ. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно–исследовательской работы студентов.

Научно–исследовательские работы классифицируются по:

· источникам финансирования – госбюджетные и хоздоговорные с предприятиями и организациями;

· продолжительности разработки – долгосрочные (2–3 года) и краткосрочные (до 1 года);

· используемым методам исследования – теоретические, теоретико–экспериментальные и экспериментальные;

· сфере использования результатов исследования – фундаментальные и прикладные;

· стадии исследования – поисковые, научно–исследовательские и научно–производственные;

· системе исследовательских качеств объекта – комплексные и дифференцированные;

· месту проведения – лаборатория и производство;

· степени важности исследований – по заказу министерств, предприятий, организаций и по инициативе института или кафедры.

Научно–исследовательская работа студентов на кафедре выполняется во вне учебное время и включает следующие этапы.

Подготовительный – выбираются тема, объект, предмет и цель исследования, определяются его задачи. Это один из наиболее ответственных этапов всей работы. Тема должна быть увязана с основными направлениями развития отрасли и научными исследованиями, которые проводятся институтом (кафедрой). НИРС может выполняться одним или несколькими студентами. Желательно, чтобы исследования в конечном счете завершились магистерской работой.

Объект исследования – это вся совокупность отношений различных объектов теории и практики, служащая источником необходимой для исследователя информации. Это часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности людей.

Предмет исследования – те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Это такой элемент, который включает совокупность особенностей и отношений объекта, опосредствованных субъектом (исследователем) в процессе выполнения работы с определенной целью, в конкретных условиях.

Цель работы должна быть тесно связана с названием ее темы и направлена на решение конкретного теоретического или практического вопроса, обеспечивающего повышение эффективности работы предприятия (организации).

Исходя из цели исследования, определяются его задач, которые могут включать такие составляющие:

решение определенных теоретических вопросов, которые входят в обычную проблему исследования (например, определение сущности понятия, явления, процесса, дальнейшее их усовершенствование);

изучение признаков, уровня функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения результатов исследования;

всестороннее (включая и экспериментальное) изучение практики решения данной проблемы, установление ее типичного состояния, недостатков и трудностей, их причин, передового опыта;

обоснование необходимых систем мероприятий для решения данной проблемы;

экспериментальная проверка предложенной системы мероприятий относительно принятых критериев оптимальности;

разработка методических рекомендаций и предложений для использования результатов исследований в практической работе соответствующих предприятий (организаций).

Последовательность выполнения научно–исследовательской работы приведена на рисунке 1.

Выбор объекта исследования
Разработка рабочей гипотезы
 
Установление методики проведения исследования
 
Организация сбора материалов
 
Обработка и анализ собранных материалов
 
Обоснование выводов и рекомендаций
 
Оформление результатов исследований
 
Обсуждение и рецензирование результатов исследования
 
Внедрение результатов исследований в практику
 
Расчет фактической эффективности

Рисунок 13 – Алгоритм выполнения научно–исследовательской работы

Научно–исследовательская работа студентов предусматривает систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности и использование их при решении конкретных научных, производственных и других задач. Она должна выполняться на актуальную тему, иметь достаточный теоретический уровень, носить исследовательский характер.

Наши рекомендации