Теория управления фирмой —менеджмент

В рыночной экономике основной формой управления фирмой является

менеджмент. Менеджмент (англ. managment —управление) —это система

принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального,

наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и

финансовых ресурсов фирмы.

Его возникновение связано с развитием корпоративного

предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление

имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям — менеджерам.

Менеджеры —это наемные работники, которые за плату занимаются

организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами.

Становление менеджмента относится к началу XX в. Его

основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А.

Файоль.

Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и

интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства.

Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре

управленческие функции:

выбор цели, выбор средств, подготовку средств, контроль результатов.

По мнению А. Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать,

распоряжаться, согласовывать, контролировать.

В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование,

организацию, мотивацию, контроль.

1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы,

главных направлений и средств их достижения. Основным элементом

планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы,

который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.

Цель составления бизнес-плана —дать руководству компании полную картину

положения фирмы и возможностей ее развития.

Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов

уверенность в надежности своих инвестиций и доверие к руководству

компаний. Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет. Как правило, он содержит

следующие разделы:

•анализ рынка и маркетинговая стратегия;

•продуктовая стратегия;

•производственная стратегия;

•развитие системы управления фирмой и собственности;

•финансовая (экономическая) стратегия.

В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы уделяют

неодинаковое внимание разным разделам плана. Начинающие фирмы больше

внимания уделяют финансовой стратегии.

Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной

стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, предназначенным для

широкого круга лиц, поэтому не имеющим детализаций, в которых может

содержаться коммерческая тайна.

2. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение

взаимодействия и координации ее подразделений для достижения

поставленных целей.

3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения

работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и

психологические аспекты.

4. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых

результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

Для принятия управленческих решений важное значение имеет анализ

показателей экономической деятельности фирмы. В системе показателей

выделяют:

•показатели экономического потенциала;

•показатели результатов хозяйственной деятельности;

•показатели финансового положения, определяющие

платежеспособность фирмы.

Рассмотрим последние. Анализом занимаются специалисты-аудиторы.

Иногда фирма имеет аудиторов в своем составе, но чаще приглашает со

стороны.

Их функция —сделать официальное заключение о надежности рыночных

позиций фирмы. Этими данными интересуются:

•банки, чтобы удостовериться в кредитоспособности фирмы;

•партнеры, чтобы убедиться в устойчивости производственно-торговых

операций фирмы;

•потенциальные покупатели акций фирмы, чтобы получить четкое

представ-. ление о текущем и перспективном положении фирмы на рынке

капиталов.

Среди финансовых показателей фирмы выделяют ряд важнейших:

•размер «функционирующего капитала». Он равен разнице между

суммой оборотного капитала и суммой текущих долгов, а также характеризует

«запас прочности» фирмы в плане взаимоотношений с кредиторами;

•коэффициент покрытия акций. Он характеризует степень надежности

вложения денег в ценные бумаги фирмы. Чем выше коэффициент, тем меньше

риск приобретения акций фирмы;

•коэффициент покрытия процентного дохода по облигациям — отношение обещанного по этим облигациям суммарного годового дохода их

держателей к обеспечивающим его поступлениям —свидетельствует о

надежности облигаций фирмы;

•соотношение между доходом на акцию и ее рыночной ценой. Если

каждая акция продается, к примеру, за 25 долл., а годовой дивиденд на нее

равен 2 долл., то коэффициент = 25/2 = 12,5 долл. Данные за несколько лет

указывают на тенденцию коэффициента. Если он растет, то фирма имеет

прочное положение на рынке;

•коэффициент оплаты дивидендов. Он представляет собой соотношение

между фактически выплаченным дивидендом на одну акцию и размером

чистого дохода компании в расчете на одну акцию. Как правило, акционеры

получают только часть прибыли компании. Другая часть остается в

распоряжении самой компании в разделе «нераспределенной прибыли»,

направляемой на развитие фирмы и выполнение других обязательств. Так,

например, дивиденды на привилегированные акции фиксированные и не

меняются год от года. Но если фирма не смогла выплатить дивиденд в текущем

году, то в следующем она должна будет выплатить дивиденд за два года.

Сделано это должно быть до распределения прибылей на обычные акции, в чем

и состоит идея привилегированных акций. Таким образом, компания обязана

иметь какой-то резерв, гарантирующий ее способность выплачивать обещанные

вкладчикам фиксированные выплаты. Источником для этого и являются

нераспределенные прибыли;

•рентабельность собственного капитала. Этот показатель раскрывает

общую эффективность и использование средств, вкладываемых в данную

компанию ее акционерами. Он подсчитывается как отношение дохода на

обычные акции к собственному капиталу. Допустим, он равен 15 %. Это

значит, что каждый рубль вложенных акционером средств принес 15 копеек

прибыли. Много это или мало? Чтобы ответить, необходимо сравнить эту

сумму с процентом на вклады в банк, которые в мире считаются наиболее

надежной формой помещения средств. Ставку банковского процента принято

считать «ценой денег», мерилом минимума рентабельности.

Управление фирмой предполагает создание ее структуры. Структура — это устойчивые связи между различными уровнями управления и

подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комп-

лекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую

систему управления:

•совет директоров;

•президент, вице-президент и др. руководители;

•функциональные штабы и службы;

•исполнители.

Главным органом является совет директоров. Он определяет общую

политику фирмы. Избирается на собрании акционеров в количестве 10-20

человек. Члены совета директоров несут индивидуальную и коллективную

ответственность за экономическую, финансовую и правовую деятельность

фирмы. В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:

•производственный менеджмент;

•финансовый менеджмент;

•рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.

Производственный менеджмент —это управленческая подсистема,

занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в

установленные сроки и при минимальных затратах.

Финансовый менеджмент —это подсистема, которая обеспечивает

формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и

минимизацию затрат.

Рыночный менеджмент —маркетинг —это управление коммерческой

деятельностью фирмы, ориентированной на рынок. Маркетинг (англ. market — рынок) отвечает за выбор рынков, методов и времени выхода на рынок,

создание нового продукта, продвижение товара на рынок, за политику цен.

Наши рекомендации