Тема 1. Менеджмент как передовая теория и практика управления

НАУЧНЫЕ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Менеджмент как передовая теория и практика управления. 3

Тема 2. Школа научного управления (1885-1920 гг) 7

Тема 3. Административная (классическая) школа (1920-1960 гг.) 15

Тема 4. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) 22

Тема 5. Школа поведенческих наук (теория социальных систем) 28

(1950-е гг. - по настоящее время) 28

Тема 6. Школа науки управления (количественный подход) 33

(1950-е гг. - по настоящее время) 33

Тема 7. Методологические подходы современного менеджмента. 38

Тема 8. Международные модели менеджмента. 45

1) Американская модель менеджмента. 45

2) Японская модель менеджмента. 51

3) Арабская модель менеджмента. 56

4) Западноевропейская модель менеджмента. 57

Тема 8. Международные модели менеджмента

1) Американская модель менеджмента

2) Японская модель менеджмента

3) Арабская модель менеджмента

4) Западноевропейская модель менеджмента

Происходящие в мировом экономическом пространстве процессы интеграции и глобализации обусловливают расширение границ предпринимательской деятельности, развитие международного сотрудничества, миграцию рабочей силы. В этих условиях происходит тесное сближение национальных экономик и моделей управления, взаимопроникновение деловых культур, формирование международных норм и правил ведения бизнеса. Вместе с тем устойчиво сохраняются национальные черты и особенности базовых моделей управления, связанные с историческим опытом хозяйствования.

За всю историю развития науки зарубежные страны накопили значительный опыт в области теории и практики менеджмента, что позволяет выделить особенности подходов к управлению в разных странах и на этой основе рассматривать отличия страновых моделей менеджмента.

С началом эпохи глобализации мировой экономики в 70-х гг. XX в. в науке о менеджменте возникло новое направление - кросс-культурный (сравнительный) менеджмент, т.е. менеджмент на стыке национальных, деловых, корпоративных культур. Кросскультурный менеджмент концентрирует внимание на изучении особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, и выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями в системе международною бизнеса.

Японская модель менеджмента

Японская (коллективистская) модель менеджмента наиболее ярко демонстрирует достижения национальной культуры, в основе которой лежат коллективизм, идентификация личности с группой, бережливость, аккуратность, практицизм, трудолюбие, стремление к достижениям и гармонии. Это имеет различные формы проявления: поощрение групповых, а не индивидуальных инициатив, групповая ответственность, гибкий неформальный подход к построению структур управления, неформальные процедуры контроля, медленное карьерное продвижение в зависимости от стажа работы, «пожизненный наем», зависимость размера оплаты от групповых показателей и продолжительности работы в фирме и др.

Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента.

После разгрома в годы Второй мировой войны (1939- 1945 гг.) Япония за короткие сроки достигла лидирующего положения в мировой экономике. Одним из главных факторов стремительного успеха, называемого японским чудом, является применяемая модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. Ее высокая эффективность обусловлена соответствием исторически сложившимся национальным ценностям, общественно-экономическому укладу, специфическим чертам, особенностям национальной психологии и менталитета.

Сущность японской модели менеджмента определяется ориентацией на концепцию «социального человека», которая была выдвинута возникшей в США школой человеческих отношений. При этом японцы рассматривают не отдельно взятого человека как личность, а группу людей в контексте социальных взаимосвязей и взаимоотношений.

По мнению специалистов, значительные успехи Японии во многом обусловлены искусством и профессионализмом управленцев, среди которых такие неординарные личности, как К. Мацусита, К. Исикава, С. Хонда, А. Морита, М. Ибука, К. Тойода, К. Татеиси и др. Все они являются подтверждением бытующего в стране убеждения, что «владелец японской фирмы - самурай по происхождению и бизнесмен по призванию».

Основным богатством страны японский менеджмент считает человеческий капитал и создает условия для наиболее эффективного его использования. Японская система хозяйствования опирается на исторически сформировавшиеся традиции групповой сплоченности и природную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.

Стержнем управленческих концепций, в корне преобразовавших японские стратегии менеджмента и стиль руководства, является признание социальной ответственности каждой компании, утверждение необходимости служения общественным идеалам, соблюдения общественной этики, реализации собственного предназначения в мире.

Характерной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы убеждены, что обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства, является залогом повышения квалификации и служебного продвижения. Причем доминирующим началом выступает понятие долга, а не ожидание материальной или иной выгоды.

Для крупных японских фирм характерна система пожизненного (долгосрочного) найма, которая охватывает до 30% общего числа наемных работников. Сущность этой системы состоит в том, что фирмы гарантируют своим работникам занятость до выхода на пенсию и в случае спада производства и других непредвиденных обстоятельств.

Преимущества системы пожизненного найма реализуются за счет высокой преданности работников, глубокой благодарности и удовлетворенности, уверенности в стабильности своего положения, лояльности компании. В связи с этим данный подход к организации занятости выступает как мощное средство мотивационного воздействия.

Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в перемещении работников по различным должностям с периодичностью примерно 3-5 лет. Основными преимуществами здесь являются расширение кругозора работников, повышение профессионализма и квалификации, освоение смежных специальностей. Именно это считается условием дальнейшего карьерного роста.

Центральное место в японской модели менеджмента занимает управление качеством, идея которого принадлежит американцу Э. Демингу. Причем первоначально практическое воплощение она получила именно в Японии в 50-х гг. Сначала она выражалась в виде борьбы за бездефектность выпускаемой продукции, а затем вылилась в мощную систему управления качеством.

Ни одна страна мира не уделяет такое внимание эффективности производства и качеству продукции, как Япония. Это стало частью образа жизни населения страны. Как говорят японцы, «качество - это состояние сознания, производительность - способ добродетельного поведения».

Идею тотального управления качеством развивает система «точно в срок» («just in time - точно вовремя»), которую впервые предложил вице-президент автомобильной компании Toyota Motor Corporation Таичи Оно (1912 - 1990)в 1972 г.

Суть системы состоит в отказе от производства продукции крупными партиями, создании непрерывно-поточного много-предметного производства и снабжении участков малыми партиями. Преимущества данного подхода заключаются, во-первых, в рациональной организации производства и, во-вторых, в эффективном управлении персоналом.

Система «точно в срок» позволяет следить за производством продукции на участках по часам и даже минутам и отправлять готовые детали на последующие операции в тот самый момент, когда появляется в них потребность.

США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя ключевые элементы данной системы для повышения эффективности производства. По данным английских компаний, внедренная система сокращает запасы и время производства единицы изделия - на 90%, затраты труда - на 10-30, время подготовки производства - на 75, производственные площади - на 50, косвенные расходы - на 50-60, парк подъемного оборудования - на 90, обеспечивает повышение качества на 75-90%. При этом окупаемость затрат на внедрение системы составляет несколько месяцев (до одного года).

Однако полное воспроизведение системы оказалось затруднительным в силу ее выраженной ориентации на национальные ценности, чисто японские средства трудовой мотивации и ментальные социально-психологические установки.

Важным фактором также является гласность управления и открытость информации о состоянии дел и планах компании, что способствует повышению доверия, созданию атмосферы сотрудничества администрации и персонала компании.

Таким образом, принципиальными положениями японского опыта управления являются следующие:

1) высокое качество продукции - «Качество - прежде всего!». Это не просто лозунг, а стратегия организации производства, поскольку объем выпуска продукции занимает только второе место. Во имя обеспечения качества рабочим предоставляется право останавливать производственную линию, чтобы предотвратить выпуск бракованных изделий;

2) отказ от выпуска ненужной, излишней продукции - «Не делай ненужной работы только затем, чтобы не простаивать»;

3) стремление к дебюрократизации, устранению излишнего бумаготворчества, отказ от ненужных административных звеньев, упрощение процедуры принятия решений;

4) обеспечение гибкости производства, его быстрой приспособляемости к изменяющимся требованиям рынка за счет разнообразия выпускаемых моделей и гибкости использования высококвалифицированной рабочей силы.

Воплощение передовых принципов и приемов управления в японской практике вызвало интерес во всем мире. В 1978-1984 гг. в Японии с целью изучения и распространения новаторского опыта побывали специалисты из 66 стран.

Фигурой особого масштаба в японском менеджменте XX в. является Коносуке Мацусита (1893-1987), основатель компании Matsushita Electric Industrial, создатель всемирно известных брендов Panasonic, National, Techniks и др.

Управленческие приемы Мацуситы разрушают стереотипные представления о корпорации как о бюрократической структуре с централизованной многоуровневой системой, высокими расходами и замедленной реакцией на требования времени.

Принципы ведения бизнеса великого предпринимателя дают настоящие уроки служения делу и обществу.

1. Обращайтесь с коллегами по бизнесу так, словно все они члены вашей семьи. Процветание во многом зависит от взаимопонимания с вашими компаньонами и сотрудниками.

2. Послепродажные услуги куда более важны, чем продажа. Только вниманием к клиенту можно завоевать его доверие и постоянство.

3. Не продавайте покупателю товары, которые ему нравятся. Продавайте только такие, которые будут ему полезны.

4. Без производственных запасов можно остаться только из-за собственной небрежности. Если такое произойдет, принесите извинения своим покупателям и сообщите, что вы немедленно доставите все, что они требуют.

5. Если вы не получаете прибыли, то тем самым совершаете преступление против общества. Мы берем у общества капитал, мы нанимаем наших граждан, мы используем материалы, но если при этом мы все равно не получаем прибыли, тотем самым лишь разбазариваем ресурсы, которые можно было бы использовать в другом месте.

Почетное место в истории менеджмента занимает Кииширо Тойода (1894 - 1952), основатель компании Toyota Motor Corporation, лидера мирового автомобилестроения.

Тойода добился успеха компании за счет реализации следующих принципов: экономии ресурсов, сочетание лояльности и «пирамиды» управления, импортирование технологий и внедрение собственных оригинальных решений, гибкость и адаптация к внешним вызовам.

Тойода установил правило: чтобы не допустить брака, если хотя бы у одного рабочего возникнет проблема, останавливать всю конвейерную линию. Также он ввел революционную систему предложения новых идей, согласно которой за идеи по совершенствованию производственного цикла и технологий работникам выплачивались солидные премии.

Символом «японского экономического чуда» стало имя выдающегося менеджера Акио Мориты (1921 - 1999), основателя мирового гиганта электротехнической промышленности Sony Corporation.

Именно Sony Corporation первой в мире запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник с пятью диапазонами, создала первый домашний видеомагнитофон, портативный кассетник с наушниками и многое другое. Совместно с нидерландским концерном Philips фирма Sony разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологию звукозаписи, в результате чего компакт-диски заменили виниловые грампластинки.

Подходы к управлению Мориты предполагают упрощение проблем, а не поиск сложных решений. Простой, но эффективный путь к управлению качеством, разработанный фирмой Sony, используется на множестве других предприятии.

Морита убежден, что основой успеха Sony Corporation является человеческий капитал - именно он определяет конкурентоспособность и эффективность компании. Человеческий капитал рассматривается как совокупность знаний, навыков, опыта и других качеств персонала, являющихся основой для достижения заданного уровня организационной эффективности и реализации стратегических целей компании.

Яркой фигурой японского менеджмента является Соичиро Хонда (1906-1991), основатель компании Honda Motors Company, крупнейшего мирового производителя автомобилей и мотоциклов.

Как отмечают специалисты, Хонда в производстве мотоциклов сделал то, что Генри Форд в производстве автомобилей: он бездействующий застойный рынок сделал живым и динамичным. Honda была постоянной законодательницей мод в дизайне мотоциклов во всем мире с середины 1950-х до начала 1990-х гг. Honda Motors Company имеет статус самой крупной из образованных после Второй мировой войны компаний в Японии.

Суть своей управленческой философии, основанной на способности воспринимать ошибки как ценнейший актив, он выразил в речи во время получения почетной докторской степени в Мичигане в 1974 г.: «Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ... Фактически успех - это только 1 % вашей работы, а остальные 99% - это неудачи».

Хонда заявлял, что богатство компании основывается на таких высоких идеях, как вера в молодежь и продвижение по службе творческих людей.

Таким образом, менеджмент в Стране восходящего солнца постоянно воспринимает наиболее прогрессивные концепции управления, методы и технологии западных стран, приспосабливая их к своим ментальным особенностям, сохраняя и усиливая чем самым национальные духовные ценности и способствуя установлению особого стиля управления и методов, присущих только японскому менеджменту.

Арабская модель менеджмента

Арабская (клановая) модель менеджмента отражает клановость в следующих проявлениях: родственные связи в организации; оценка человека, а не его работы; клановый подход в построении структур управления; продвижение в зависимости от доверия и уважения со стороны руководителя; ориентация при отборе кадров на родственные отношения; стиль управления, ориентированный на «своих»; зависимость размера оплаты труда от лояльности работника своему руководителю; недоверие к «чужим» независимо от их профессиональных качеств.

Роль арабских стран в мировой экономике определяется прежде всего значительными ресурсами углеводородного сырья и стратегически важным географическим положением. Добыча нефти играет существенную роль в экономике стран региона. Модель развития арабских стран Персидского залива позволила существенно повысить эффективность национального хозяйства за счет включенности в мировую экономику.

Существенную роль в экономике арабских стран играет иностранный капитал, который поначалу направлялся преимущественно в добывающие отрасли (нефтяную и газовую), а впоследствии и в другие секторы хозяйства.

В большинстве мусульманских стран религия оказывает определяющее влияние на общественное поведение, политику, бизнес. Ислам является базовой основой построения хозяйственной жизни. В частности, большинство экономических принципов ислама поддерживает свободное предпринимательство и зарабатывание законной прибыли путем торговли.

Арабская система управления не приемлет тех, кто получает выгоду посредством эксплуатации других. Во взгляде на мир стержневой является установка, что человек - часть коллектива, в котором богатый и успешный должен нести обязательства помогать бедным и неуспешным.

Два основных постулата данной концепции управления - это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).

В основе теории фирмы и производства в арабском менеджменте лежат следующие этические правила:

- максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов (маслаха);

- цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом (например, легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствуют критерию скромности и сдержанности, сельское хозяйство - заниматься свиноводством);

- справедливая форма распределения дохода с акцентом на особом налоге (закят и благотворительность);

- двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней меры, внешний - со стороны уполномоченных органом;

- запрещение нанесения вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь.

В арабской экономике существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:

- ростовщичество;

- неопределенные сделки с повышенным риском;

- виды деятельности, не совместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);

- традиционное коммерческое страхование;

- производство и торговля запрещенными товарами;

- установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;

- нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.

В общих чертах, представители арабской системы управления обязательны, аккуратны и восприимчивы к контактам с международными партнерами при условии, что их поведение не нарушает принципов исламской этики. Фирмы, которые воспринимаются как получающие несправедливую выгоду посредством эксплуатации других, обмана или нарушения договорных обязательств, не могут рассчитывать на успех в контактах с арабскими менеджерами. Главными качествами, присущими менеджеру, работающему в арабской культурной среде, должны быть глубокое знание исламской традиции, кросскультурная толерантность, коммуникабельность и гибкость.

НАУЧНЫЕ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Менеджмент как передовая теория и практика управления. 3

Тема 2. Школа научного управления (1885-1920 гг) 7

Тема 3. Административная (классическая) школа (1920-1960 гг.) 15

Тема 4. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) 22

Тема 5. Школа поведенческих наук (теория социальных систем) 28

(1950-е гг. - по настоящее время) 28

Тема 6. Школа науки управления (количественный подход) 33

(1950-е гг. - по настоящее время) 33

Тема 7. Методологические подходы современного менеджмента. 38

Тема 8. Международные модели менеджмента. 45

1) Американская модель менеджмента. 45

2) Японская модель менеджмента. 51

3) Арабская модель менеджмента. 56

4) Западноевропейская модель менеджмента. 57

Тема 1. Менеджмент как передовая теория и практика управления

На всех этапах человеческой деятельности эффективное управление – менеджмент – в значительной мере предопределяло эффективность и темпы развития экономики, успешность решения поставленных задач, уровень жизни общества в целом.

В современных реалиях менеджмент играет особую роль, выступая в качестве действенного инструмента управления во всех сферах производственной деятельности.

Согласно общепринятой трактовке первоначально термин «менеджмент» означал умение объезжать лошадей и править ими. Этимологически английское слово manage (управлять) восходит к корню латинского «manus» (рука). Позже этим термином стали обозначать также умение владеть оружием и управлять колесницами.

В настоящее время глагол «управлять» (to manage) чаще всего употребляют по отношению к процессу (объекту, действию, явлению), с помощью которого достигаются заданные цели. Существительное «управление» (management) может относиться к области знания, такой как теория управления, к области практической деятельности, а также к личностям, осуществляющим процесс управления. Менеджмент часто описывается как процесс достижения целей организации путем координации усилий исполнителей и при помощи других лиц, а также иных ресурсов.

В целом менеджмент трактуется как профессионально осуществляемая деятельность по руководству и управлению объектом для достижения определенных целей на основе эффективного использования ресурсов. Предметом менеджмента является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся, как правило, между субъектом и объектом в процессе управления.

Развитие менеджмента как теории и практики управления проходило в тесной взаимосвязи с уровнем развития производительных сил общества. В рамках различных общественно-экономических формаций менеджмент прошел путь тысячелетней эволюции в начале на эмпирической, затем – на научной основе.

Опытно-практическим путем подходы к управлению формировались, начиная с глубокой древности (примерно 7 тыс. лет назад), в достижениях выдающихся деятелей и правителей Древнего Египта, Рима, Китая, Индии.

Научные основы менеджмента начали формироваться на Западе в конце 19 - начале 20 в. Предпосылками его становления явились технические, экономические и научные достижения, обусловленные произошедшей в Европе (в первую очередь в Англии) в середине 18 века промышленной революцией и последующим бурным развитием производительных сил.

Родиной менеджмента принято считать Америку, где на рубеже 19 – 20 вв фактически воплотилась идея о том ,что основой развития и успеха организации машинного производства является эффективное управление. В тот период Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог добиться успеха на основе инициативы, настойчивости, целеустремленности, независимо от происхождения, классовой принадлежности, национальности, вероисповедания, социального положения и иных признаков. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, образовав тем самым огромный рынок рабочей силы. В результате создавались крупные промышленные предприятия, функционирование которых вызывало необходимость использования формализованных приемов и способов управления, рационализации труда рабочих с целью повышения производительности и эффективности производства.

Официальное рождение менеджмента как науки связывают с выходом в свет в 1911 г. книги «Принципы научного управления» американского инженера Ф.У. Тейлора, которого по праву называют отцом научного менеджмента.

В России менеджмент в его современной форме был активно востребован в начале 90-х гг. 20 в. в связи с переходом к рыночной модели хозяйствования. Вместе с тем история развития управления в российском государстве насчитывает не одно столетие. Многие поколения видных государственных и общественных деятелей, ученых, исследователей и практиков внесли достойный вклад в развитие управленческой мысли и совершенствование системы управления экономикой.

Известно, что еще задолго до Тейлора в России производились серьезные эксперименты в области рационализации и научной организации труда. В частности, в 1860- 1870 гг. в Московском высшем техническом училище (МВТУ) разрабатывались и внедрялись рациональные методы обучения профессиям, связанным с металлообработкой. В 1873 г. на Всемирной выставке в Вене эти достижения были отмечены медалью Преуспевания. Как отражалось в печати тех лет, в США сразу же начали применять русскую методику.

В современной организации менеджмент позволяет реализовать главную цель предпринимательской деятельности – получение прибыли путем эффективного использования всех видов ресурсов организации (материальных, финансовых, трудовых, технологических, организационных, информационных и др.). Суть этого процесса раскрывается в высказывании одного из основоположников менеджмента, А. Файоля «Укреплять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из имеющихся ресурсов». Важно, что реализация целей достигается посредством организации трудовой деятельности персонала, т.е. «чужими руками» (М.П. Фоллетт).

Менеджмент играет исключительно важную роль в организации и решает сложные, многоплановые задачи. Его следует рассматривать как емкое, комплексное понятие, включающее в себя несколько аспектов:

вид практической деятельности - сфера приложения труда, вложения и использования ресурсов;

область научного знания – сфера теоретических и прикладных разработок и исследований, изучение учебной дисциплины;

совокупность менеджеров – категория лиц, профессионально подготовленных к управленческой деятельности;

философия и идеология бизнеса – система мировоззренческих основ (ценностей, убеждений, взглядов, идей), симбиоз интуиции, профессионализма и творчества, продуктивный сплав таланта, навыков и способностей, что позволяет трактовать менеджмент как искусство управления.

Многоаспектность содержания менеджмента позволяет рассматривать его в широком контексте, дифференцируя по следующим признакам:

по уровням управления – высший (топ-менеджмент), средний (мидл-менеджмент), низовой (ловер-менеджмент);

по формам собственности – коммерческий и некоммерческий;

по сферам деятельности – производственный, финансовый, кадровый, технологический, инновационный, рекламный, персональный ит.д.;

по содержанию – общий, функциональный, отраслевой;

по временному фактору – стратегический, тактический, текущий (оперативный) и др.

Каждый вид менеджмента обеспечивает соответствующее содержание управленческой деятельности, а также выполнение некоторых исполнительских видов работ.

Основные функциональные области менеджмента включают такие важнейшие составляющие успеха организации, как инновации, персонал, финансы, маркетинг, снабжение, сбыт, качество и другие.

Главные задачи менеджмента:

- эффективное управление рынком товаров и услуг;

- рациональное использование всех видов ресурсов организации;

- повышение эффективности и конкурентоспособности системы управления;

- принятие обоснованных управленческих решений;

- эффективная реализация миссии и стратегии фирмы;

- формирование продуктивной корпоративной культуры.

В настоящее время роль и значение менеджмента значительно возрастают, что обусловлено следующими основными факторами:

- глобализация мирохозяйственных связей и отношений;

- высокая динамика рыночной конъюнктуры;

- усиление и углубление конкурентной борьбы;

- насыщение потребительской сферы разнообразными товарами и услугами;

- ограниченность большинства видов ресурсов организации;

- риск и неопределенность внутренней и внешней среды организации;

- социальная ответственность бизнеса перед обществом.

Эффективная реализация рыночной концепции управления требует от современного специалиста овладения совокупностью фундаментальных понятий и категорий, составляющих методологическую основу менеджмента. Обязательным условием успешной управленческой деятельности является соблюдение экономических законом, закономерностей, категорий и принципов менеджмента.

Законы отражают сещуственные, объективные и необходимые связи между являниями реального мира.

Закономерности – это объективные и систематически повторяющиеся взаимосвязи между категориями управления.

Категории представляют собой фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. К ним относятся:

система управления (совокупность взаимосвязанных элементов, реализцющих управление для достижения поставленной цели);

субъект управления (управляющая подсистема);

объект управления (управляемая подситема);

внешняя среда;

внутрення среда;

структура ситсемы управления;

технология управления (приемы, способы и порядок выполнения управленческих функций).

Принципы менеджмента – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления (общие, частные, специфические).

Конечной целью менеджмента является достижение эффективности управленческой деятельности, тюе. Реализация целей и задач управления на основе рационального использования имеющихся возможностей.

Тема 2. Школа научного управления (1885-1920 гг)

Главные представители - Ф. У. Тейлор, Г. Гант. Ф. и Л. Гилбрет, К. Барт, С. Томпсон, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев и др.

Ключевые категории - разделение труда, рационализация производства, производительность труда, эффективность производства, «экономический человек», тейлоризм, фордизм, научный подход к управлению.

Целью школы научного управления являлось повышение эффективности производства – выпуск продукции с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.

Родиной научного управления являются США. Это связано с тем, что начавшаяся в Англии промышленная революция в 80-х гг. ХIХ в. охватила всю Северную Америку. Необходимость систематизировать имеющиеся знания в сфере управления и применить их для нужд промышленного производства послужила мощным импульсом реализации менеджмента как практики и теории научного управления.

В 1881 г. крупный американский промышленник Джозеф Вартон предложил читать студентам, будущим инженерам, «научный курс управления», впервые разработан курс менеджмента для преподавания в колледже. Однако его инициатива не нашла широкого практического применения, и лишь спустя 35 лет менеджмент стал изучаться в качестве учебной дисциплины.

В 1886 г. президент мануфактурной компании Генри Р. Таун (1844-1924) заявил о необходимости разработки научных основ менеджмента как профессиональной деятельности. Само понятие «научное управление» впервые ввел в оборот представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандейс (1856-1941) в 1910 г.

Непосредственно местом зарождения управления как науки следует считать Филадельфию - крупный промышленный центр, где с наибольшей остротой проявились противоречия индустриального производства и назрела потребность в нововведениях, образованное там в 1880 г. Американское общество инженеров-механиков (АSМЕ) явилось ответом на возникшую необходимость. На добровольной основе оно объединяло самых талантливых менеджеров и промышленников. Общество проводило лекции и семинары, предоставляло технические консультации и помощь управленцам. Благодаря им рождались передовые системы и проекты организации и оплаты труда, в нем «выросли» многие успешные менеджеры.

Именно на собрании АSМЕ в 1886 г. Г. Таун выступил с докладом «Инженер как экономист». В нем он впервые указал на то, что специальность менеджера по своей практической значимости равноценна инженерному труду, а менеджмент является профессиональным видом управленческой деятельности и самостоятельной наукой. Изложенные идеи оказали колоссальное влияние на современников и произвели большое впечатление на присутствовавшего на докладе Ф. Тейлора.

«Отцом научного менеджмента» по праву считается американский инженер-практик и менеджер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации труда с целью повышения производительности и эффективности в условиях машинного производства.

Официально фактом оформления менеджмента как науки принято считать выход в свет в 1911 г. книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления», которая оказала решающее влияние на прогресс управленческой мысли. Кроме того, основные положения его концепции были опубликованы в трудах «Сдельная система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912). В них Тейлор доказывал, что «управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы», а разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы научного менеджмента могут заменить устаревшие «донаучные» приемы управления.

Тейлор впервые разделил рабочие операции на составные элементы - комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различных инструментов. Так, он тщательно замерял количество железной руды и угля, которое рабочий может перебрасывать лопатами различного размера, уделяя при этом главное внимание повышению производительности труда. Система Тейлора закладывала основы научной организации труда, предполагающей «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как произведен систематический учет, измерение и т.д. их действия».

Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем:

- признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого - рационализация производства;

- расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;

- планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;

- увеличение производительности труда на основе справедливого вознаграждения за конечный результат;

- подбор работников в соответствии с их физическими и умственными возможностями и их обучение.

Тейлор положил в основу управления следующие принципы рационализации труда:

- расчленение производственных операций на составные элементы;

- превращение управления в активный фактор производства;

- разделение труда непосредственно в сфере управления;

- выделение планирования в качестве функции управления;

- введение карт-инструкций;

- принудительная централизация орудий труда и технологических процессов;

- введение высоких научно обоснованных норм;

- введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки;

- строгое иерархическое подчинение;

- тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Таким образом, Тейлором были определены в качестве приоритетных такие функции, как организация труда, планирование, учет и контроль, а в качестве ведущих методов управления - организационно-распорядительные и экономические. К сферам управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, потоки ресурсов и продукции во внутренней среде предприятия.

Выступая в специальном комитете Палаты представителей Конгресса США 25 января 1912 г., Тейлор назвал на

Наши рекомендации