Теория управления фирмой —менеджмент
В рыночной экономике основной формой управления фирмой является
менеджмент. Менеджмент (англ. managment —управление) —это система
принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального,
наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов фирмы.
Его возникновение связано с развитием корпоративного
предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление
имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям — менеджерам.
Менеджеры —это наемные работники, которые за плату занимаются
организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами.
Становление менеджмента относится к началу XX в. Его
основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А.
Файоль.
Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и
интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства.
Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре
управленческие функции:
выбор цели, выбор средств, подготовку средств, контроль результатов.
По мнению А. Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать,
распоряжаться, согласовывать, контролировать.
В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование,
организацию, мотивацию, контроль.
1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы,
главных направлений и средств их достижения. Основным элементом
планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы,
который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.
Цель составления бизнес-плана —дать руководству компании полную картину
положения фирмы и возможностей ее развития.
Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов
уверенность в надежности своих инвестиций и доверие к руководству
компаний. Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет. Как правило, он содержит
следующие разделы:
•анализ рынка и маркетинговая стратегия;
•продуктовая стратегия;
•производственная стратегия;
•развитие системы управления фирмой и собственности;
•финансовая (экономическая) стратегия.
В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы уделяют
неодинаковое внимание разным разделам плана. Начинающие фирмы больше
внимания уделяют финансовой стратегии.
Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной
стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, предназначенным для
широкого круга лиц, поэтому не имеющим детализаций, в которых может
содержаться коммерческая тайна.
2. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение
взаимодействия и координации ее подразделений для достижения
поставленных целей.
3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения
работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и
психологические аспекты.
4. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых
результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.
Для принятия управленческих решений важное значение имеет анализ
показателей экономической деятельности фирмы. В системе показателей
выделяют:
•показатели экономического потенциала;
•показатели результатов хозяйственной деятельности;
•показатели финансового положения, определяющие
платежеспособность фирмы.
Рассмотрим последние. Анализом занимаются специалисты-аудиторы.
Иногда фирма имеет аудиторов в своем составе, но чаще приглашает со
стороны.
Их функция —сделать официальное заключение о надежности рыночных
позиций фирмы. Этими данными интересуются:
•банки, чтобы удостовериться в кредитоспособности фирмы;
•партнеры, чтобы убедиться в устойчивости производственно-торговых
операций фирмы;
•потенциальные покупатели акций фирмы, чтобы получить четкое
представ-. ление о текущем и перспективном положении фирмы на рынке
капиталов.
Среди финансовых показателей фирмы выделяют ряд важнейших:
•размер «функционирующего капитала». Он равен разнице между
суммой оборотного капитала и суммой текущих долгов, а также характеризует
«запас прочности» фирмы в плане взаимоотношений с кредиторами;
•коэффициент покрытия акций. Он характеризует степень надежности
вложения денег в ценные бумаги фирмы. Чем выше коэффициент, тем меньше
риск приобретения акций фирмы;
•коэффициент покрытия процентного дохода по облигациям — отношение обещанного по этим облигациям суммарного годового дохода их
держателей к обеспечивающим его поступлениям —свидетельствует о
надежности облигаций фирмы;
•соотношение между доходом на акцию и ее рыночной ценой. Если
каждая акция продается, к примеру, за 25 долл., а годовой дивиденд на нее
равен 2 долл., то коэффициент = 25/2 = 12,5 долл. Данные за несколько лет
указывают на тенденцию коэффициента. Если он растет, то фирма имеет
прочное положение на рынке;
•коэффициент оплаты дивидендов. Он представляет собой соотношение
между фактически выплаченным дивидендом на одну акцию и размером
чистого дохода компании в расчете на одну акцию. Как правило, акционеры
получают только часть прибыли компании. Другая часть остается в
распоряжении самой компании в разделе «нераспределенной прибыли»,
направляемой на развитие фирмы и выполнение других обязательств. Так,
например, дивиденды на привилегированные акции фиксированные и не
меняются год от года. Но если фирма не смогла выплатить дивиденд в текущем
году, то в следующем она должна будет выплатить дивиденд за два года.
Сделано это должно быть до распределения прибылей на обычные акции, в чем
и состоит идея привилегированных акций. Таким образом, компания обязана
иметь какой-то резерв, гарантирующий ее способность выплачивать обещанные
вкладчикам фиксированные выплаты. Источником для этого и являются
нераспределенные прибыли;
•рентабельность собственного капитала. Этот показатель раскрывает
общую эффективность и использование средств, вкладываемых в данную
компанию ее акционерами. Он подсчитывается как отношение дохода на
обычные акции к собственному капиталу. Допустим, он равен 15 %. Это
значит, что каждый рубль вложенных акционером средств принес 15 копеек
прибыли. Много это или мало? Чтобы ответить, необходимо сравнить эту
сумму с процентом на вклады в банк, которые в мире считаются наиболее
надежной формой помещения средств. Ставку банковского процента принято
считать «ценой денег», мерилом минимума рентабельности.
Управление фирмой предполагает создание ее структуры. Структура — это устойчивые связи между различными уровнями управления и
подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комп-
лекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую
систему управления:
•совет директоров;
•президент, вице-президент и др. руководители;
•функциональные штабы и службы;
•исполнители.
Главным органом является совет директоров. Он определяет общую
политику фирмы. Избирается на собрании акционеров в количестве 10-20
человек. Члены совета директоров несут индивидуальную и коллективную
ответственность за экономическую, финансовую и правовую деятельность
фирмы. В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:
•производственный менеджмент;
•финансовый менеджмент;
•рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.
Производственный менеджмент —это управленческая подсистема,
занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в
установленные сроки и при минимальных затратах.
Финансовый менеджмент —это подсистема, которая обеспечивает
формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и
минимизацию затрат.
Рыночный менеджмент —маркетинг —это управление коммерческой
деятельностью фирмы, ориентированной на рынок. Маркетинг (англ. market — рынок) отвечает за выбор рынков, методов и времени выхода на рынок,
создание нового продукта, продвижение товара на рынок, за политику цен.