Общие правила формирования информации о доходах и расходах коммерческих организаций

Состав раскрываемого минимума информации об учетной политике коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых компаний) определяется положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 иПБУ 10/ 99, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. №32н.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и(или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников иму­щества).

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реали­зации продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением до­говоров (например, арендных или по договору о совместной деятельнос­ти), оказанием социально-культурных услуг, поступлением лицензион­ных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственнос­ти, процентов за предоставление в пользование денежных средств орга­низации.

Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение сторонними организациями условий договоров; полученные безвозмездно активы, в том числе по договору дарения, и исчисленные по рыночной стоимости; поступления в возмещение причиненных организа­ции убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.

Выручка исчисляется в денежном выражении и признается в качестве дохода в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее
из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим
образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции
произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с той
или иной рыночной операцией, могут быть определены.

В бухгалтерской отчетности по доходам подлежит раскрытию, как минимум, информация о порядке признания выручки организации и о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от реализации которых признается по мере готовности. Построение бухгал­терского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансо­вой деятельности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению уча­стников (собственников имущества). Выбытие активов в данном случае именуется оплатой.

К расходам по обычным видам деятельности относят расходы, связан­ные с изготовлением и реализацией творческой продукции, приобрете­нием и продажей товаров и услуг, с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, содержанием и эксплуатацией основных средств и иных внеоборотных активов, с ком­мерческими и управленческими тратами.

Перечисленные расходы группируются по следующим элементам:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация (признается в качестве расхода исходя из величины
амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амор­
тизируемых активов, срока полезного использования и принятых органи­
зацией способов начисления амортизации);

♦ прочие затраты.

Трудовые, социально-экономические и профессиональные отноше­ния между работодателем и работниками коммерческой фирмы регули­руются правовым актом в виде коллективного договора на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Эти соглашения содержат обяза­тельства по условиям труда, занятости и социальным гарантиям для ра­ботников определенной профессии и не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством (4; 185-186).

В бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов, а также расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат и изменение величины расходов, не имеющих отношение к исчислению себестоимости реали­зованного творческого продукта.

Воспользуемся информацией о структуре и динамике расходов и до­ходов коммерческих театров на Бродвее, приведенной А.Я. Рубинштей­ном (33;90-95) на начало 90-х годов.

Так, сумма затрат на постановку бродвейского мюзикла до момента премьеры составляла не менее 4 млн. долларов, а драматической пьесы -от 0,5 до 2 млн. Из общей суммы постановочных расходов гонорары ди­зайнеров, хореографов, менеджеров, администраторов занимали 10-15%, а расходы на жалованье исполнителей в репетиционный период, оформ­ление спектакля, на аренду помещений, костюмы, звук, свет, админист­ративное жалованье занимали примерно 30 % для пьес и 40 % - для мю­зикла. Остальную часть постановочных средств составляли транспорт­ные расходы, реклама, налоги и отчисления, содержание оркестра (для мюзикла).

Источниками доходов организаций исполнительского искусства яв­ляются:

♦ сборы от продажи билетов;

+ доходы от дополнительных прав, то есть от продажи прав произво­дить спектакль повторно в стране или за рубежом, доходы от продажи прав на киносъемку и доходы от телевидения и радиозаписей;

•4- доходы от продажи альбомов и сувенирных изделий, рекламных изданий;

♦ прибыль от вкладов в банке, возврат налогов.

Что касается доходов от продажи билетов, то примерно 25 % от их суммы еженедельно отчислялось на аренду здания, около 30 % - на жало­ванье актерам драматического спектакля и около 25 % - исполнителям мюзикла. Остальной доход от эксплуатации спектакля покрывают теку­щие расходы на рекламу, административный персонал, гонорар драма­тургам и композиторам, специальные работы, оплату труда техническо­го персонала и рабочих сцены, налоги и персональные вознаграждения.

В объем других расходов включаются затраты по закрытию спектакля или передвижению на иную сценическую площадку, восстановлению сцены, оплата аудита, страховки, отпусков, пенсий, складские расходы (с учетом возвратных сумм от продажи или сдачи в аренду декораций и костюмов). В ряде случаев возвращаются деньги, связанные с авторски­ми правами, возмещаются вложения вкладчиков, выступивших в каче­стве партнеров с ограниченной ответственностью.

Средняя норма прибыли коммерческих предприятий на Бродвее -14 % ежегодно.

Глава пятая.

Экономика предприятия социально-культурной сферы

5.1. Условия, порядок создания и основные группы предприятий

Предприятие в отличие от закрытого хозяйства производит товары и услуги для удовлетворения потребностей других производителей и насе­ления, включая мировой рынок. Основу материального производства в народном хозяйстве составляют предприятия производственной сферы (промышленные, сельскохозяйственные, смешанные). К ним примыка­ют предприятия инфраструктуры, оказывающие различного рода услуги (транспортные, торговые, банковские, страховые, рекламные фирмы), а также учреждения сферы обслуживания (туристский и гостиничный биз­нес, рестораны, кафе, ателье и т.п.), образования (детские дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы), культуры (творческие предприя­тия, учреждения, организации) и спорта.

В Российской Федерации могут создаваться и действовать в предус­мотренных законодательством организационно-правовых формах пред­приятия и организации, основанные:

♦ на федеральной собственности,

♦ собственности республик в составе РФ, других субъектов федера­
ции,

♦ собственности органов местного самоуправления, общественных
объединений, религиозных организаций, международных организаций,
иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе
иностранных граждан и лиц без гражданства,

♦ на смешанных формах собственности.

Отношения учредителя (учредителей) и предприятия регулируются договором, который определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок финансирования деятель­ности, материальную ответственность сторон, основания и условия рас­торжения договора, решение социальных вопросов.

В современном обществе сложились основные группы предприятий социально-культурной сферы (25;270-272).

I.Театрально-зрелищные учреждения культуры (театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино), ориенти­рованные на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, на актуализацию культурного фонда в аудитории, в непосредственном контакте с нею, иногда опосредованном техническими средствами.

П. Музеи - научно-исследовательские и научно-просветительские уч­реждения, имеющие в качестве предмета труда музейную коллекцию и ориентированные на образование, просвещение населения, разных соци-

альных групп, формирование эталонных культурных сред, путем созда­ния, расширения музейных фондов, их фиксации, изучения, экспониро­вания музейных предметов, документов, материалов, связанных с исто­рическим прошлым и настоящим национальной, инонациональной и мировой культуры. Музеефикация охватывает различные стороны куль­туры: искусство, историю стран и народов, производство и быт, природ­ную и искусственную среду.

III.Библиотеки, массовые и специализированные, представляют собой
самостоятельные научно-информационные, культурно-просветительс­
кие учреждения, способствующие актуализации культурного потенциа­
ла. В них собираются, хранятся фонды печатной продукции, производит­
ся ее специальная обработка, распространение, организация использова­
ния в обществе с целью образования читателей, формирования у них на­
выков работы с печатными изданиями, периодикой, разностороннего их
информирования, создания условий для саморазвития человека. Пред­
мет их труда - книжный фонд.

IV. Парки как природно-культурные образования предназначены для
активного, оздоровительно-развлекающего, развивающего отдыха, ин­
дивидуального и группового, проведения гуляний, спортивных и прочих
игр, праздников и т.д. Парк ориентирован на рекреационно-оздорови-
тельное направление, его функции связаны с природной основой, при­
родной средой в качестве предмета труда и осуществляются через вклю­
ченность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру,
декоративное оформление и т.д.

V. Клубные учреждения - полифункциональны, ориентированы на
личность и работают на разной предметно-содержательной основе (де­
монстрация фильмов, спектаклей, концертов, творческих встреч, лекци­
онная работа и иная «прокатная» деятельность), создающей условия для
реализации социокультурной активности населения, различных видов
самодеятельности, в том числе художественной, для публичного меж­
личностного общения, инициативных объединений, поддерживаемых за
счет совместной активности членов клуба.

VI. Организации, реализующие принципы самоорганизации и само­
развития, типа ассоциаций, союзов, обществ, объединений, товариществ,
центров, клубов, лабораторий и т.п., гибко и более мобильно реагирую­
щих на изменения современного социально-культурного контекста, зап­
росов, интересов членов разных социальных групп. Эти организации раз­
деляются на однопрофильные, ориентированные на один или несколько
родственных видов деятельности (рок-клуб, рок-лаборатория, дом ре­
месел, дом фольклора, театральные мастерские, клуб самодеятельной
песни, экологический союз, центр современного искусства, арт - гале­
рея, малое предприятие по литературному переводу, воскресные школы

национальных диаспор и т.д.), и многопрофильные, сочетающие различ­ные предметные направления и виды деятельности (творческие центры музыкантов, ассоциации художников, объединения литераторов, хобби-центры, ассоциация деятелей эстрадного искусства, союз вузов культу­ры и искусств и т. д.).Структура подобных организаций нередко включа­ет библиотеку, архив, фоно - и видеотеку, музейную экспозицию, спортив­но-оздоровительный комплекс, платные языковые курсы, производствен­ные подразделения с учетом конъюнктуры цен на изделия национальных промыслов, но в них, как правило, отсутствуют административно-коман­дные формы управления.

VII. Учреждения образовательного комплекса в сфере культуры (вузы, училища, колледжи, гимназии и лицеи), являющиеся составной частью подготовки специалистов в областях науки и культуры: библиотечно-информационной, искусства, истории русской и мировой культуры, куль­турологии, менеджмента, музейного дела, социально-культурной дея­тельности, информационных систем, культуры семьи и детства.

5.2. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка

Социальные функции перечисленных учреждений предстают в виде сложной, многоуровневой структуры, включенной в не менее сложное и противоречивое пространство, образуемое такими целостностями, как культура, общество, личность.

Сосредоточим внимание на экономике предприятия как науке, имею­щей в качестве объекта изучения творческое предприятие социально-куль­турной сферы с законченным экономическим циклом, в ходе которого вырабатываются блага и ценности, полезные для жизни людей и для обес­печения нормального функционирования общества в целом.

Любое предприятие в условиях рынка должно обеспечивать эффек­тивность своего функционирования, которая выражается отношением полезного результата к затратам на его получение. Эффект, или конеч­ный результат хозяйственной деятельности, характеризуется различны­ми стоимостными и натуральными показателями (объемом производ­ства, прибылью или убытком, экономией по отдельным статьям затрат и др.). С учетом специфики социально-культурных услуг и своеобразия результатов и затрат в этой сфере, данное определение нуждается в необ­ходимой конкретизации.

Результаты труда работников культуры главным образом проявляют­ся в процессе формирования и удовлетворения духовных потребностей человека, в гармоничном развитии личности.

Эти результаты составляют социальный эффект, присваиваемый всем обществом или отдельной социальной группой в качестве полезного итога социально-культурной деятельности, носящего долговременный харак-

тер и черты пространственно-временной всеобщности (33;22). Художе­ственное произведение, воздействуя на современного зрителя, читателя, слушателя, сказывается через их восприятие в сферах образования, на­уки, туризма, материального производства, создает предпосылки фор­мирования художественных вкусов и предпочтений будущих поколений.

Воздействие культуры специфично и проявляется в обществе не сразу, не мгновенно. Поэтому результаты осуществленных затрат растягива­ются иногда на два-три поколения.

Приобщение человека к ценностям истинной культуры, наряду с мно­жеством иных факторов, оказывает воздействие на основные сферы его жизнедеятельности: труд, досуг, семейные отношения. Это воздействие проявляется в развитии, движении личностных потенциалов человека, трактуемых как показатели социально-экономической эффективности.

Существуют разные количественные оценки взаимосвязи между тру­довой активностью человека и его приобщенностью к социально-куль­турным ценностям.

Одна из гипотез сводит социально-экономический эффект культуры к измерению степени интенсификации общественного производства в результате воздействия культуры на человека как главную производи­тельную силу. Эффект этот сказывается не только в развитии предпри­имчивости, нравственном самосовершенствовании личности, но и в по­вышении производительности труда, в лучшем использовании хозяйствен­ных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и повышении ее качества, в ускорении темпов роста национального дохода. Отметим при этом, что интерпретация параметров производственной функции, харак­теризующих влияние социально-культурных факторов на прирост ВНП, весьма затруднительна. Социально-экономический эффект потребления услуг непроизводственной сферы может носить не только прямой, но и косвенный, сопутствующий характер, - за счет повышения уровня обра­зования, квалификации и производственной культуры работающих. Од­нако конкретные пути решения этой задачи пока не найдены, поскольку эти изменения в общественном производстве непосредственно вызваны совершенствованием самого человека и связаны с другими взаимодей­ствующими отраслями непроизводственной сферы - образованием, здра­воохранением, физической культурой и спортом.

Количественное определение социально-экономического эффекта куль­турной деятельности (оценка полезности услуг культуры), исходя из рас­смотренных предпосылок, можно получить на основе показателя сверх­нормативного дохода, представляющего собой разность между денеж­ной оценкой физического объема культурных услуг и народнохозяйствен­ной оценкой затрат учреждений культуры (33;33). Показатель социаль­но-экономической эффективности культуры может быть выражен сле­дующей формулой:

9 = Xixdi-(3i + Enx<pi-fli) (7),

где: Э— социально-экономический эффект культурной деятельности;

Xi- физический объем (в натуральном выражении) i-ro вида культур­ных услуг (например, количество посещений театра);

di— денежная оценка «полезности» единицы i-ro вида культурных ус­луг;

3i- текущие расходы учреждений культуры i-ro вида;

Oi - стоимость основных фондов учреждений культуры i-ro вида;

En - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложе­ний;

Д1 - доходы учреждений культуры i-ro вида.

Формула (7) дает возможность теоретического прогнозного расчета так называемого абсолютного эффекта, соизмеряющего затраты трудо­вых, финансовых и материальных ресурсов с социальными результата­ми деятельности предприятий культуры. Этот показатель определяет ожидаемую эффективность использования ресурсов при оценке того или иного бизнес-плана или проекта культурной программы.

Общественная эффективность в области культуры характеризуется и коэффициентом использования имеющихся ресурсов (Кир),равным от­ношению величины реализованного ресурса (РР) к величине имеющего­ся ресурса (ИР):

РР

Кир= (8)

ИР

Подобной формулой (8) определяется, к примеру, коэффициент ис­пользования вместимости зрительного зала.

Наши рекомендации