Общие правила формирования информации о доходах и расходах коммерческих организаций
Состав раскрываемого минимума информации об учетной политике коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых компаний) определяется положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 иПБУ 10/ 99, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. №32н.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и(или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением договоров (например, арендных или по договору о совместной деятельности), оказанием социально-культурных услуг, поступлением лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, процентов за предоставление в пользование денежных средств организации.
Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение сторонними организациями условий договоров; полученные безвозмездно активы, в том числе по договору дарения, и исчисленные по рыночной стоимости; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.
Выручка исчисляется в денежном выражении и признается в качестве дохода в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее
из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим
образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции
произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с той
или иной рыночной операцией, могут быть определены.
В бухгалтерской отчетности по доходам подлежит раскрытию, как минимум, информация о порядке признания выручки организации и о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от реализации которых признается по мере готовности. Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Выбытие активов в данном случае именуется оплатой.
К расходам по обычным видам деятельности относят расходы, связанные с изготовлением и реализацией творческой продукции, приобретением и продажей товаров и услуг, с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, содержанием и эксплуатацией основных средств и иных внеоборотных активов, с коммерческими и управленческими тратами.
Перечисленные расходы группируются по следующим элементам:
♦ материальные затраты;
♦ затраты на оплату труда;
♦ отчисления на социальные нужды;
♦ амортизация (признается в качестве расхода исходя из величины
амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амор
тизируемых активов, срока полезного использования и принятых органи
зацией способов начисления амортизации);
♦ прочие затраты.
Трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками коммерческой фирмы регулируются правовым актом в виде коллективного договора на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Эти соглашения содержат обязательства по условиям труда, занятости и социальным гарантиям для работников определенной профессии и не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством (4; 185-186).
В бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов, а также расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат и изменение величины расходов, не имеющих отношение к исчислению себестоимости реализованного творческого продукта.
Воспользуемся информацией о структуре и динамике расходов и доходов коммерческих театров на Бродвее, приведенной А.Я. Рубинштейном (33;90-95) на начало 90-х годов.
Так, сумма затрат на постановку бродвейского мюзикла до момента премьеры составляла не менее 4 млн. долларов, а драматической пьесы -от 0,5 до 2 млн. Из общей суммы постановочных расходов гонорары дизайнеров, хореографов, менеджеров, администраторов занимали 10-15%, а расходы на жалованье исполнителей в репетиционный период, оформление спектакля, на аренду помещений, костюмы, звук, свет, административное жалованье занимали примерно 30 % для пьес и 40 % - для мюзикла. Остальную часть постановочных средств составляли транспортные расходы, реклама, налоги и отчисления, содержание оркестра (для мюзикла).
Источниками доходов организаций исполнительского искусства являются:
♦ сборы от продажи билетов;
+ доходы от дополнительных прав, то есть от продажи прав производить спектакль повторно в стране или за рубежом, доходы от продажи прав на киносъемку и доходы от телевидения и радиозаписей;
•4- доходы от продажи альбомов и сувенирных изделий, рекламных изданий;
♦ прибыль от вкладов в банке, возврат налогов.
Что касается доходов от продажи билетов, то примерно 25 % от их суммы еженедельно отчислялось на аренду здания, около 30 % - на жалованье актерам драматического спектакля и около 25 % - исполнителям мюзикла. Остальной доход от эксплуатации спектакля покрывают текущие расходы на рекламу, административный персонал, гонорар драматургам и композиторам, специальные работы, оплату труда технического персонала и рабочих сцены, налоги и персональные вознаграждения.
В объем других расходов включаются затраты по закрытию спектакля или передвижению на иную сценическую площадку, восстановлению сцены, оплата аудита, страховки, отпусков, пенсий, складские расходы (с учетом возвратных сумм от продажи или сдачи в аренду декораций и костюмов). В ряде случаев возвращаются деньги, связанные с авторскими правами, возмещаются вложения вкладчиков, выступивших в качестве партнеров с ограниченной ответственностью.
Средняя норма прибыли коммерческих предприятий на Бродвее -14 % ежегодно.
Глава пятая.
Экономика предприятия социально-культурной сферы
5.1. Условия, порядок создания и основные группы предприятий
Предприятие в отличие от закрытого хозяйства производит товары и услуги для удовлетворения потребностей других производителей и населения, включая мировой рынок. Основу материального производства в народном хозяйстве составляют предприятия производственной сферы (промышленные, сельскохозяйственные, смешанные). К ним примыкают предприятия инфраструктуры, оказывающие различного рода услуги (транспортные, торговые, банковские, страховые, рекламные фирмы), а также учреждения сферы обслуживания (туристский и гостиничный бизнес, рестораны, кафе, ателье и т.п.), образования (детские дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы), культуры (творческие предприятия, учреждения, организации) и спорта.
В Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах предприятия и организации, основанные:
♦ на федеральной собственности,
♦ собственности республик в составе РФ, других субъектов федера
ции,
♦ собственности органов местного самоуправления, общественных
объединений, религиозных организаций, международных организаций,
иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе
иностранных граждан и лиц без гражданства,
♦ на смешанных формах собственности.
Отношения учредителя (учредителей) и предприятия регулируются договором, который определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок финансирования деятельности, материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора, решение социальных вопросов.
В современном обществе сложились основные группы предприятий социально-культурной сферы (25;270-272).
I.Театрально-зрелищные учреждения культуры (театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино), ориентированные на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, на актуализацию культурного фонда в аудитории, в непосредственном контакте с нею, иногда опосредованном техническими средствами.
П. Музеи - научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, имеющие в качестве предмета труда музейную коллекцию и ориентированные на образование, просвещение населения, разных соци-
альных групп, формирование эталонных культурных сред, путем создания, расширения музейных фондов, их фиксации, изучения, экспонирования музейных предметов, документов, материалов, связанных с историческим прошлым и настоящим национальной, инонациональной и мировой культуры. Музеефикация охватывает различные стороны культуры: искусство, историю стран и народов, производство и быт, природную и искусственную среду.
III.Библиотеки, массовые и специализированные, представляют собой
самостоятельные научно-информационные, культурно-просветительс
кие учреждения, способствующие актуализации культурного потенциа
ла. В них собираются, хранятся фонды печатной продукции, производит
ся ее специальная обработка, распространение, организация использова
ния в обществе с целью образования читателей, формирования у них на
выков работы с печатными изданиями, периодикой, разностороннего их
информирования, создания условий для саморазвития человека. Пред
мет их труда - книжный фонд.
IV. Парки как природно-культурные образования предназначены для
активного, оздоровительно-развлекающего, развивающего отдыха, ин
дивидуального и группового, проведения гуляний, спортивных и прочих
игр, праздников и т.д. Парк ориентирован на рекреационно-оздорови-
тельное направление, его функции связаны с природной основой, при
родной средой в качестве предмета труда и осуществляются через вклю
ченность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру,
декоративное оформление и т.д.
V. Клубные учреждения - полифункциональны, ориентированы на
личность и работают на разной предметно-содержательной основе (де
монстрация фильмов, спектаклей, концертов, творческих встреч, лекци
онная работа и иная «прокатная» деятельность), создающей условия для
реализации социокультурной активности населения, различных видов
самодеятельности, в том числе художественной, для публичного меж
личностного общения, инициативных объединений, поддерживаемых за
счет совместной активности членов клуба.
VI. Организации, реализующие принципы самоорганизации и само
развития, типа ассоциаций, союзов, обществ, объединений, товариществ,
центров, клубов, лабораторий и т.п., гибко и более мобильно реагирую
щих на изменения современного социально-культурного контекста, зап
росов, интересов членов разных социальных групп. Эти организации раз
деляются на однопрофильные, ориентированные на один или несколько
родственных видов деятельности (рок-клуб, рок-лаборатория, дом ре
месел, дом фольклора, театральные мастерские, клуб самодеятельной
песни, экологический союз, центр современного искусства, арт - гале
рея, малое предприятие по литературному переводу, воскресные школы
национальных диаспор и т.д.), и многопрофильные, сочетающие различные предметные направления и виды деятельности (творческие центры музыкантов, ассоциации художников, объединения литераторов, хобби-центры, ассоциация деятелей эстрадного искусства, союз вузов культуры и искусств и т. д.).Структура подобных организаций нередко включает библиотеку, архив, фоно - и видеотеку, музейную экспозицию, спортивно-оздоровительный комплекс, платные языковые курсы, производственные подразделения с учетом конъюнктуры цен на изделия национальных промыслов, но в них, как правило, отсутствуют административно-командные формы управления.
VII. Учреждения образовательного комплекса в сфере культуры (вузы, училища, колледжи, гимназии и лицеи), являющиеся составной частью подготовки специалистов в областях науки и культуры: библиотечно-информационной, искусства, истории русской и мировой культуры, культурологии, менеджмента, музейного дела, социально-культурной деятельности, информационных систем, культуры семьи и детства.
5.2. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка
Социальные функции перечисленных учреждений предстают в виде сложной, многоуровневой структуры, включенной в не менее сложное и противоречивое пространство, образуемое такими целостностями, как культура, общество, личность.
Сосредоточим внимание на экономике предприятия как науке, имеющей в качестве объекта изучения творческое предприятие социально-культурной сферы с законченным экономическим циклом, в ходе которого вырабатываются блага и ценности, полезные для жизни людей и для обеспечения нормального функционирования общества в целом.
Любое предприятие в условиях рынка должно обеспечивать эффективность своего функционирования, которая выражается отношением полезного результата к затратам на его получение. Эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности, характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями (объемом производства, прибылью или убытком, экономией по отдельным статьям затрат и др.). С учетом специфики социально-культурных услуг и своеобразия результатов и затрат в этой сфере, данное определение нуждается в необходимой конкретизации.
Результаты труда работников культуры главным образом проявляются в процессе формирования и удовлетворения духовных потребностей человека, в гармоничном развитии личности.
Эти результаты составляют социальный эффект, присваиваемый всем обществом или отдельной социальной группой в качестве полезного итога социально-культурной деятельности, носящего долговременный харак-
тер и черты пространственно-временной всеобщности (33;22). Художественное произведение, воздействуя на современного зрителя, читателя, слушателя, сказывается через их восприятие в сферах образования, науки, туризма, материального производства, создает предпосылки формирования художественных вкусов и предпочтений будущих поколений.
Воздействие культуры специфично и проявляется в обществе не сразу, не мгновенно. Поэтому результаты осуществленных затрат растягиваются иногда на два-три поколения.
Приобщение человека к ценностям истинной культуры, наряду с множеством иных факторов, оказывает воздействие на основные сферы его жизнедеятельности: труд, досуг, семейные отношения. Это воздействие проявляется в развитии, движении личностных потенциалов человека, трактуемых как показатели социально-экономической эффективности.
Существуют разные количественные оценки взаимосвязи между трудовой активностью человека и его приобщенностью к социально-культурным ценностям.
Одна из гипотез сводит социально-экономический эффект культуры к измерению степени интенсификации общественного производства в результате воздействия культуры на человека как главную производительную силу. Эффект этот сказывается не только в развитии предприимчивости, нравственном самосовершенствовании личности, но и в повышении производительности труда, в лучшем использовании хозяйственных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и повышении ее качества, в ускорении темпов роста национального дохода. Отметим при этом, что интерпретация параметров производственной функции, характеризующих влияние социально-культурных факторов на прирост ВНП, весьма затруднительна. Социально-экономический эффект потребления услуг непроизводственной сферы может носить не только прямой, но и косвенный, сопутствующий характер, - за счет повышения уровня образования, квалификации и производственной культуры работающих. Однако конкретные пути решения этой задачи пока не найдены, поскольку эти изменения в общественном производстве непосредственно вызваны совершенствованием самого человека и связаны с другими взаимодействующими отраслями непроизводственной сферы - образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом.
Количественное определение социально-экономического эффекта культурной деятельности (оценка полезности услуг культуры), исходя из рассмотренных предпосылок, можно получить на основе показателя сверхнормативного дохода, представляющего собой разность между денежной оценкой физического объема культурных услуг и народнохозяйственной оценкой затрат учреждений культуры (33;33). Показатель социально-экономической эффективности культуры может быть выражен следующей формулой:
9 = Xixdi-(3i + Enx<pi-fli) (7),
где: Э— социально-экономический эффект культурной деятельности;
Xi- физический объем (в натуральном выражении) i-ro вида культурных услуг (например, количество посещений театра);
di— денежная оценка «полезности» единицы i-ro вида культурных услуг;
3i- текущие расходы учреждений культуры i-ro вида;
Oi - стоимость основных фондов учреждений культуры i-ro вида;
En - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Д1 - доходы учреждений культуры i-ro вида.
Формула (7) дает возможность теоретического прогнозного расчета так называемого абсолютного эффекта, соизмеряющего затраты трудовых, финансовых и материальных ресурсов с социальными результатами деятельности предприятий культуры. Этот показатель определяет ожидаемую эффективность использования ресурсов при оценке того или иного бизнес-плана или проекта культурной программы.
Общественная эффективность в области культуры характеризуется и коэффициентом использования имеющихся ресурсов (Кир),равным отношению величины реализованного ресурса (РР) к величине имеющегося ресурса (ИР):
РР
Кир= (8)
ИР
Подобной формулой (8) определяется, к примеру, коэффициент использования вместимости зрительного зала.