Военно-эксплуатационная характеристика речных и морских судов. Порядок отбора и подготовки судов для перевозки войск.
Для перевозки войск и воинских грузов используются, как правило, суда транспортного флота.
Из морских судов наиболее пригодны для перевозки войск сухогрузные универсальные суда океанского и морского плавания, для перевозки воинских грузов — сухогрузные и наливные суда (танкеры), а также некоторые типы судов промыслового флота (рефрижераторные, плавбазы и др.).
Из речных судов наиболее пригодны для перевозки войск самоходные и несамоходные суда-площадки грузоподъемностью' 500 т и более, самоходные и несамоходные паромы, а также пассажирские суда для личного состава, а для перевозки воинских грузов— грузовые теплоходы и наливные суда.
Основными военно-техническими требованиями, предъявляемыми к судам, привлекаемым для воинских перевозок, являются:
— достаточная воинская вместимость судна;
— грузовые помещения и палубы судна должны обеспечивать наибольшие удобства при погрузке и размещении на судне военной техники и личного состава перевозимых войск;
— наличие судовых грузоподъемных средств, обеспечивающих, погрузку (выгрузку) военной техники у необорудованного берега (на рейде);
— наличие устройств для защиты экипажа судна, перевозимого личного состава и воинских грузов от оружия массового поражения;
— обеспечение безопасности и подготовленность судна и его экипажа к плаванию в условиях военного времени.
Для перевозки войск и воинских грузов используются суда, эксплуатационно-технические характеристики которых наиболее полно удовлетворяют характеру и условиям перевозки. К эксплуатационно-техническим характеристикам судов относятся: главные размерения, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, паосажировместимость, скорость хода и характеристики грузоподъемных средств. Для буксиров (толкачей) — тяговые характеристики.
Эксплуатационно-технические характеристики судна определяются обмером или расчетом и заносятся в судовые документы.
При перевозках войск на судах учитывается в первую очеоепь общая полезная площадь судна, которая включает в себя площади верхней палубы и палуб всех грузовых помещений. Общая полезная площадь судна характеризует его вместимость при перевозке войск и военной техники.
При одном и том же водоизмещении двухпалубные (твиндеч-ные) суда имеют на 30—40% больше полезной площади палуб, чем однопалубные.
Кроме того, эти суда, как правило, вооружены тяжеловесными грузовыми стрелами, что улучшает условия перегрузки военной техники у необорудованного берега.
Для перевозки войск и воинских грузов наиболее удобны суда, грузовые помещения которых в плане близки к прямоугольной форме и не имеют внутри пиллерсов, полупереборок и других выступающих конструкций.
Суда с высокой степенью раскрытия палуб (суда с парными люками или одиночными люками больших размеров) обеспечивают наибольшие удобства при производстве грузовых работ и сокращают время, отводимое для них.
Механизированные системы закрытия люков приводят к значительному сокращению времени открытия (закрытия) трюмов и к повышению производительности грузовых работ.
При перевозке войск и военной техники немаловажное значение имеют прочность люковых перекрытий судна, а также размеры люков (длина и ширина), которые должны допускать возможность погрузки длинномерной военной техники.
Основными операциями отбора и подготовки судов для перевозки войск являются:
- очистка, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, промывка и просушка судовых помещений;
- оборудование судовых помещений для перевозки личного состава, приготовления пищи, кипятка, хранения продовольствия, медицинского обслуживания;
- установка воинского людского оборудования (нар, гальюнов, умывальников);
- приведение в готовность погрузочно-выгрузочных устройств, инвентаря, водоотливных, противопожарных, аварийно-спасательных средств;
- снабжение топливом, водой, продовольствием;
- приварка рымов и обухов на палубах и грузовых помещениях для крепления техники.