Схема 9. Сетка развития товара и рынка
После распределения всех товаров фирмы по рынкам можно использовать стратегии, приводимые в схеме:
1.Деятельность фирмы с СУЩЕСТВУЮЩИМИ ТОВАРАМИ на СУЩЕСТВУЮЩИХ РЫНКАХ направлена на более глубокое проникновение на рынок за счет переориентирования рекламы, использования более эффективных способов стимулирования продаж, снижения цены и т.д.
2.Деятельность фирмы с СУЩЕСТВУЮЩИМИ ТОВАРАМИ на НОВЫХ РЫНКАХ направлена на отыскание новых демографических рынков, рынков организаций, географических рынков путем эффективной рекламы существующих товаров.
3.Деятельнос-n, фирмы на СУЩЕСТВУЮЩИХ РЫНКАХ с НОВЫМИ ТОВАРАМИ направлена на разработку новинок и модификацию товаров и продвижение их на существующие рынки.
4.Диверсификация заключается в предложении НОВЫХ ТОВАРОВ на НОВЫХ РЫНКАХ, например, путем проникновения фирмы в привлекательные сферы деятельности.
Рассматриваемый подход позволяет руководству фирмы комплексно проанализировать товары и рынки и на основе этого выбрать наиболее выигрышную стратегию.
Раздал 4. "КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКАХ СБЫТА"
Этот раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры. характеристике своих конкурентов, их стратегии и тактике.
Рассмотрим содержание раздела "Конкуренция на рынках сбыта" В этом разделе необходимо дать ответы на следующие вопросы с учетом деятельности конкурентов:
1. Является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся, или же давно существующей и не подверженной быстрым изменениям?
2. Существует ли большое число фирм, предлагающих подобные товары или услуги, или же в конкурентной борьбе участвует ограниченное их число? Рекомендуется составить таблицу 3.
Таблица 3
Название конкурирующей фирмы | Место ее расположения | Доля рынка, которым она владеет (в %) | Предполагаемый объем продаж | Предполагаемые потери, вызванные деятельностью на рынке конкурентов |
3. Почему данную фирму следует считать конкурентом?
4. Какую часть рынка контролируют крупные фирмы? Какова динамика овладения этими фирмами рынком?
5. Какие организационные структуры наиболее распространены на фирмах Ваших конкурентов?
6. Как обстоят дела у фирм-конкурентов с доходами, с внедрением новых моделей, с послепродажным обслуживанием?
7. Какова конкурентоспособность каждого товара на рынке и сегменте?
8. Как и почему в зависимости от конкуренции целесообразно расширять или сокращать ассортимент товаров (услуг)?
9. На какой стадии жизненного цикла товара или услуги фирма собирается выйти на рынок?
10. На какие рынки и сегменты следует продвигать новые товары, какие и почему?
11. Какие товары следует снять с производства и почему?
12. Является ли проведение научных исследований и осуществление новых разработок важной составной частью успеха в Вашей сфере бизнеса?
13. Что является предметом наиболее жесткой конкуренции в Вашей сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание, имидж фирмы и др.)?
14. Много ли внимания и средств Ваши конкуренты уделяют рекламе своих товаров (услуг)? Услугами каких рекламных фирм они пользуются?
15. Что собой представляет продукция конкурентов основные технико-экономические показатели, уровень качества, дизайн и т д ?
16. Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы в общих чертах, их политика цен?
17. Каков имидж фирм-конкурентов?
Дальнейший анализ конкурентов связан с ответами на следующие вопросы:
1. Какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж?
2. Какой рыночной стратегии придерживаются Ваши конкуренты в настоящее время?
3. С помощью каких средств обеспечивают они ее реализацию?
4. Каковы их сильные и слабые стороны?
5. Какие действия можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов?
Проводя данный анализ, предприниматель должен всеми силами удерживаться от самой страшной ошибки при составлении бизнес-плана -лакировки действительности. Казалось бы, какой смысл хвалить продукцию конкурентов в собственном бизнес-плане с риском вызвать сомнения у банка или инвесторов в успехе своих планов на этом рынке? Многие считают, что лучше о чем-то умолчать, что-то сказать как бы мельком, но зато выпятить реальные или мнимые слабости конкурентов.
Поэтому лучше оценивать своих конкурентов предельно трезво. Но не бояться их, а указывать те пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товара (услуг), которые открывают для предпринимателя реальный шанс добиться успеха. Вот тогда ему гарантировано уважение инвесторов и более высокие шансы на получение финансов.
При этом, помня о рассмотренных выше стратегиях обеспечения конкурентоспособности, предприниматель может выбрать для борьбы с деловыми соперниками курс либо на ценовую конкуренцию (предлагая аналогичный товар по более низкой цене), либо на конкуренцию качества (продажа по той же цене, что у конкурентов, более качественногоили универсального товара), либо, наконец, на конкуренцию сервиса (обеспечивая свои изделия более надежным послепродажным обслуживанием).
Анализируя своих конкурентов, надо стараться учесть все факторы. влияющие на спрос покупателей, и постараться удовлетворить эти их потребности к выгоде своего дела.
Ну а если предприниматель не видит в рядах конкурентовникакихбрешей, то ему лучше поискать другое поле приложения своей энергии - современный бизнес требует отваги, но не авантюризма.
Раздел 5. "ПЛАН МАРКЕТИНГА"
В этом разделе предпринимателю необходимо объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга. Стратегическое планирование определяет стратегию фирмы в части товаров, рынков, развития различных производств Теперь для каждого товара предстоит разработать собственные детализированные планы. Это будут планы по выпуску отдельных товаров или групп товаров, планы рыночной деятельности, планы развития конкретных производств для новых товаров и т.п. Вся совокупность этих планов и является "планом маркетинга" фирмы.
Рассмотрим содержание раздела "План маркетинга". При написании данного раздела предпринимателю необходимо учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые надо дать детальный, исчерпывающий ответ при его составлении. Естественно, что не стоит все детали плана маркетинга вставлять в бизнес-план
В данном разделе целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята на фирме стратегия маркетинга, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать;
как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобиться средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
Таким образом, в данный раздел следует обязательно включить такие пункты, как:
1. Цели и стратегии маркетинга.
2. Ценообразование.
3. Схема распространения товаров.
4. Методы стимулирования продаж (сбыта).
5. 0рганизация послепродажного обслуживания клиентов.
6. Реклама.
7. Формирование общественного мнения о фирме и товарах.
При рассмотрении вопросов, связанных с ЦЕЛЯМИ И СТРАТЕГИЯМИ МАРКЕТИНГА, необходимо на основе результатов стратегического планирования деятельности фирмы (см. раздел 1 бизнес-плана), детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности или ассортименте; по проникновению на конкретные рынки;
по перспективам роста рынков благодаря новым покупателям, выпуску новых товаров и предложению новых услуг; по диверсификации; по конкурентной борьбе на рынках; по бюджету маркетинга и т д. После этого необходимо определить конкретные стратегии по маркетингу для достижения каждой из сформулированных целей.
При анализе системы ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ предпринимателю необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Каков основной подход на фирме к ценообразованию? Какая стратегия используется:
- высокое качество - высокая цена;
- цена в зависимости от цен конкурентов;
- низкие производственные издержки - низкая цена?
2. Какую цену Вы установили для товаров или услуг, производимых фирмой?
3. Стоит ли стоимость гарантированных послепродажных услуг включать в цену товара?
4. Можно ли стоимость дополнительных услуг не включать в цену товара?
5. Насколько цены отражают издержки, спрос, конкурентоспособность товара?
6. Можете ли Вы при таких ценах контролировать достаточную часть рынка?
7. Соответствуют ли предлагаемые цены тому имиджу, который Вы стараетесь создать для фирмы?
8. Как относятся покупатели к установленным фирмой ценам на товары?
9. Какова вероятная реакция покупателей на повышение или понижение цен на товары фирмы (эластичность спроса)/
10. Используется ли политика стимулирования цен?
11. Как действует фирма, когда конкуренты снижают цены?
12. Какова ценовая политика фирмы?
Анализируя СХЕМУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ необходимо дать ответ на следующие вопросы:
1. Какова схема поступления каждого товара на рынок?
2. Является ли оптимальной схема транспортировки товаров1 Какие виды транспорта (железнодорожный, морской, автомобильный и т.д.) и как часто используются?
3. Имеет ли фирма свой транспорт или пользуется услугами транспортных фирм? Каких именно и с каким результатом?
4. 0птимально ли по отношению к рынкам расположены склады и магазины?
5. Какими должны быть запасы товаров на складах?
6. Достаточна ли емкость складов (собственных и арендуемых)?
7. Как лучше вести торговлю: самостоятельно или через сеть посредников?
8. Какой размер партии товаров является оптимальным с точки зрения его продажи:
а) внутри страны?
б) за рубежом?
9. Как Вы оцениваете численность и квалификацию работников сбытовых служб фирмы, дилеров, других посредников в каждой торговой точке?
10. Насколько успешно они работают по реализации Ваших товаров (выручка, расходы на каждое посещение клиента, число обслуженных клиентов, заключенных контрактов и т.д.)?
11. Обеспечиваются ли дилеры и другие посредники всей необходимой для их работы информацией?
При рассмотрении МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ (СБЫТА) следует ответить на следующие вопросы:
1. Используется ли фирменный стиль?
2. Достаточно ли привлекателен торговый знак?
3. Привлекательны ли этикетки, соответствуют ли они языковым требованиям?
4. Как осуществляется выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта (кредит, скидка при покупке, премии, гарантия выплат, льготные сделки и т.д.).
5. 0рганизуются ли выставки-продажи, ярмарки, потребительские конференции?
6. Приглашаются ли на фирму потребители, торговые агенты?
7. Предлагаются ли образцы на пробу?
8. 0существляет ли фирма продажу в рассрочку?
9. Как зависит зарплата работников сбытовой службы фирмы, дилеров, других посредников от реализации товаров?
10. Какова система стимулирования труда дилеров и других торговых посредников?
Оценивая систему ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ, необходимо дать ответы на такие вопросы, как:
1. Соответствует ли ассортимент и качество послепродажных услуг запросам потребителей?
2. Оптимально ли по отношению к потребителю расположены сервисные пункты и склады запасных частей?
3. Как организован гарантийный ремонт? Среднее время ремонта?
4. Были ли претензии на отсутствие или задержку нужных запасных частей?
5. Какова частота использования отдельных деталей н узлов? Среднее время устранения неисправностей в сравнении с конкурентами?
6. Каков оптимальный размер запасов на складе запасных частей? Какова система контроля запасов?
7. Какие отзывы дают потребители о работе каждой из сервисных точек?
8. Средняя стоимость ремонта и запчастей в сравнении с ценами конкурентов?
9. Обладают ли необходимой квалификацией и коммуникабельностью работники сервиса фирмы?
10. Что надо сделать, чтобы усовершенствовать систему послепродажного обслуживания и превзойти в этом конкурентов?
Принимая решение о проведении РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ, предпринимателю необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Какие цели поставлены перед рекламой?
2. Как соотносятся эти цели с целями фирмы?
3. Сколько выделяется на рекламу средств?
4. Какие и как используются средства массовой коммуникации в рекламной деятельности?
5. Как расценивают покупатели качество обращений и формы представления рекламы фирмы?
6. Какими основаниями пользуются работники отдела рекламы привыборе средств ее распространения?
7. Есть ли связь между активизацией рекламной работы и изменениями объема сбыта и прибыли?
8. Имеется ли у рекламы фирменный стиль?
При проведении ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ необходимо дать ответы на вопросы:
1. Целесообразно ли на фирме создавать систему связи с общественностью?
2. Целесообразна ли организация встреч за рубежом с представителями общественности и средств массовой информации?
3. Как ведется работа по организации "паблисити"?
Раздел 6 "ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА"
Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством товаров.
Рассмотрим содержание раздела "План производства". При написании данного раздела необходимо ответить, прежде всего, на следующие вопросы:
1. Где будут изготавливаться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
2. Насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т.д.?
3. Какие производственные мощности потребуются и как они будут вводиться год от года?
4. Какие основные средства необходимы для организации производства? Какова динамика их изменения на перспективу?
5. Какие возможны затруднения при организации производства?
6. Где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
7. Предполагается ли производственная кооперация, с кем и в какой области? Какова репутация этих фирм и есть ли опыт работы с ними?
8. Существует ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов? Каковы причины лимитирования и пути выхода из этой ситуации?
9. Как будет осуществляться планирование производства и какова процедура составления планов и графиков?
10. Схема производственных потоков.
11. На каких стадиях, какими методами и в соответствии с какими стандартами будет проводиться контроль качества?
12. Предусмотрена ли система охраны окружающей среды и утилизации отходов?
13. Каковы будут издержки производства? Какова динамика их изменения?
Главная задача раздела - показать своим потенциальным партнерам, что фирма будет в состоянии реально производить потребное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством Иными словами, предпринимателю здесь необходимо доказать, что он действительно может организовать эффективное производство
Очень полезным элементом планирования здесь может стать составление СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОТОКОВ на фирме. На ней должны быть наглядно показаны' откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких фирмах-смежниках (в каких цехах) и как они будут перерабатываться в продукцию и как и куда эта продукция будет поставляться с Вашей фирмы.
Раздел 7. "ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН"
В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на ней.
Рассмотрим содержание раздела "Организационный план".
Внемможно выделить следующие группы вопросов:
1. Организационная структура фирмы:
1.1.Организационная схема управления фирмой.
1.2.Состав подразделении и их функции.
1.3.Организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы и другие.
2. Рабочая сила, не связанная с управлением:
2.1.Потребность в кадрах по профессиям.
2.2.Квалификационные требования.
2.3.Форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.).
2.4.3аработная плата по профессиям.
2.5.Наличие квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в месте расположения фирмы.
2.6.Вид специальной подготовки, требующейся для работников фирмы.
2.7.Дополнительные материальные льготы для сотрудников фирмы (страхование за счет фирмы, доплата за использование личного автотранспорта в служебных целях, дотации на питание и т.д.) в сравнении с другими фирмами в том же географическом районе и в той же отрасли промышленности.
2.8.Режим труда на фирме и сменяемость рабочей силы.
3. Управленческий персонал:
При описании управленческих кадров фирмы помимо части вопросов из предыдущей группы необходимо дополнительно указать:
3.1. Общие сведения об исполнительных работниках и руководящем персонале:
а) возраст;
б) образование;
в) владение акциями фирмы;
г) функциональные обязанности;
д) права и полномочия;
е) опыт работы;
ж) достоинства и слабые места;
з) рекомендации по самосовершенствованию.
3.2. Система стимулирования труда управленческих работников
а) материальные стимулы;
б) моральные стимулы.
4. Кадровая политика фирмы:
4.1.Принципы отбора сотрудников.
4.2.Принципы найма (контрактная система, "пожизненный" найм, испытательный срок и т.д.)
4.3.Создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
4.4.Выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников.
4.5.Система продвижения работников по службе (система "профессионального продвижения", работа с резервом).
Одним из важнейших моментов, который надо достаточно подробно здесь осветить, является ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ФИРМЫ, из которой должно быть четко видно кто и чем будет заниматься как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.
Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты такого рода информация также будет интересовать инвесторов и банкиров
Не менее важным для работы фирмы является разработка СИСТЕМЫ ПОДБОРА, РАССТАНОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ.
С момента приема на работу первого сотрудника фирмы начинают складываться негласные "правила" найма. Отправной точкой при этом должны быть квалификационные требования, то есть предприниматель должен определить, какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием, с каким опытом) и с какой заработной платой ему понадобятся для успешного ведения дел.
Поэтому предпринимателю уже на начальном этапе создания фирмы необходимо разработать квалификационные требования к кадрам, а также всю документацию, регламентирующую процессы найма, использования и увольнения. В некоторых случаях требуется разработать систему дополнительной подготовки и переподготовки сотрудников.
Так, например, на базе одного из предприятий авиационной промышленности предполагается организовать ремонт самолетов "Боинг", в связи с чем к рабочим, привлекаемым к этой работе, предъявляются дополнительные требования - знание английского языка
В этом разделе следует указать, как фирма собирается заполучить специалистов - на постоянную работу, в качестве совместителей и т. д., а также отметить, будет ли фирма сама заниматься наймом или прибегнет к услугам специализированных организаций.
Для управленческих работников должна быть разработана система "профессионального продвижения", а также система стимулирования их заинтересованности в достижении фирмой высоких экономических результатов (владение акциями, процент от прибыли и т.д.).
В том случае если часть управленческого персонала уже нанята, предприниматель должен дать о своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на имеющуюся квалификацию прежний опыт работы и его полезность для фирмы.
Таким образом, данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты как система управления фирмой и ее кадровая политика.
Раздел 8. "ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ"
Рассмотрим содержание раздела "Правовое обеспечение деятельности фирмы". В разделе необходимо осветить правовые аспекты деятельности фирмы:
1 .Дата создания и регистрации.
2. Где и кем она зарегистрирована.
З. Учредительные документы.
4. Зарегистрированный офис.
5. Форма собственности.
6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
7. Для акционерного общества:
а) количество разрешенных к выпуску акций,
б) количество выпущенных и обращающихся акций;
в) стоимость одной акции.
8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям
9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане
10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т.д.). При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.
13. Наличие в этой стране государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.
14. 0собенности правовой системы страны рынка в части:
а) налоговой системы;
б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду;
в) патентной защиты;
г) правил техники безопасности;
д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной компании;
е) основных прав потребителей и системы их защиты;
ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т.д.
Этот раздел особенно важен для новых фирм. Особоевнимание предприниматель должен обратить на правовое обоснование той формы, в которой он предполагает вести дело.
Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могут повлиять на успех реализации данного проекта, и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение этого раздела, конечно, зависит от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность и другое - если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами.
Но главное - предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в разделе должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы.
Раздел 9. "ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ"
Задача данного раздела - рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.
При написании данного раздела предприниматель должен осветить следующие основные моменты:
1. Привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого.
2. Указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков.
3. Представить программу страхования от рисков
Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.
Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения), могут обойтись фирме.
Для этого необходимо сделать следующее:
1. ВЫЯВИТЬ полный перечень возможных рисков.
2. 0ПРЕДЕЛИТЬ вероятность возникновения каждого.
3. ОЦЕНИТЬ ожидаемый размер убытков при их возникновении.
4. ПРОРАНЖИРОВАТЬих по вероятности возникновения.
5. УСТАНОВИТЬ приемлемый уровень риска и ОТБРОСИТЬ все риски, вероятность возникновения которых ниже данного уровня (например, предприниматель не рассматривает те риски, вероятность которых не превышает 0,3).
Однако, если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, то его целесообразно оставить в перечне, даже если вероятность его и мала.
После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.
Например, при риске сбоев на железнодорожном транспорте необходимо проработать альтернативы транспортировки грузов автомобильным или авиационном транспортом.
Что касается страхования, то здесь следует отметить, что в нашей стране система страхования развита пока крайне слабо. Если в ближайшие годы у нас сумеют создать современную систему коммерческого страхования, то тогда в бизнес-планах можно просто будет указывать, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.
Раздел 10. "ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН"
Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов.
1. Оперативный план (отчет).
2. План (отчет) доходов и расходов.
3. План (отчет) движения денежных средств.
4. Балансовый отчет (план)
Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы на обусловленный период времени. Рекомендуется составлять план на три года. Отчет составляется за прошедший период времени.
Приведенные в планово-отчетных документах данные используются далее для анализа финансового состояния фирмы с помощью методики финансовых коэффициентов, которая приведена в комментариях.
Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды
Оперативный (рабочий) план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. На фирме этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому товару.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводит итог экономической и финансовой работе фирмы за отчетный период Он обычно разрабатывается службой Главного бухгалтера.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактически полученные величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах, месяц, квартал, полгода, год.
Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому виду товара или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности (см. табл. 9)
Таблица 9
Показатели | Значение (квартал, год) | Отклонение в % | |
План | Факт | ||
1 Рыночной потенциал фирмы в единицах данного товара | |||
2 Цена товара | |||
3 Объем продаж в единицах товара | |||
4 Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару | |||
5 Количество товаров в единицах произведенных фирмой | |||
6 Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода |
Эта совокупность показателей по существу призвана дать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде. Обычно такой прогноз принято составлять на три года вперед, причем для первого и второго года данные приводятся поквартально (по возможности - помесячно), а данные на последний период времени приводятся в расчете на год.
Рыночный потенциал в приведенном перечне показателей показывает величину спроса отраслевого рынка на данный товар, который приходится на фирму. Он будет определять долю фирмы на отраслевом рынке.
Показатель объема продаж будет характеризовать результат взаимодействия производственных возможностей фирмы и спроса рынка. Объем продаж, с одной стороны, не может быть больше чем спрос, а с другой стороны, он ограничен возможностями фирмы, которая будет определяться количеством данных товаров, произведенных за отчетный период, а также находящихся на складе.
На каждый отчетный период рассматриваемая совокупность показателей планируется на основе серьезного исследования рынка. Это важно для последующего планирования закупки оборудования, трат на рекламу, найм работников, потребных финансовых и материальных ресурсов.
Вторым документом был назван план (отчет) о доходах и расходах Структура этого отчета довольно проста. В него обычно включают следующие показатели (см. табл.10):
Таблица 10
Показатели | Значение (квартал, год) | Отклонение в % | |
План | Факт | ||
1 Выручка от продажи данного товара | |||
2 Производственные издержки, связанные с производством и реализацией товаров по статьям | |||
3 Общепроизводственные издержки по статьям | |||
4 Налоги и отчисления | |||
5 Чистая прибыль | |||
6 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
Таким образом, план-отчет о доходах и расходах предоставляет руководителю фирмы информацию о результатах ее работы по разным направлениям. Он определяет, в целом, насколько эффективно работает фирма. Этот важный инструмент управления также необходим при обращении за ссудами, а также при заполнении налоговых деклараций.
План (отчет) о движении денежных средств показывает руководству фирмы, сколько в его распоряжении имеется денег и какова потребность в них фирмы. При этом ПЛАН является результатом планирования в то время, как ОТЧЕТ о фактических величинах показывает реальное положение фирмы, что необходимо ее руководству для выработки решений.
Отчет составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг. В структуру план-отчета входят следующие показатели (см. табл. 11)
Таблица 11
Показатели | Значение (квартал, год) | Отклонение в % | ||
План | Факт | |||
1. Доход от продажи товаров и услуг | ||||
2. Денежные издержки на производство и реализацию товаров и услуг по статьям | ||||
3. Налоги | ||||
4. 0тчисления с фонда заработной платы | ||||
5. Дивиденды | ||||
6. Инвестиции в имеющееся оборудование | ||||
7. Инвестиции на приобретение нового оборудования | ||||
8. Закупка материалов, сырья комплектующих | ||||
9. Процентные издержки | ||||
10. Затраты, связанные с повышением качества товаров, разработкой новых моделей | ||||
11. Суммарные затраты денежных средств | ||||
12. Добавление к активной части баланса |
Показатели п. 6, 7, 8, 10 отражают планируемые и фактические капиталовложения в деятельность фирмы за отчетный период. В случае значительных капиталовложений и недостаточно высокого дохода от продаж величина добавления к активной части баланса может получиться отрицательной. В этом случае сумма денег на расчетном счете фирмы может уменьшится, и для последующего функционирования фирмы потребуются заемные средства.
Это может быть оправдано тем, что в последующие периоды сделанные капиталовложения приведут к увеличению дохода от продаж, что покроет дефицит в текущем периоде.
Заключительным документом является балансовый отчет. В настоящее время в России используется схема бухгалтерского баланса, которая не отвечает требованиям международных стандартов. Основным требованием этих стандартов к статьям баланса является полное отражение в них всех активов и пассивов фирмы в условиях рыночной экономики. Такому требованию будет отвечать следующая структура балансового отчета.
БАЛАНС
Активы Пассивы
1. Деньги на расчетном счету 1. Счета, подлежащие оплате
2. Ценные бумаги 2. Неоплаченные задолженности по
3. Платежи по счетам зарплате и налогам
4. Товарные и производственные запасы 3. Др. неоплаченные задолженности
5. Средства, находящиеся в обращении