Проблемы валютного контроля в России и необходимость применения международного опыта валютного контроля

Проведенный анализ показал, что индийская система валютного контроля выстраивалась на протяжении нескольких десятилетий и придерживалась одного выбранного курса, а именно: либерализация валютной политики должна выступать в роли инструмента по решению первоочередных социально-экономических задач страны.

Приоритетные направления валютной политики Индии включают в себя развитие механизмов привлечения в экономику страны ПИИ, а также сочетание структурных преобразований с решением социальных проблем.

В России же валютная система формировалась непоследовательно и с опозданием, она отличалась отсутствием целостности, учета насущных потребностей и недостатков, что значительно снижало ее эффективность.

В современный момент времени в нашей стране практически не проводятся сверки данных о количестве и качестве экспортируемых и импортируемых товаров по документам российской стороны со сведениями, которые содержаться в документах зарубежных таможенных и прочих государственных органов в сфере внешнеэкономического и финансового контроля.

Отмечается перегруженность Росфиннадзора из-за огромного потока информации от уполномоченных агентов валютного контроля, осуществления им контрольных функций в других сферах, что снижает эффективность контроля, он далеко не всегда доводится до логического конца.

Несмотря на достигнутые успехи в области валютного контроля в последние годы, в России остается актуальной проблема сокращения масштабов утечки капитала из страны, особенно остро стоит проблема утечки капитала, которая связана с внешнеторговой деятельностью. На практике происходит недооценка предварительной подготовки внешнеторговых контрактов, экспортеры и импортеры испытывают сложности при заполнении базовых документов валютного контроля.

В современное время валютное российское законодательство представляет собой обособленную область законодательства, которая ориентирована на несколько отраслей права и представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, который не имеет кодифицированного правового акта. С целью формирования единой, целостной системы органов государственного финансового контроля России необходимо начать с принятия ряда нормативных правовых актов, в первую очередь с Федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» [1].

Учитывая постоянное возрастание объема внешнеэкономической деятельности и с целью повышения оперативности и результативности валютного контроля в РФ целесообразно создать специализированный федеральный орган исполнительной власти с территориальными подразделениями в федеральных округах, который будет специализироваться только на валютном контроле. Формирование подразделений в федеральных округах позволит разумно ограничить их штатную численность в целом и варьировать ее применительно к роли субъектов Федерации в зависимости от приходящихся на их долю валютных операций.

Анализируя международную практику можно сделать вывод, что с целью совершенствования работы органов и агентов валютного контроля России необходимо разработать и внедрить порядок осуществления операций, которые не нашли отражения в действующих законодательных актах (интеллектуальная собственность, расчеты между физическими лицами и пр.). Также считается целесообразным включить в сферу валютного регулирования и контроля драгоценные металлы и природные драгоценные камни как объекты с наличием «иностранной компоненты».

Также в России необходимо провести по определенному перечню вопросов перестройку системы валютного контроля с целью изменения ее фискального направления на предупредительное. С помощью изменения логической цепочки «нарушение — наказание» с характерной для нее формой последующего контроля на «информирование — предотвращение» можно будет акцентировать внимание на предварительном и текущем контроле. Предупреждение совершения правонарушений, предотвращение нанесения ущерба экономическим интересам государства должны стать основными направлениями деятельности системы валютного контроля [3].

К условиям повышения результативности валютного контроля в России относят выработку единообразных подходов к осуществлению контрольных мероприятий, оптимизацию системы координации работы различных ведомств, налаживание системы бесконфликтных и прозрачных отношений между исполнительными и федеральными органами валютного контроля, законопослушными хозяйствующими лицами и судебной властью, т. е. всеми субъектами валютных правоотношений.

Заключение

Вмешательство государств в валютные отношения на международном уровне имело место на всех этапах развития мировых валютных систем и выступало составным элементом регулирования международных валютных отношений. Цель данного вмешательства полиаспектна — преодоление негативных возмущений рынка, развитие конкуренции и сотрудничества, результатом такого вмешательства является создание валютного курса. При ухудшении экономико-валютного положения механизмы государственного валютного регулирования усиливаются, и наоборот, при улучшении положения в экономике — ослабляются, происходит либерализация режима валютных отношений.

Защищая сферы и отрасли, являющиеся неконкурентными, валютный контроль становится элементом «протекционизма». Кроме того, валютный контроль традиционно используется при оттоке капитала из страны, а также против импортной инфляции, т.е. притока краткосрочных средств, что является проявлением, в том числе, и защитной функцией, когда на правовом уровне создается запрет участия иностранного капитала в отечественных предприятиях.

Механизмы данного ограничения имеют место во всех странах с переходной экономикой. Валютный контроль, исполняя регулирующую функцию:

1) ограничивает движение капитала;

2) охватывает спекулятивные сделки;

3) поддерживает курс национальной валюты.

Валютные ограничения способствуют проведению импортозамещения и структурной перестройке национальной экономики. Если сравнить с промышленно развитыми странами, в странах с переходной экономикой практика валютного ограничения является одной из основ валютной политики и имеет постоянный характер.

Использование валютного контроля определяется следующими факторами:

валютно-экономическим положением страны;

уровнем и динамикой официальных валютных резервов;

движением капитала.

В России применяется валютный контроль, но не является эффективным, поэтому для нашей страны интересен мировой опыт валютного контроля.

Анализируя международную практику можно сделать вывод, что с целью совершенствования работы органов и агентов валютного контроля России необходимо разработать и внедрить порядок осуществления операций, которые не нашли отражения в действующих законодательных актах (интеллектуальная собственность, расчеты между физическими лицами и пр.). Также считается целесообразным включить в сферу валютного регулирования и контроля драгоценные металлы и природные драгоценные камни как объекты с наличием «иностранной компоненты».
Изменение логической цепочки «нарушение — наказание» с характерной для нее формой последующего контроля на «информирование — предотвращение» позволит акцентировать внимание на предварительном и текущем контроле. Предупреждение совершения правонарушений, предотвращение нанесения ущерба экономическим интересам государства должны стать основными направлениями деятельности системы валютного контроля.

К условиям повышения результативности валютного контроля в России относят выработку единообразных подходов к осуществлению контрольных мероприятий, оптимизацию системы координации работы различных ведомств, налаживание системы бесконфликтных и прозрачных отношений между исполнительными и федеральными органами валютного контроля, законопослушными хозяйствующими лицами и судебной властью, т. е. всеми субъектами валютных правоотношений.

Список литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие.— М.: Финансы и статистика, 2012. - 512с.

2. Галищева Н.В. Валютная политика в системе государственного регулирования экономики Индии // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 1 (40). С. 165-175.

3. Ибрагимова А.Х. Валютные операции: учет и нормативное регулирование // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 1. С. 15-19.

4. Леонова О.В. Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 3. С. 87-93.

5. Пирогова А.В. Роль валютного контроля в системе государственного финансового контроля и оценка его результативности в Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. -2014. -№ 4. - С. 40-50.

6. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Гребенюк С.Г. Опыт валютного регулирования и контроля в Индии // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 107-113.

7. Шабанова Т.В., Ермак А.В. О валютном контроле государства // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 10-2. С. 188-191.

Приложение 1

Валютная политика Индии в области ПИИ

Проблемы валютного контроля в России и необходимость применения международного опыта валютного контроля - student2.ru

Приложение 2

Инвестиционные «потолки» на прямые иностранные инвестиции

в компании Индии по отраслям

Проблемы валютного контроля в России и необходимость применения международного опыта валютного контроля - student2.ru

Наши рекомендации