Формирование оптимального портфеля ценных бумаг

Задача 2. На финансовом рынке имеются три вида ценных бумаг: бумаги первого вида – безрисковые ожидаемой эффективности Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , а бумаги второго и третьего видов – некоррелированные рисковые ожидаемых эффективностей Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru с рисками Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru соответственно.

Требуется решить задачу Тобина о формировании оптимального портфеля ценных бумаг минимального риска заданной эффективности Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Как устроена рисковая часть оптимального портфеля? При какой ожидаемой эффективности портфеля Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru возникает необходимость в проведении операции "короткая продажа" ("short sale")?

Решение:

Введем переменные, обозначив через Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru долю капитала, вложенного в безрисковые ценные бумаги, через Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - долю капитала, вложенного в рисковые ценные бумаги 1-го вида, через Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - долю капитала, вложенного в рисковые ценные бумаги 2-го вида.

Для удобства записи применяемых при решении задачи формул примем следующие векторно-матричные обозначения:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - вектор-столбец долей рисковых составляющих портфеля;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - вектор-столбец эффективностей рисковых ценных бумаг;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - ковариационная матрица доходностей рисковых ценных бумаг;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Так как в данной конкретной задаче доходности рисковых ценных бумаг являются некоррелированными, то ковариационная матрица Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru диагональная и имеет вид:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Вектор эффективностей рисковых ценных бумаг Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Оптимальное решение задачи Тобина о формировании портфеля минимального риска выражается формулами ([1], [2]):

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - матрица, обратная к ковариационной матрице Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Зададимся эффективностью портфеля Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Сначала найдем обратную матрицу Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru по известной формуле Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru – алгебраическое дополнение элемента Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ковариационной матрицы Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . В нашем случае Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Заметим, что в случае диагональной матрицы Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru справедлива формула Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , и нахождение обратной матрицы существенно упрощается.

Далее находим векторы-столбцы

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

вычисляем знаменатель основной формулы

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Затем применим основную формулу и найдем вектор-столбец оптимальных долей рисковых ценных бумаг

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Таким образом, в данной конкретной задаче Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , т.е. рисковые доли оптимального портфеля должны быть одинаковыми. Здесь Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - заданная эффективность оптимального портфеля.

Используя долевое соотношение Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , находим безрисковую долю оптимального портфеля

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Необходимость в проведении финансовой операции "short sale" ("короткая продажа") возникает если Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , т.е. при условии Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Следовательно, если желаемый уровень эффективности оптимального портфеля мы зададим большим 7, то для обеспечения минимального риска всего портфеля надлежит организовать быструю продажу государственных безрисковых ценных бумаг.

2. Задача линейного программирования

Задача 3. Для изготовления двух видов продукции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru используют четыре вида ресурсов Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Запасы ресурсов, число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы продукции, а также прибыль, получаемая от реализации единицы продукции, приведены в таблице (цифры условные)

Ресурсы Число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы продукции Запасы ресурсов
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru -
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru -
Прибыль от единицы продукции (усл. ден. ед.)  

Найти такой план производства продукции, при котором прибыль от ее реализации будет максимальной.

Требуется:

1) Составить математическую модель данной задачи.

2) Решить полученную задачу линейного программирования графическим методом.

3) Решить задачу симплекс-методом.

Решение:

1) Для составления математической модели поставленной задачи сначала введем переменные:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - количество единиц продукции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , планируемое к выпуску;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - количество единиц продукции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , планируемое к выпуску.

Затем запишем выражение целевой функции, имеющей смысл суммарной прибыли от реализации, выпущенной продукции: Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Далее составим систему ресурсных ограничений (затраты соответствующего ресурса не должны превышать его запаса):

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

По смыслу задачи переменные должны быть неотрицательными:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

В результате получаем математическую модель стандартной задачи линейного программирования в нормальной форме ([3]):

Найти такие значения переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которые удовлетворяют системе линейных неравенств

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

и доставляют наибольшее значение целевой функции

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

2) при решении поставленной выше задачи линейного программирования графическим методом будем следовать приведенному в работе [4] алгоритму графического метода.

В системе координат на плоскости переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru построим выпуклый многоугольник Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru допустимых значений переменных. Для этого сначала построим ограничивающие этот многоугольник прямые, уравнения которых получаются заменой в ограничениях на переменные знаков неравенств на соответствующие равенства:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , опорные точки (0; 6) и (18, 0);

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , опорные точки (0; 16) и (8, 0);

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (горизонтальная прямая);

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (вертикальная прямая);

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (ось Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru );

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (ось Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ).

Затем определим полуплоскости, задаваемые каждым из неравенств системы ограничений, и находим пересечение выделенных полуплоскостей. В результате получаем многоугольник Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

***

Далее находим вектор-градиент Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и строим его, прикладывая в начале координат. Заметим, что целевая функция возрастает в направлении вектора-градиента. После этого строим нулевую линию уровня целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которая проходит через начало координат и перпендикулярна вектору-градиенту Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Затем передвигаем нулевую линию уровня Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru параллельно самой себе в направлении вектора-градиента Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru до тех пор, пока она не займет предельное крайнее положение по отношению к выпуклому многоугольнику Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Этим положением является точка Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (см. рис.).

Наконец, определяем на пересечении, каких ограничивающих прямых лежит угловая точка Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru : Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ; находим координаты этой точки, решая соответствующую систему уравнений Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

имеем Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (6; 4), т.е. Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ; и вычисляем значение целевой функции в этой точке:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Примечание. В случае решения задачи минимизации целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru целевую линию уровня Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru следует передвигать до первого соприкосновения с выпуклым многоугольником Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru допустимых значений переменных.

3) Симплекс-метод решения задачи линейного программирования работает применительно к канонической форме. Поэтому предварительно перейдем от указанной выше нормальной формы рассматриваемой задачи к канонической форме с помощью надлежащего преобразования целевой функции и введения дополнительных неотрицательных (слабых) переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru :

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ; Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Краткое описание алгоритма симплекс-метода содержится в работе [5], схему и терминологию которого мы будем использовать ниже.

Включим выражение целевой функции в систему уравнений канонической формы задачи и представим ее в специальном виде:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Составим расширенную матрицу этой специальной системы и назовем ее начальной симплекс-таблицей. Для удобства в таблице выделены первая строка и первый столбец для целевой функции, а также последний столбец свободных членов.

СТ-0

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Все переменные специальной системы оказались разбитыми на две группы:

- базисные переменные Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ( в СТ-0 им соответствуют "единичные" столбцы) и

- свободные переменные Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (им соответствуют не "единичные" столбцы в СТ-0).

Отметим, что в данной задаче специальная система имеет опорное (неотрицательное базисное) решение: Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которое получается, если в специальной системе все свободные переменные положить равными нулю. Соответствующие этому опорному решению базисное значение целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Суть симплекс-метода заключается в упорядоченном переходе от одного опорного решения специальной системы уравнений к другому ее опорному решению, имеющему меньшее (не большее) значение целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Для нахождения нового опорного решения одну из свободных переменных переводят в разряд базисных, а соответствующую базисную переменную переводят в разряд свободных переменных. Такая процедура называется процедурой однократного замещения. Требования в выбору этих переменных указаны в алгоритме симплекс-метода ([4], [5]).

Опишем подробно первый шаг применения симплекс-метода, т.е. процедуру однократного замещения.

В первой строке для целевой функции начальной симплекс таблицы (СТ-0) находим наибольший положительный коэффициент Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , который и определяет так называемый разрешающий столбец и ту свободную переменную Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которую следует перевести в разряд базисных.

Далее находим отношения свободных членов СТ-0 к соответствующим положительным коэффициентам выделенного разрешающего столбца:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ; Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ; Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

и среди этих отношений выбираем наименьшее Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Оно и определяет так называемую разрешающую строку. На пересечении разрешающей строки и разрешающего столбца расположен разрешающий элемент (в данном случае Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ).

Далее вычисления организуются в следующем порядке:

- разрешающая строка делится на разрешающий элемент и переписывается в новую симплекс-таблицу СТ-1;

- методом Гаусса с помощью преобразованной разрешающей строки получаем нули во всех элементах разрешающего столбца, кроме разрешающего элемента.

Этим заканчивается процедура однократного замещения, и в результате получаем новую симплекс-таблицу

СТ-1

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
-3 -15
-3
-1

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Новое опорное решение: Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , а соответствующее ему базисное значение целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Далее описанная процедура однократного замещения повторяется. Процесс последовательных приближений (итераций) к оптимальному решению следует повторять до тех пор, когда все коэффициенты в первой строке для целевой функции окажутся неположительными. Тогда будет достигнуто оптимальное решение.

Приведем последующие шаги табличной реализации симплекс-метода решения поставленной задачи:

СТ-2

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
-2 -21
-3
-2
-1

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

СТ-3

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru -24
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Таким образом, оптимальное решение рассматриваемой задачи линейного программирования выражается равенствами

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , а соответствующее ему оптимальное значение целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Примечание. Если в систему ограничений задачи линейного программирования входят неравенства типа "больше шла равно"

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

то для приведения задачи к канонической форме следует заменить каждое такое неравенств равносильной ему системой соотношений:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - дополнительная неотрицательная балансовая переменная.

В этом случае специальная система не имеет начального опорного решения и для получения допустимого базисного решения нужно сначала перевести базисную переменную Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru в разряд свободных переменных, используя процедуру однократного замещения симплекс-метода.

3. Транспортная задача

Задача 4. В таблице даны запасы (в тоннах) однородного сыпучего груза у поставщиков ( Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ), спрос на него потребителей ( Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ), а также матрица тарифов перевозок, элементы которой Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru равны стоимостям перевозок одной тонны груза из пункта отправления Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru в пункт назначения Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (в условных денежных единицах)


Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
       
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
       
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
       
                         

Требуется:

1) Составить математическую модель транспортной задачи, заданной таблицей.

2) Найти оптимальный план перевозок груза, минимизирующий общую стоимость всех перевозок.

Решение:

1) Для составления математической модели данной транспортной задачи сначала введем переменные:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - количество единиц (тонн) груза, планируемое к перевозке из пункта отправления Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru в пункт назначения Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ( Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ).

Затем запишем выражение целевой функции, имеющей смысл суммарной стоимости всех перевозок:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Далее составим систему ограничений на переменные, исходя из следующих требований:

- все запасы груза должны быть вывезены;

- все потребности в грузе должны быть удовлетворены. Получаем следующую систему уравнений:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

По смыслу задачи все переменные должны быть неотрицательными:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ( Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru )

Таким образом, приходим к следующей математической формулировке данной транспортной задачи:

Найти такие значения переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которые удовлетворяют составленной выше системе линейных уравнений и неравенств и доставляют наименьшее значение линейной целевой функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Задача имеет решение, так как выполнено условие баланса: суммарные запасы груза равны суммарным потребностям.

2) Основными этапами решения поставленной транспортной задачи являются следующие:

- определение начального опорного плана;

- проверка полученного начального опорного плана на оптимальность;

- построение последовательных приближений к оптимальному решению (в случае, если начальный опорный план не является оптимальным).

Для нахождения начального опорного плана применим метод Фогеля. Приведем алгоритм метода Фогеля, следуя работе [4].

"По каждой строке и по каждому столбцу начальной транспортной таблицы определяют разность между двумя наименьшими тарифами и записывают ее соответственно справа и снизу от транспортной таблицы. Из этих разностей выбирают наибольшую, и отмечают ее, заключая в квадрат.

В строке или столбце, где имеется наибольшая разность, находят клетку Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru с наименьшим тарифом и загружают ее значением Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . В строке или столбце с нулевым остатком груза подчеркивают все незанятые клетки.

Далее описанный процесс повторяют, при этом учитывают только оставшиеся запасы и потребности (заявки). Занятые и прочеркнутые клетки не учитываются при последующих шагах".

Обычно начальный опорный план, полученный методом Фогеля. Будет оптимальным, или близким к оптимальному.

Используя описанный алгоритм, получим следующий начальный опорный план:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - -
       
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - - -
       
Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru -
       

***

В результате реализации метода Фогеля все переменные оказываются разбитыми на 2 группы:

- базисные переменные Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru : Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которые соответствуют ненулевым (загруженным) клеткам;

- свободные переменные Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru : Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которые соответствуют нулевым (прочеркнутым) клеткам.

Проверим полученный методом Фогеля начальный опорный план на оптимальность. Для этого применим метод потенциалов, краткое изложение которого содержится, например, в работе [5].

Введем так называемые потенциалы Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru пунктов отправления Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ( Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ) и потенциалы Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru пунктов назначения Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ( Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ). Потенциалы найдем, решая систему линейных уравнений

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

где индексы Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru соответствуют группе базисных переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

В данном случае система уравнений для потенциалов имеет вид:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Составленная система содержит 6 уравнений и 7 неизвестных. Ранг системы равен Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . Следовательно, одна из неизвестных является свободной. Выберем в качестве этой переменной Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и примем ее равной нулю: Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Последовательно решая систему, найдем потенциалы всех поставщиков и потребителей:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Далее найдем так называемые косвенные стоимости Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru в соответствии с формулой

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

где индексы Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru соответствуют группе свободных переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru :

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Затем вычисляем разности стоимостей Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (оценки свободных клеток) по формуле

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Получим следующие значения оценок6

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Так как все оценки свободных клеток являются неотрицательными, то начальный опорный план, полученный методом Фогеля, является оптимальным.

Таким образом, искомый оптимальный план перевозок выражается равенствами

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Наименьшая суммарная стоимость всех перевозок, соответствующая найденному оптимальному плану, равна

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (усл. ден. ед.)

5. Условный экстремум. Метод Лагранжа

Задача 5.

На развитие двух предприятий, входящих в производственное объединение, выделено2 млн.долл. Если первому предприятию выделить Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru млн.долл, то прибыль, полученная от этого предприятия, будет равна Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru млн.долл; если Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru млн.долл. выделить ворому предприятию, по прибыль от него будет равна Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru млн.долл.

Как следует распределить денежные средства между предприятиями, чтобы суммарная прибыль была максимальной?

Решить задачу методом множителей Лагранжа.

Решение.

Составим математическую модель данной задачи. Для этого сначала введем переменные:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (млн.долл.) – количество денежных средств, выделяемых первому предприятию;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (млн.долл.) – количество денежных средств, выделяемых второму предприятию.

Затем запишем выражение целевой функции, имеющей смысл суммарной прибыли производственного объединения:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Далее составим уравнение связи: Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и представим его в стандартной форме Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

В результате получаем задачу условного максимума функции двух переменных при ограничении типа равенства. Для решения этой задачи применим метод Лагранжа ([4], [5]).

Составим функцию Лагранжа

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - числовой параметр, называемый множитель Лагранжа.

Суть метода Лагранжа состоит в том, что задача нахождения условного экстремума сводится к исследованию на обычный (безусловный) экстремум функции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru трех переменных.

Сначала найдем точки, подозрительные на условный экстремум (стационарные точки функции Лагранжа). Для этого находим частные производные первого порядка от функции Лагранжа, приравниваем их к нулю и решаем полученную систему уравнений:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Корень Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru является посторонним; поэтому Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Получаем единственную стационарную точку функции Лагранжа Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Проверка полученной стационарной точки на выполнение достаточных условий условного экстремума производится с помощью дискриминанта функции Лагранжа

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru

Находим: Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ; Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Так как дискриминант функции Лагранжа в стационарной точке Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru отрицателен, то в соответствии с достаточным условием условного максимума функция Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru имеет при Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru условный максимум. Значение целевой функции в точке условного максимума

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Таким образом, наибольшая суммарная прибыль производственного объединения Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (млн.долл.) достигается при следующем распределении денежных средств между предприятиями:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru млн.долл. и Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru млн.долл.

6. Оптимальное распределение капиталовложений. Метод динамического программирования

Задача 6. В производственное объединение входят при предприятия. Прирост продукции каждого из них Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru в зависимости от величины выделенных предприятию капиталовложений Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru указан в приведенной ниже таблице.

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru
предпр. 1 предпр. 2 предпр. 3

Требуется составить оптимальный план распределения капиталовложений между тремя предприятиями, обеспечивающий максимальное увеличение выпуска продукции всего производственного объединения.

Капиталовложения Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (в усл.ден.ед.) каждому предприятию могут быть выделены только в размерах кратных 20 (усл.ден.ед.), и общий объем капиталовложений составляет Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (усл.ден.ед.).

Решить задачу о распределении денежных ресурсов методом динамического программирования

Решение.

Составим математическую модель данной задачи оптимального распределения ресурсов. Для этого сначала введем переменные:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - количество денежных средств, выделяемых Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru -му предприятию Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ;

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - соответствующий прирост выпуска продукции Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru -го предприятия Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Затем запишем выражение целевой функции, имеющей смысл суммарного прироста выпуска продукции всего производственного объединения.

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (1)

Далее запишем ресурсное ограничение

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (2)

по смыслу задачи переменные должны быть неотрицательными:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . (3)

В результате получаем математическую формулировку задачи:

Найти такие значения переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , которые удовлетворяют ограничениям (2), (3) и доставляют наибольшее значение целевой функции (1).

Решение поставленной задачи методом динамического программирования Беллмана содержит следующие основные этапы ([6]):

1) Вложение данной конкретной задачи в семейство подобных задач (инвариантное погружение задачи);

2) составление уравнения Беллмана, исходя из принципа оптимальности Беллмана;

3) Решение уравнения Беллмана4

4) Выделение решения исходной задачи из найденной функции Беллмана.

Перейдем к реализации указанных этапов.

1) Вместо одной исходной задачи (1)-(3) с заданным значением суммарного ресурса Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и числом предприятий Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru рассмотрим семейство подобных задач с изменяющимся значением суммарного ресурса Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru и изменяющимся числом предприятий Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru :

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , (4)

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , (5)

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru . (6)

Введем функцию 2-х переменных Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru - функцию Беллмана

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

которая имеет смысл наибольшего суммарного прироста продукции, достигаемого на Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru предприятиях при использовании ресурса в количестве Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

2) Принцип оптимальности многошагового процесса впервые был сформулирован Р. Беллманом и заключается в следующем: завершающая часть процесса должна быть оптимальной относительно текущего реализовавшегося состояния. Математическим выражением для данной задачи является уравнения Беллмана ([6]):

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , (8)

где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

3) Уравнение Беллмана имеет очевидное краевое условие

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru (9)

Зная Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru , из уравнения (8) последовательно находим:

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru ,

где Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru в силу краевого условия (9);

Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

При этом на каждом шаге решается стандартная задача нахождения функции одной переменной Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru на отрезке Формирование оптимального портфеля ценных бумаг - student2.ru .

Приведем табличную реализацию изложенного выше решения уравнения Беллмана.

Наши рекомендации