Тема 5. Методика анализа поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Общеэкономический анализ поступлений налогов и сборов.
Анализ начинается с исследования общих показателей, начисления-поступления. Используем форму 1-НМ. Рассматриваем общий объем поступлений налогов и сборов без фондов нарастающим итогом. (стр.1010 раздел 1 формы 1НМ). Сам объемный показатель мало что дает, проследим его динамику, рассчитать темпы роста поступлений налогов и сборов за текущий период по сравнению с темпами роста поступлений каждого из предыдущих периодов по отношению друг к другу. Сравнение этих темповых показателей позволит определить тенденцию изменения поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. Так, например в 2002 году поступление налогов и сборов выросло по сравнению с 2001г на 25%.А за 2001г. по сравнению с 2000 г. выросли на 32%. Сравнение двух темповых показателей позволяет сделать вывод, что объем налоговых поступлений растет, но темпы их роста из года в год снижаются. Следует учесть, что темповый показатель рассчитан в номинальном выражении, т.е. без учета инфляции. Объективные показатели опосредованно влияющие на поступление налогов- ВВП. И индекс потребительских цен (инфляция).
Первый показатель - удельный вес поступлений в консолидированный бюджет в объеме ВВП При этом показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВВП характеризуют налоговую нагрузку.
Второй показатель темп роста поступлений налогов в реальном выражении. Вычислить можно путем деления темпа роста поступлений налогов на индекс потребительских цен (выражающий уровень инфляции) и результат умножить на 100.
Т.о. для анализа используются следующие показатели:
1.Объем поступлений налогов и сборов в стране
2.Объем ВВП (ВРП).
3.Темп роста поступлений налогов и сборов в номинальном выражении
4. Индекс потребительских цен (инфляции).
5.Темп роста ВВП с учетом индекса дефлятора
6. Налоговая нагрузка на ВВП (ВРП)
С помощью указанной системы проводим сопоставительный анализ.
1.Сравниваем темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении с темпом роста ВВП и можем заключить что произошел (или нет) реальный рост поступлений.
2.Анализируем темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении. Если он больше 100% значить рост произошел по ряду факторов (инфляция, улучшение администрирования, законодательство). Согласно этому показателю, три четверти прироста налоговых поступлений получены за счет инфляции и только четверть за счет других мер.
3. Сравнив налоговую нагрузку на ВВП в текущем и в базовом году и получив разницу этих показателей, определяем на сколько она выросла или сократилась.
Далее анализируем структуру консолидированного бюджета по видам налогов, по КНП и в отраслевом аспекте.
. Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 12
ВВП: КАЧЕСТВО И ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
(Исследование компании "ФБК")
Темп роста ВВП - один из важнейших показателей уровня социально-экономического развития общества. Его используют и при формировании политики государства, и при планировании деятельности организаций различных отраслей экономики. Поэтому участники экономических отношений предъявляют высокие требования к точности, достоверности и своевременности предоставления информации о темпах экономического роста.
Именно объем и темп роста ВВП наряду с показателем инфляции относятся к исходным макроэкономическим показателям, используемым при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Такой статус данного показателя закреплен ст. 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Неслучайно и то, что важнейшая экономическая задача, озвученная руководством страны в последние годы, формулировалась опять-таки в терминах "валового внутреннего продукта". Имеется в виду задача удвоения ВВП к 2010 г., поставленная президентом в 2003 г.
В России расчетом темпов экономического роста занимается Федеральная служба государственной статистики (Росстат), в распоряжении которой имеется наиболее полная информационная база об экономической деятельности государства, организаций и физических лиц.
Однако, предоставляя большие массивы социально-экономической информации, Росстат не приводит объективных оценок ее качества. Известно только, что повышение качества и достоверности официальной статистической информации, доступной пользователям, является одной из основных задач Росстата, которую он поставил перед собой.
Возможные подходы к оценке
Каким образом можно оценить качество официальных показателей темпов роста ВВП? Непосредственно пересчитать темпы роста ВВП по первичным данным невозможно, так как Росстат является монополистом в сфере владения такими данными. Возникает необходимость поиска косвенных способов оценки расчетов Росстата. Например, подобная проверка может базироваться на анализе и сопоставлении данных и методиках самого Росстата и данных других органов государственной власти и организаций. Однако при попытке оценить качество официальных показателей темпов роста ВВП таким путем быстро выясняется, что категории, которые могут представлять интерес для анализа, являются все теми же официальными статистическими данными Росстата. Необходимой в нашем случае ведомственной статистики в открытых источниках почти нет.
Один из возможных способов проверки адекватности расчетов Росстата - сопоставление динамики темпов экономического роста и других экономических показателей, тесно коррелированных с первым.
Впрочем, применение указанного способа неэффективно, что можно пояснить на таком примере. Увеличение темпов экономического роста скорее всего сопровождается ростом объемов транспортных перевозок, потому что, с одной стороны, необходимо обеспечивать любую деятельность ресурсами, а с другой - доставлять произведенный продукт потребителю. Использовать этот показатель нужно очень аккуратно, поскольку на его динамику могут оказать влияние такие факторы, как изменение структуры перевозимых грузов и географии перевозок (и в связи с этим дальности перевозок). Использование "сырого" показателя динамики объема транспортных перевозок не даст нам ответа на вопрос о точности или характере смещения оценки экономического роста. Однако можно заметить, что ускорение темпов роста объема грузоперевозок сопровождается повышением темпов экономического роста, а его замедление - снижением темпов роста ВВП.
Перспективным казался и сравнительный анализ рядов данных по НДС и ВВП. Но здесь возникают сложности с оценкой масштаба неправомерного возмещения НДС, распределения возмещаемого НДС во времени, корректировкой вследствие изменений методики его начисления. Также непонятно, каким образом разграничивать изменения собранного НДС, вызванные ростом сознательности предприятий и ростом выпуска.
В итоге был выбран иной подход к оценке достоверности официального темпа роста ВВП.
Методология исследования
Чтобы оценить качество статистических данных, нужно сначала ответить на два вопроса:
- что такое качественные данные;
- каким образом можно оценить качество данных.
Для определения критериев качества была изучена практика международных организаций и национальных статистических служб. Несмотря на то что критерии качества, предъявляемые разными международными организациями и национальными статистическими службами, немного различаются, можно выделить несколько общих основных:
- релевантность данных (их соответствие нуждам пользователей);
- аккуратность (точность измерений);
- своевременность публикации (лаг между периодом наблюдения явления и получением его количественной оценки);
- доступность;
- согласованность (согласованность оценок, сделанных на основе различных источников информации, согласованность оценок нескольких явлений).
Каким образом можно оценить качество данных? "В лоб" это сделать не получается, поэтому решено было пойти обходным путем. В Учебнике по повышению качества статистических данных путем анализа процессных переменных <1> говорится, что теоретически хорошее качество продукта может быть достигнуто в результате переработки и переоценки, однако это не представляется возможным, так как слишком дорого и долго. Качество продукта обеспечивается качеством процесса его производства.
--------------------------------
Оценка качества расчета ВВП
Начальный этап - сбор данных - характеризуется наличием серьезных проблем:
- недостаточный охват некоторых видов деятельности (в особенности в сфере платных услуг населению);
- устаревание данных обследований, по которым происходит распространение результатов выборки на генеральную совокупность;
- значительное расхождение масштабов административного и статистического регистров;
- отсутствие официальных оценок процесса сбора данных и их характеристик (метаданных);
- невысокий уровень информатизации.
Это означает, что претензии к расчету показателя ВВП могут быть вполне обоснованными.
Однако ключевой этап - это обработка данных. При расчете темпов роста ВВП важную роль играет применяемая методология.
Чтобы оценить корректность выбранной методологии для расчета темпов роста валовой добавленной стоимости (ВДС) по видам экономической деятельности (отраслям), можно обратиться к статистической практике других стран. Для такой оценки используются следующие методы:
- двойное дефлятирование - расчет ВДС в постоянных ценах: из валового выпуска (в постоянных ценах) вычитается промежуточное потребление (в постоянных ценах). Выпуск и промежуточное потребление рассчитываются независимо друг от друга;
- одинарное дефлятирование - расчет ВДС в постоянных ценах, при котором для расчета валового выпуска и промежуточного потребления в постоянных ценах используется один индекс цен (как правило, индекс цен выпуска);
- экстраполяция по индексу изменения объема выпуска - расчет темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием темпа роста валового выпуска. Темп роста валового выпуска продукции может быть рассчитан как индекс физического объема по набору товаров-представителей или методом одинарного дефлятирования;
- экстраполяция по количеству занятых (отработанных) часов - расчет темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием показателя темпа роста занятости в отрасли;
- экстраполяция по связанным количественным показателям - расчет темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием темпов роста показателей, характеризующих результаты работы данной отрасли (например, по числу заключенных сделок, обращений в органы власти).
Все методы удовлетворяют требованиям Системы национальных счетов 93 (СНС-93) <1>. Однако одни из них более предпочтительны, другие - менее.
--------------------------------
<1> Система национальных счетов 1993 г. (СНС-93) представляет собой всеобъемлющую систему показателей, в обобщенном виде позволяющую охватить все хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), все виды экономических операций (с товарами и услугами, доходами, финансовыми инструментами), в которые вступают хозяйствующие субъекты, все виды финансовых и нефинансовых активов, держателями которых являются институциональные единицы.
Анализ практики расчета темпов роста ВВП производственным методом в некоторых развитых странах позволяет сделать вывод, что наиболее распространенным методом является двойное дефлятирование. Он уже применяется и в некоторых странах СНГ, например в Армении, Казахстане, Узбекистане и Грузии.
Двойное дефлятирование позволяет учитывать разницу в динамике цен на конечную и промежуточную продукцию. Так как эта разница может быть весьма существенна, то применение иного метода может привести к получению сильно смещенных оценок.
Потенциально это самый точный метод оценки темпов роста добавленной стоимости. В России двойное дефлятирование не применяется. Расчет ВВП этим методом требует разработки обширной системы индексов цен. В России же на настоящий момент рассчитывается недостаточно широкий для этих целей набор показателей изменения цен.
Вместо двойного дефлятирования Росстат широко использует одинарное дефлятирование и метод экстраполяции по индексу изменения объема выпуска. Оба подхода основаны на предположении о совпадении темпов роста выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости или их индексов цен. При этом статистика не учитывает происходящие технологические изменения. Тем не менее происходящие качественные изменения даже в странах с более долгой историей государственной статистики учитывают редко.
Недостаточно обоснованным выглядит, к примеру, использование метода экстраполяции по количеству занятых часов для расчета темпов роста финансовой деятельности - относительно нового вида экономической деятельности в России. На создание добавленной стоимости в финансовом секторе может влиять изменение отношения населения к агентам этого рынка, политики его участников, изобретение и введение новых финансовых инструментов. Динамика занятости весьма ограниченно связана с объемом предоставляемых услуг. Поэтому оценка результативности работы этого сектора требует либо поиска дополнительных количественных показателей, более тесно связанных с результатами, либо применения другого метода.
Открытым остается вопрос о том, как применение метода экстраполяции и одинарного дефлятирования в сравнении с методом двойного дефлятирования искажает конечный результат. В отсутствие индексов цен для промежуточной продукции оценить направление искажения можно только косвенным образом.
Метод экстраполяции по индексу изменения объемов выпуска (производства, оборота) применяется при расчете темпов роста добавленной стоимости в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании.
К примеру, темп роста реальной добавленной стоимости в промышленности в 2002 г. составил 104,0%, в 2003 г. - 107,5%, а темп роста номинального промежуточного потребления - 114,7 и 122,8% соответственно. Значит, неявным образом индекс цен промежуточной продукции в промышленности в рассматриваемые годы составил 110,3 и 114,3%.
Цены на многие товары, используемые промышленными предприятиями в промежуточном потреблении, растут быстрее, чем это демонстрирует расчетный индекс цен промежуточной продукции. А значит, возможно, что темпы роста промышленного производства в России занижаются.
Применяемая в настоящий момент методика оценки темпов роста добавленной стоимости по отраслям (видам деятельности) дает противоречивые результаты и неадекватна потребностям общества в достоверной и качественной информации.
В то же время в СНС-93 сказано, что при плохом качестве данных использование метода двойного дефлятирования приводит к худшим результатам, чем использование других методов. Тогда выбор альтернативных методов расчета добавленной стоимости может косвенно свидетельствовать о том, что в Росстате, который ориентируется на стандарты СНС-93, рассматривают качество текущих данных как недостаточно удовлетворительное, чтобы перейти к использованию метода двойного дефлятирования. Использование других методов является попыткой получить более надежные (точные) оценки темпов роста отраслей и экономики в целом.
Согласованность данных
Так как величина валового внутреннего продукта может быть рассчитана несколькими способами, то возникает вопрос о согласованности оценок, полученных разными путями.
ВВП в России считается тремя методами - производственным, по использованию (по расходам) и по доходам. В первых двух случаях расчеты производятся независимо друг от друга, поэтому величина статистического расхождения между этими оценками является показателем качества результата.
Поскольку для расчета ВВП двумя разными методами используется информация из различных источников (с различным уровнем "неответов" для обследований, различными методиками корректировки данных на неучтенную деятельность), некоторое расхождение между оценками неизбежно, вопрос только в его величине.
В течение последних шести лет величина статистического расхождения в России не превышала 1,5%. Это можно считать очень хорошим показателем, так как статистическое расхождение до 4 - 5% ВВП в мировой практике считается приемлемым.
ВВП, рассчитанный производственным методом, был выше ВВП, рассчитанного методом использования, в 2002, 2004 и 2005 гг., а в 2001 и 2003 гг. - ниже.