Рынок, его характеристика и принципы поведения на нем субъектов хозяйствования
Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие приспособлена для использования достижений научно- технического процесса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Существует несколько определений рынка:
Рынок – этосовокупность отношений товарного обмена;
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения.
И наконец, рынок – это среда обмена внутри страны и между собой производителей и потребителей продукции.
Для возникновения рынка необходимы три условия:
1. Общественное разделение труда ;
2. Экономическая обособленность производителей;
3. Самостоятельность производителя и свобода предпринимательства.
Рынок как развитая система товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Т.е. рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, элементы материального и денежного обращения, а также элементы непроизводственной сферы и сферы духовной.
Каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства. Степень развития рынка определяет и его масштабы.
Сформировавшиеся рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций, а именно:
1) функция информационная (что, где и сколько)
2) функция посредническая (связь между субъектами рынка)
3) функция ценообразующая (цена от спроса и предложения)
4) функция регулирующая – самая главная: что производить? Для кого производить? Как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
5) функция сканирующая. Рыночный механизм с помощью конкуренции разделяет общественное производство от экономически неустойчивых , нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
Субъектами рыночных отношений выступают государственные, кооперативные, акционерные, частные предприятия и объединения, СП и иностранные фирмы, общественные организации, посредники, потребители продукции и граждане. В соответствии с действующим законодательством Украины в условиях рыночной экономики должны сформироваться и использовать общепризнанные принципы поведения хозяйственных субъектов на рынке.
Это прежде всего:
1) принцип социального партнерства;
2) принцип свободы предпринимательства;
3) принцип общности коммерческих интересов;
4) взаимовыгодность деловых отношений;
5) равноправность в отношениях партнерстве (субъектов) на рынке;
6) ответственность перед потребителем продукции всех хозяйственных субъектов (производителей, продавцов, посредников), которые принимают участие в производстве и обращении товаров и др.
Кроме названных принципов субъекты на рынке должны придерживаться определенных этичных норм поведения таких, как взаимное доверие, порядочность, чесность в работе, верность слову и обязательность в отношениях, сохранение коммерческой тайны и др. Все это содействует формированию примера предприятия как партнера, с которым возможно длительное и взаимовыгодное сотрудничество.
ТЕМА 3. КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
План
Экономические предпосылки коммерческого расчета и его сущность
Организация и принципы коммерческого расчета
Формы коммерческого расчета
Особенности коммерческого расчета в торговой деятельности