По выполнению контрольных работ

ТОВАРОВЕДЕНИЕ

Методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения направления 38.03.07

«Товароведение»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

С.А. Рогожин

Екатеринбург

Рекомендовано научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

Составители:

О.Н. Вахнина, С.С. Вдовин, О.И. Виноградова, Л.И. Вишневская, И.К. Доманская, Г.А. Зеленина, О.Н. Зуева. В.Ф. Котова, Н.Е. Личман, Е.В. Рагозинникова, Л.В. Таловикова, Н.Ю. Фролова, Г.Г. Черенцова.

Рецензент:

Л.Г. Протасова

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольные работы по курсам профессионального цикла, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, для студентов направления 38.03.07 «Товароведение» представляются в сроки, установленные учебным графиком.

По каждой дисциплине предлагается по 18 вариантов работ, которые распределяются между студентами по начальным буквам фамилии следующим образом:

Вариант Буква фамилии
А Б В Г, Д Е, Ж З, И К Л М Н, О П Р С Т, У, Ф Х, Ц Ч, Ш Щ, Э Ю, Я

Основное назначение контрольных работ – показать владение студента излагаемым материалом, его умение кратко и точно отвечать на поставленные вопросы, подбирать и использовать для ответа необходимые фактические данные, делать сравнения и обобщения. Поэтому приступать к их выполнению следует после полного усвоения соответствующих тем курса.

Литературными источниками при выполнении работ являются учебники, учебные пособия, монографии, нормативная документация, справочники, отраслевые журналы, рекомендованные для изучения соответствующих курсов (см. разделы 3 и 4). Необходимо использовать также статьи таких периодических изданий как “Вестник технического регулирования”, “Методы оценки соответствия”, “Стандарты и качество”, “Маркетинг”, “Эксперт”, “Торгово-промышленные ведомости”, “Внешняя торговля”, “Конъюнктура товарных рынков”, “Патенты и лицензии”, “Я покупаю”, “Научно-техническая информация”, “Социологические исследования”, “Торговая газета”, “Российская торговля”, “Оптовый рынок” и др. инструкции, каталоги, статистические сборники, информационные материалы, личные наблюдения и исследования, производственный опыт и т.д.

Каждый вариант контрольной работы содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание – ситуационную модель, тест, задачу по определению сортности, составление или решение кроссвордов.

Ответы на теоретические вопросы должны быть конкретными. Если вопросом предусмотрена сравнительная характеристика нескольких групп или видов товаров, то их следует сопоставить по основным параметрам (химической природе, отделке, способу производства, видам, применению и т.д.), отметить вначале общие, а затем отличительные признаки. Ответ на такой вопрос желательно оформить в виде таблицы, ее анализа и краткого заключения.

Предпочтительнее ответы, сделанные на основе самостоятельной творческой работы, иллюстрированные диаграммами, рисунками, фотоснимками, образцами.

Решение ситуаций, которые могут возникнуть в работе товароведов-экспертов и работников таможенных служб, направлено на развитие у будущего специалиста умения применять теоретические знания в практической деятельности. Ответ на каждое задание ситуационной модели должен быть полным, окончательный вывод – конкретным и однозначным.

В вопросы учебных кроссвордов залажена большая информационная нагрузка, поэтому их решение способствует освоению терминологических категорий товароведения и усвоению материала изучаемых разделов. Поиск ответов должен основываться на предварительной творческой проработке соответствующих тем, а не на их механическом подборе.

Объяснение хода решения задач должно быть подробным и содержать ссылки на соответствующие разделы, пункты, таблицы использованных нормативных документов. Рекомендуется следующая последовательность описания хода решения задач:

определение нормативных документов, необходимых для установления сорта и решения задачи в целом;

указание системы и принципов определения сортности материалов или изделий данной группы;

отнесение обнаруженных пороков (дефектов) к группам и подгруппам, выделенным в нормативном документе на определение сортности;

оценка каждого порока (дефекта) в соответствии с нормативным документом и установление его влияния на сортность;

заключение о качестве изготовления материалов или изделий с учетом оценки всех пороков (дефектов) и отклонений.

Вопросы темы следует писать непосредственно перед ответом.

Работа должна быть написана разборчивым почерком, иметь поля, страницы необходимо пронумеровать. На титульном листе следует указать наименование раздела товароведения, по которому представляется работа; номер варианта; фамилию, имя, отчество студента; учебную группу; в конце помещают список использованной литературы и нормативных документов; подпись, дату выполнения.

Описание использованных источников в списке литературы оформляется следующим образом: фамилия и инициалы автора, точное название источника, место издания, название издательства, год издания, общее количество страниц для книг, конкретные страницы для статей из журналов и газет.

При положительной рецензии в период сессии студенту необходимо защитить работу. Студенты, не защитившие работу, к сдаче экзамена не допускаются.

МАТЕРИЛОВЕДЕНИЕ

Вариант 1

1.Химический, минералогический и фазовый состав неорганических материалов.

2.Товароведная характеристика карбоцепных синтетических волокон; направления развития их ассортимента.

3.Ситуация. Вам необходимо проконсультировать покупателя по особенностям свойств и применения одноразовых стаканов из полистирола и полипропилена.

Задание:

1) классифицируйте полимеры, из которых изготовлены одноразовые стаканы;

2) изложите требования к стаканам, исходя из условий их эксплуатации;

3) охарактеризуйте пластмассы по свойствам, наиболее важным для данных изделий;

4) предложите покупателю стаканы с лучшими свойствами.

Вариант 2

1.Сравнительная характеристика реакций полимеризации и поликонденсации, полимеризации и сополимеризации. Основные отличия получаемых полимеров по свойствам.

2.Макро-, микроструктура и внутреннее строение вещества. Методы их изучения.

3.Ситуация. ОАО «Шуйские ситцы» закупило две партии хлопка – волокна, линейная плотность волокон в одной из них составляла 130 мтекс, во второй – 200 мтекс.

Задание:

1) приведите понятие хлопка–волокна и выявите его отличие от хлопка-сырца;

2) укажите назначение и сущность показателя «линейная плотность», единицы его измерения;

3) определите, к каким классификационным группам будет относиться хлопок вышеуказанных партий (коротко- , средне-, длинноволокнистый) и в каких пределах будет находиться его длина;

4) установите влияние различий в геометрических параметрах хлопка (толщины, длины, извитости) на свойства вырабатываемых изделий;

5) опишите достоинства и недостатки материалов из хлопковых волокон.

Вариант 3

1.Общие свойства пластмасс, их достоинства и недостатки. Пути регулирования и совершенствования свойств пластмасс.

2.Сравнительная характеристика полиэфирных и полиамидных волокон по особенностям получения, химическому составу, структуре, свойствам, применению. Направления совершенствования их ассортимента и свойств.

3.Ситуация. Требуется определить твердость изделий, изготовленных из пластмассы, металла, природного камня.

Задание:

1) дайте определение твердости и укажите факторы, от которых она зависит;

2) назовите приборы (устройства, приспособления), с помощью которых можно определить твердость этих материалов и объясните принцип их действия.

Вариант 4

1.Гидрофизические свойства материалов: влажность, водопоглощение, гигроскопичность, капиллярный подсос, гидрофобность и гидрофильность, водостойкость. Сравните методы определения водопоглщения искусственных каменных материалов (ГОСТ 7025-91) и пластмасс (ГОСТ 4650-80).

2.Классификация пластмасс.

3.Ситуация. Известно, что специфическими особенностями материалов из шерстяных волокон являются: высокие теплозащитные свойства, низкая сминаемость, большая усадка при влажных обработках.

Задание:

1) изложите общие сведения о шерстяных волокнах: классификацию, химический состав, строение;

2) установите, какими особенностями структуры волокон обусловлены высокие теплозащитные свойства шерстяных материалов, в частности, их использование для изготовления термобелья;

3) укажите, с какими особенностями состава волокон связаны их высокие упругие свойства, определяющие низкую сминаемость вырабатываемых материалов;

4) рассмотрите причины повышенной усадки шерстяных материалов и особенности ухода за ними согласно ГОСТ 25652-83.

Вариант 5

1.Состав пластических масс, назначение отдельных компонентов.

2.Сравнительная характеристика вискозных и ацетатных волокон по особенностям получения, химическому составу, структуре, свойствам, применению. Направления совершенствования их свойств и ассортимента.

3.Ситуация. Требуется дать заключение о виде материала, из которого изготовлены мраморные столешницы (природный мрамор, искусственный мрамор на основе полиэфирных смол или минеральных вяжущих).

Задание:

1) установите, к какому генетическому классу относится горная порода «мрамор», и опишите ее происхождение;

2) приведите ее химический и минералогический состав;

3) укажите, с помощью какого химического реагента можно отличить природный мрамор от искусственного.

Вариант 6

1.Характеристика минерального сырья и основных процессов его переработки в готовую продукцию.

2.Характеристика специфических свойств полимеров, влияние на них структуры и молекулярной массы.

3.Ситуация. Вам необходимо провести консультацию об особенностях свойств материалов из полиэфирных и полиакрилонитрильных волокон и целесообразных областях их использования.

Задание:

1) установите место названных групп волокон в классификационной системе; изложите сведения об их видах, составе, структуре;

2) приведите сравнительную характеристику рассматриваемых волокон по важнейшим потребительским свойствам, выявите их достоинства и недостатки;

3) укажите (на основе проведенного анализа) целесообразные области применения материалов из указанных волокон.

Вариант 7

1.Особенности экспертизы качества изделий из пластмасс. Сущность и методы санитарно-гигиенической оценки изделий.

2.Влияние особенностей состава и строения волокнообразующих полимеров на свойства волокон. Структурная модификация химических полимеров, ее назначение, способы осуществления.

3.Ситуация. Для прогнозирования возможных биоповреждений затирок, используемых при облицовке керамической плиткой ванных комнат и санузлов, требуется определить влажность, приобретаемую этим материалом в процессе эксплуатации и рН жидкой фазы.

Задание:

1) укажите компоненты, входящие в состав сухих строительных смесей, предназначенных для наклеивания и затирки керамических плиток;

2) дайте понятие влажности материала и опишите метод ее экспериментального определения;

3) приведите определение показателя рН среды и назовите возможные методы его определения;

4) укажите условия, благоприятные для возникновения плесени и грибов.

Вариант 8

1.Отличительные особенности кристаллических и аморфных твердых тел. Приведите примеры кристаллических и аморфных неорганических материалов.

2.Понятие органических стёкол. Сравнительная характеристика органических стекол по химическому составу, свойствам, областям применения.

3.Ситуация. Магазин «Троица» обратился к Вам с просьбой оказать помощь в совершенствовании рекомендаций по эксплуатации находящихся в реализации материалов из искусственных волокон.

Задание:

1) дайте определение искусственных волокон, перечислите их основные группы и виды, укажите химический состав и особенности структуры;

2) приведите товароведную характеристику свойств волокон каждого вида, выявите их достоинства и недостатки;

3) установите (на основе проведенного анализа) особенности эксплуатации изделий из рассматриваемых волокон и разработайте памятку по уходу за ними.

Вариант 9

1.Характеристика резин специального назначения по химическому составу, свойствам, применению.

2.Характеристика свойств текстильных волокон, определяющих надежность вырабатываемых материалов в эксплуатации, и методов их определения.

3.Ситуация. При приемке по качеству посуды из пластмасс на наружной поверхности изделий были обнаружены:

на 5 изделиях, изготовленных литьем под давлением, - трещины, грат, сколы;

на 4 изделиях, изготовленных горячим формованием, - царапины, сколы.

Задание:

1) укажите нормативный документ, требованиям которого должны соответствовать изделия по качеству;

2) установите причины образования дефектов, их внешнее проявление, влияние на качество посуды;

3) уцените качество изготовления изделий.

Вариант 10

1.Теплофизические свойства материалов и методы их определения (теплопроводность, теплоемкость, термостойкость, теплостойкость, коэффициент линейного термического расширения, огнестойкость, огнеупорность, горючесть).

2.Понятие каучуков и резин; состав резин, общие свойства, области применения.

3.Ситуация. Вам необходимо дать консультацию покупателю по пленкам для теплиц. В продаже имеются полиэтиленовые и поликарбонатные пленки.

Задание:

1) классифицируйте полимеры, из которых изготовлены пленки;

2) охарактеризуйте пленки по основным свойствам, исходя из их назначения;

3) рекомендуйте пленку с лучшими свойствами.

Вариант 11

1.Сравнительная характеристика химического состава, строения и свойств пластмасс, применяемых для изготовления посуды.

2.Характеристики строения текстильных волокон: значение, показатели, интервалы их изменения, влияние на свойства вырабатываемых нитей и материалов.

3.Ситуация. На рисунке представлена зависимость между приложенным усилием (напряжением) δ и удлинением Е материалов при их растяжении. Предположите, каким из неорганических материалов, широко используемых в технике и строительстве, они принадлежат.

Задание:

1) перечислите основные деформационные свойства материалов и дайте им определение;

2) приведите примеры упругих, пластичных и хрупких материалов;

3) сформулируйте закон Гука и укажите, на каких участках представленных деформационных кривых он действует. Каким материалам соответствуют представленные диаграммы деформации: бетон, термопласт, сталь.

δ δ δ

ε ε ε

Рисунок - Диаграммы деформации

Вариант 12

1.Структурные характеристики материалов и методы их определения (средняя, истинная и насыпная плотность, пористость, дисперсность).

2.Характеристика методов переработки термопластов в изделия в вязкотекучем состоянии: виды, сущность, ассортимент и отличительные признаки вырабатываемых изделий.

3.Ситуация. Проанализируйте ассортимент принадлежностей для черчения, полностью выполненных из пластмасс, в одном из торговых предприятий, реализующих канцелярские товары.

Задание:

1) выявите виды товаров, имеющиеся в продаже, страны и фирмы-изготовители;

2) охарактеризуйте изделия по декоративному оформлению;

3) оцените полноту ассортимента отечественных и импортных изделий, сравните их по внешнему виду, ценам.

Вариант 13

1.Харктеристика резин общего назначения по составу, свойствам, обастям применеия.

2.Влияние особенностей химического состава и структуры льна и хлопка на свойства волокон и вырабатываемых из них материалов.

3.Ситуация. Покупатель обратился с просьбой оказать помощь в выборе полимерной скатерти. В продаже имеются скатерти из ПВХ – пластиката и полиэтилентерефталата.

Задание:

1) классифицируйте полимеры, из которых изготовлены скатерти;

2) изложите требования к изделиям и охарактеризуйте скатерти по основным свойствам, исходя из условий их эксплуатации;

3) дайте рекомендации покупателю.

Вариант 14

1.Сравнительная характеристика механических свойств металлов, пластмасс, стекла. Теоретическая и техническая прочность материалов.

2.Характеристика основных видов дефектов изготовления изделий из пластмасс: виды, внешнее проявление, причины возникновения, влияние на качество готовых изделий; недопустимые дефекты.

3.Ситуация. Дайте сравнительную характеристику алмаза и графита.

Задание:

1) сопоставьте эти материалы по химическому составу, строению, происхождению;

2) опишите внешний вид, механические свойства и основные направления использования;

3) дайте определение термину «полиморфизм».

Вариант 15

1.Требования к качеству посудохозяйственных изделий из пластмасс в соответствии с нормативной документацией.

2.Классификация волокон, используемых для выработки текстильных материалов; основные направления совершенствования их ассортимента.

3.Ситуация. Проанализируйте маркировку посуды из пластмасс в одном из торговых предприятий.

Задание:

1) установите реквизиты маркировки, нанесенные непосредственно на изделия, самоклеящиеся ярлыки, вкладыши и др;

2) сравните реквизиты маркировки отечественных и импортных изделий, изделий различных изготовителей;

3) сделайте вывод о соответствии маркировки требованиям российского стандарта.

Вариант 16

1. Сравнительная характеристика полимерных плёнок для упаковки пищевых продуктов по химическому составу, свойствам, особенностям применения.

2. Хлопкоподобные гидратцеллюлозные искусственные волокна: виды; особенности получения, структуры, свойств; применение в ассортименте материалов различного назначения.

3. Ситуация. Вам необходимо дать консультацию покупателю желающему приобрести напольную плитку из природного камня. В продаже имеется гранитная и мраморная плитка.

Задание:

1) объясните как делят горные породы про происхождению? К каким классам относят гранит и мрамор;

2) сравните внешний вид, макро- и микростроение гранита и мрамора;

3) сравните химический и минералогический состав этих пород;

4) охарактеризуйте основные свойства этих пород: среднюю и истинную плотность, пористость, прочность, химическую стойкость (стойкость к кислотным и щелочным растворам).

Вариант 17

1. Механические свойства материалов. Методы определения твёрдости металлов, каменных материалов, пластмасс.

2. Модификация химических волокон: общие сведения, значение. Характеристика основных методов физической и химической модификации, их сущность, области использования.

3. Ситуация. Выберите каучуковую основу резин:

а) теплостойких 1.СКФ

б) износостойких 2 тиокол

в) маслобензостойких 3 СКТ

4 СКИ

Охарактеризуйте каучуки по химическому составу, резины на их основе – по составу, основным свойствам.

Вариант 18

1. Методы определения прочности материалов. Факторы, влияющие на прочность.

2. Органолептические экспресс - методы распознавания природы пластмасс (с приведением примеров).

3. Ситуация. При экспертизе текстильного материала установлено, что выработан он из синтетического гетероцепного волокна, которое при органолептическом исследовании:

горело в пламени медленно с образованием небольшого количества тёмного дыма без характерного запаха;

при вынесении из пламени горение постепенно прекращалось;

остатком являлся твёрдый нерастирающийся шарик черного цвета, который в расплавленном состоянии вытягивался в нити.

Задание:

1) дайте определение синтетических волокон и выявите их принципиальные отличия от искусственных;

2) установите различия между гетеро- и карбоцепными волокнами и укажите какая из приведенных особенностей горения позволила отнести волокно в первую группу.

3) определите для какого вида синтетических волокон характерен вышеприведенный характер горения и опишите его достоинства и недостатки.

Наши рекомендации