А. Сущность денег и их функции
Деньги- это эквивалент, обладающий наибольшей способностью к обмену, а значит, абсолютно ликвидное средство; особый товар, который можно обменять на любой другой товар.
Ликвидностьявляется важнейшей характеристикой денег. Она проявляется в способности любого блага (имущества) быть обмененным на наличные деньги, которые являются удобной формой хранения богатства. Под ликвидностью следует понимать способность рыночных благ превращаться в средства платежа. В современной развитой рыночной экономике в наличной форме люди уже неохотно хранят деньги, и накопление денег в безналичной форме, на банковских счетах, в недвижимости осуществляется практически всеми гражданами.
Первоначально при обмене товаров использовались деньги в виде слитков золота и серебра. Это затрудняло товарное обращение, поскольку необходимо было взвешивать денежный металл, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т. д. Постепенно слитки золота (серебра) стали заменяться монетами.
Монета- это слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, которое удостоверено государством.
По мере развития рынка золотые монеты постепенно вытеснялись бумажными деньгами.
Первые попытки выпуска бумажных денег были предприняты в Китае в XII веке, в Америке бумажные деньги были выпущены в 1690 году, во Франции - в 1571 году, в России первые монеты были выпущены в честь крещения Руси, а бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II.
Бумажные деньги не имеют собственной стоимости. На рынке они могут иметь такую же покупательную силу, т. е. обмениваться на такое же количество разнообразных товаров, как и золотые, обращаться наравне с золотыми. Необходимо только, чтобы денежные знаки обладали общественной значимостью. Поскольку бумажные деньги выпускаются государством, которое придает им принудительный курс в законодательном порядке, они имеют законную платежную силу в границах данного государства.
Современные деньги имеют несколько видов: наличные деньги (бумажные деньги и монеты); безналичные денежные средства (в виде платежных поручений, чековых вкладов, кредитных карточек, пластиковых карточек).
Сущность денег раскрывается в их функциях:
В функции меры стоимости деньги выступают в качестве масштаба для измерения ценности разнообразных благ и ресурсов (количество общественно необходимого труда для производства данного вида товара). Это позволяет сравнивать относительную ценность одного блага с другим, обеспечивая эквивалентность обмена. В этой функции деньги есть единый измеритель ценности благ и для продавцов, и для покупателей.
В функции средства обращения деньги выступают посредником при обмене товаров. Функция денег как посредника проявляется в том, что деньги представляют собой ценность и предъявляются в ответ на названную
цену какого-то продукта. Деньги принимаются в качестве средства платежа, ими оплачиваются все покупки. Как средство обмена деньги обеспечивают обращение то варов, создавая возможность нормального функционирования экономики.
В ряде случаев деньги циркулируют в обращении, не обслуживая обмен товаров и не выступают как средство сбережения. В любой стране государство собирает налоги. Это означает, что часть доходов фирм и домашних хозяйств выплачивается государству, при этом взамен от государства они не получают ни предметов потребления, ни факторов производства. В то же время государство выплачивает пенсии, оказывает финансовую помощь районам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д. Государство взамен выплат ничего не получает. Во всех подобных случаях деньги выступают в качестве средства платежа.
Деньги выполняют и функцию средства сбережения (накопления). Возможность и необходимость накопления денег возникает в результате отделения актов продажи от купли. Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса.
Все функции денег органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех одновременно.
Масса денег, находящихся в обращении, обусловливается количеством товаров и услуг, их ценами и скоростью обращения денежной единицы. Согласно уравнению И. Фишера или основному уравнению обмена: MV = PQ, где М- количество денег в обращении; PQ-сумма цен товаров; V - скорость оборота денежной единицы. Если МV = РQ, то М = РQ / V .Это уравнение показывает связь между денежной массой, функционирующей в обращении, и товарной массой. Прямая зависимость между количеством денег, имеющихся в обращении, и созданным объемом благ и услуг подтверждает взаимодействие рынка денег и рынка товаров, демонстрируя единство процессов, происходящих в экономике.
Скорость оборота денежной единицы (V) демонстрирует, сколько раз каждая денежная единица участвовала в течение года в обслуживании сделок. Данное уравнение свидетельствует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным, оно определяется рядом факторов: уровнем цен, объемом произведенной продукции, скоростью оборота денег.
Б.Инфляция и ее сущность.
Упростив товарообмен, бумажные деньги породили проблемы. Одной из важнейших проблем экономики современных стран является инфляция. Инфляция - это нарушение денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота, или в обесценивании денег, которое сопровождается ростом товарных цен.
| ||||
Термин «инфляция» впервые стали употреблять применительно к денежному обращению в период гражданской войны в Северной Америке (1861-1865), когда была выпущена огромная масса бумажных долларов.
Уровень инфляции в стране измеряется индексом цен.Самый простой расчет индекса цен производится путем деления цен текущего года на цены сравниваемого года (базисного). Результатом будет индекс, который показывает, насколько повысилась цена за данный период времени.
Основные причины инфляции: диспропорции между различными сферами народного хозяйства; экономическая политика государства, которая приводит к обесцениванию денег вследствие их избыточного выпуска. Различают внутренние и внешние факторы инфляции.
Внутренние факторы: чрезмерные военные расходы; чрезмерные инвестиции; необоснованное повышение цен и заработной платы; кризис государственных финансов; чрезмерная эмиссия денег (дополнительный выпуск государством денежной массы) в наличной и безналичной форме.
Внешние факторы - рост цен на импортируемые и экспортируемые товары; структурные мировые кризисы; обмен в банках иностранной валюты на национальную - служат базой для дополнительной денежной эмиссии.
Нестабильность денежного обращения, проявляющаяся в инфляции, изменяет психологию людей. У них появляется особый тип поведения, который называется «инфляционные ожидания». Оно проявляется в уверенности в том, что цены будут расти, а сбережения обесцениваться, что, как правило, приводит к увеличению текущего покупательного спроса, который превышает предложение и провоцирует рост цен. = характерный для России ажиотажный спрос:
СТРАХ РАДОСТЬ
Рост цен è Все покупаем подряд è Новый рост цен è Успех!
Выделяется инфляция спроса и инфляция предложения (издержек).
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называется инфляцией спроса.
Однако рост цен на товары и услуги часто вызывается повышением производственных расходов (удорожанием сырья, энергоносителей, индексацией заработной платы), что получило название инфляция издержек.
Инфляция бывает открытая и подавленная. Открытая инфляцияразвертывается на рынках, где действуют свободные цены. При подавленной инфляциигосударство устанавливает тотальный административный контроль над ценами и доходами, «замораживая» их на определенном уровне. Результатом этого становится не только устранение регулирующей роли цены в рыночной экономике и появление хронического дефицита, но и возникновение «черного рынка».
В ходе развития производства и общественных отношений существенно меняется характер инфляции. В связи с этим выделяют: локальную инфляцию, имеющую место в рамках отдельных стран, и мировую, затрагивающую все страны мира.
По темпам движения инфляционных процессов различают: умеренную инфляцию (рост цен 3-5% в год); ползучую (рост цен 5-10%); галопирующую (рост цен происходит стремительно и скачкообразно до 200%) и гиперинфляцию (рост цен более чем 200% в год).
Последствия инфляции сложны и многогранны. Способствуя повышению цен и прибыли, инфляция выступает вначале как фактор оживления конъюнктуры. Поэтому бюджетные ассигнования и кредиты, предоставляемые фирмам путем выпуска денег, могут временно развивать производство. За счет инфляционного источника государство увеличивает свои заказы, стимулирует обновление основного капитала субсидиями, налоговыми и кредитными льготами, берет на себя расходы на социально-экономическую инфраструктуру.
Но диалектика развития инфляции заключается в том, что по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз экономического развития, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
Последствия инфляционных процессов: усиление диспропорции в экономике; «перелив» ресурсов из производства в сферу обращения; падение реальных доходов населения; нарушения в механизме действия денежной, финансовой и кредитной систем; обострение социальных проблем.
Роль государства в преодолении инфляции:
При сильнейшей инфляции проводится денежная реформа – полное или частичное преобразование самой денежной системы с целью ее упорядочения и укрепления.
Дефляция – сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков; раздутая денежная масса приводится в соответствие со своим золотым эквивалентом.
Деноминация– укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые.
Девальвация– удешевление денег; проявляется либо а). в уменьшении золотого содержания денежной единицы страны (в период действия золотого стандарта); либо б). снижение обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Ревальвация– повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы страны.
Нулификация денег– объявление государством данных денежных знаков недействительными. Нулификация проводится в двух случаях: а) в результате сверхсильной инфляции; б). либо со сменой в стране политической власти.
В. Ценообразование.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, выступают спрос, предложение и цена,между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. В течение последнего столетия она составляет ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:
1.Почему растут или снижаются цены на отдельные товары и услуги?
2.Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?
3.Какие процессы вызывает внедрение в производство новой техники?
Механизм товарного рынка регулируется законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос- это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение- это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно этим законам, производство и обмен товаров происходит на основе их стоимости. Величина стоимости определяется вложенными в производство товара затратами. Денежное выражение стоимости - цена,которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену стоимости оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена» и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его дешевле, в то время как производитель желает продать товар дороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
v цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
v цена предложения - это минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения - это активные регуляторы рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности, на рынке рабочей силы, на котором спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).