Предкризисное состояние сферы материального производства
Самым неблагоприятным вариантом кризиса может быть банкротство предприятия.
Банкротство предприятия – результат одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 - внутренние.
Кризису на предприятии предшествует его вхождение в предкризисное состояние. Активная реакция предприятия на действие негативных факторов на этом этапе способны предотвратить кризис.
Признаки предкризисного состояния предприятия:
· ухудшение финансовой состоятельности, что проявляется в резком изменении структуры баланса (соотношение пассива и актива), увеличении (уменьшении) балансовых сумм;
· увеличение задолженности работающим по выплатам заработной платы, акционерам, финансовым органам, поставщикам и кредиторам;
· резкое уменьшение денежных средств на расчетных счетах предприятия (неудовлетворительный сбыт);
· резкое увеличение денежных средств на расчетных счетах предприятия (свидетельствует о неэффективной инвестиционной программе предприятия);
· относительное снижение прибыльности (относительность означает, что один из критериев прибыльности «стоимость капитала» зависит от изменения рыночных цен, кредитных ресурсов и процентных ставок);
· резкое увеличение дебиторской задолженности (долгов покупателей) в активах предприятия (свидетельствует о неэффективной политике коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны);
· резкое уменьшение дебиторской задолженности (свидетельствует о вынужденном сокращении продаж в кредит или ускоренного погашения потребителями долгов, чтобы выйти из дела);
· концентрация продаж на слишком малом числе покупателей (свидетельствует о сокращение рынка и банкротстве заказчиков, вынуждающих идти на все большие уступки потребителям);
· резкое увеличение запасов сырья, материалов и готовой продукции (свидетельствует о затоваривании складов и вывода денег из оборота);
· резкое уменьшение запасов сырья, материалов и готовой продукции (свидетельствует о сбоях и неритмичности производства, недостатках в снабжении и сбыте, являющихся следствием невыполнения обязательств по взаимным поставкам);
· резкое изменение показателей ликвидности (способности выполнить все текущие обязательства) предприятия;
увеличение накладных расходов и снижение прибыли, особенно если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж.
Факторы, определяющие вероятность «входа» предприятия в предкризисное состояние:
· макроэкономические (внешние по отношению к предприятию, на которые оно не может влиять или это влияние может быть незначительным);
· микроэкономические (внутренние, зависящие от организации деятельности предприятия).
Макроэкономические факторы:
1. Международные:
· состояние мировой экономики (зависит от цикличности экономического развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой транснациональных банков и международных организаций);
· стабильность международной политики (зависит от заключенных международных соглашений об образовании свободных экономических зон, зон свободной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);
· характер международной конкуренции (зависит от организации совместных предприятий, лицензионной торговля и доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда).
2. Национальные:
· стабильность и направленность внутренней политики – реализуются через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики (запретительный или стимулирующий характер), к формам собственности (ее приватизация или национализация, принципы земельной политики), мерам по защите прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма) и отражаются в законодательных нормах, актах.
Эти факторы зависит от:
· состояние финансовой системы государства.
· Отношение государства к собственности.
· Принципов земельной политики государства.
· Отношения государства к предпринимательству.
· Налоговая политика государства.
· Ограничение монополизма и защита конкуренции.
· состояние национальной экономики и демографии определяется уровнем и структурой потребностей, платежеспособным спросом населения (уровень доходов и сбережений населения), уровень цен, возможность получения кредита.
Эти факторы зависит от:
· фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика;
· предпринимательской активности.
3. Рыночные:
· психографические, которые проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим;
Эти факторы зависит от:
· потребительского выбора;
· привычек, традиций и норм потребления.
· научно-технические (рассмотрим более подробно);
Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты.
Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв – крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.
Эти факторы зависит от:
· новизны конструкций и технологий производства продукции;
· конкурентоспособности продукции.
· Конкурентные.
Эти факторы зависит от:
· уровня издержек производства;
· уровня технологий;
· качества продукции;
· уровня маркетинга.
Микроэкономические факторы:
1. Рыночная позиция предприятия:
· отрасль деятельности;
· традиции, репутация и имидж;
· квалификационный состав руководства и персонала;
· доля рынка и стадия жизненного цикла.
2. Условия и организация бизнеса:
· форма собственности;
· организационная структура управления;
· специализации и концентрация производства;
· организация и длительность производственного цикла;
· гибкость и адаптивность производства.
3. Ресурсы и эффективность их использования:
· количество и качество основного, оборотного и человеческого капитала;
· оборачиваемость средств;
· уровень производственных запасов.
4. Маркетинговые стратегии:
· доля на рынке и ее динамика.
· доля длительных хозяйственных связей;
· надежность.
5. Финансовый менеджмент:
· структура баланса;
· платежеспособность;
· ликвидность;
· соотношение собственных и заемных средств;
· стоимость капитала;
· структура имущества;
· инвестиционная привлекательность;
· доход на акцию;
· уровень прибыли и рентабельность.
Особенности рассмотренных факторов для современных российских предприятий:
· экономическая и финансовая нестабильность;
· неуверенность предпринимателей в успешности деятельности;
· низкая деловая активность предпринимателей;
· постоянные инфляционные ожидания (высокие темпы инфляции) не способствуют реализации предприятиями стратегических целей;
· внешние ценообразующие факторы определяют высокие цены, назначаемые предприятиями на продукцию
· необоснованность ценовой политики;
· низкая конкурентоспособность изделий на внешних и внутренних рынках.