Темы дополнительных докладов, сообщений
Темы дополнительных докладов, сообщений
1. Проблема происхождения языка.
2. История создания славянской письменности.
4. Язык жестов и мимики. Искусственные языки
Письменные задания
Задание 1. Перепишите слова в тетрадь. Пользуясь словарем, запишите значение слов: деликатность, доброта, эмпатия, сострадание, толерантность, милосердие, мигрант, маргинал, община, социальная работа, благотворительность, волонтер, иждивенец, девиация, стратификация, социализация, гендер, адресность, инвалидность, самообеспечение, безнадзорный, безработный, беженец, инвалид, инвалидность, беспризорный, консультирование.
Задание 2. Распределите слова в 3 столбика:1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударениемна третьем слоге. (* пользуйтесь словарем)
Каучук, генезис, досуг, еретик, завидно, иконопись, инсульт, клеить, колледж, пиала, пуловер, танцовщица, донельзя, украинский, воспринять, издавна, мастерски, мизерный, начавший, гражданство, каталог.
Задание 3 Перепишите слова, проставьте ударение ( оно указано более темным цветом). Составьте словосочетания с этими словами: Атлас- атлас, пояс- пояса, броня- броня,видение- видение, вязанка- вязанка, ирис-ирис, пропуск- пропуски, кирка- кирка,клубы-клубы,острота-острота,кредит-кредит, образ-образа,лоскут-лоскут, мокрота-мокрота,лавровый-лавровый.
Задание 4. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые окончания. Подчеркните существительные, имеющие вариантные окончания.
Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр.
Занятие 2
Тема : Нормы русского литературного языка
Подготовить доклады ( устные ответы) по всем предлагаемым вопросам:
1.Сущность и аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический)
2.Нормы языка. Основные виды, типы норм: Орфографическиеи пунктуационные (Соблюдение правил написания слов и постановки знаков препинания в предложении), Орфоэпические (Соблюдение правил произношения слов русского языка и правил постановки ударения.), Грамматические (Соблюдение правил формообразования слов, а также выбранной формы слова, уместной в данном контексте),Лексико-семантические (Употребление слов в соответствии с их значением, разграничение значений многозначного слова, соблюдение правил семантической сочетаемости слов в различных контекстах, адекватный подбор синонимов, разграничение паронимов и паронимических словосочетаний.), Лексико-грамматические (Знание грамматической сочетаемости слова, глагольного управления, предложного управления.), Синтаксические (Следование правилам согласования подлежащего и сказуемого, употребления деепричастных оборотов, сочетания однородных членов; выбор синтаксической конструкции, уместной в данном контексте.), Стилистические (Знание стилистических свойств слов, фразеологизмов, словосочетаний и синтаксических конструкций, уместное использование их в текстах различных стилей и жанров). Этот вопрос можно разделить на части между несколькими (2-3) студентами.
Темы дополнительных докладов, сообщений
1. Жаргон как социальная разновидность речи.
2. Диалект и его особенности.
3.Современные типы речевой культуры. Современная речевая ситуация.
Письменные задания
Задание 1. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами: хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит, превалировать, альянс, брифинг, гарантия, остракизм, рэкет, корректировать, сленг, девиация, миссия, сертификат, имидж, эмбарго, мандат, пролонгация, апатия, респондент, конформизм, прерогатива, инцидент, канон, конфронтация, стагнация, апатия, толерантность, санкция, вербальный, ностальгия, рэкет, сленг, дивиденд.
Задание 3. «Переведите» данные жаргонные слова на литературный язык: зашибись, шпора, прикинь, не в тему, достал, прикольный, тащится, обалдеть, баксы, бабки, круто, кураж, залупаться, липнуть, понты, туфта, марафет, ксива, лох, бардак, беспредел, липа, расколоться, борзеть.
Задание 4. Проанализируйте предложения с допущенными в них речевыми ошибками. Определите характер ошибок, исправьте предложения. (Ошибки, связанные с неправильным выбором слова. Слово употреблено в несвойственном ему значении).
1. Нельзя не согласиться с основным пафосом книги. 2. Тысяча танков схватились в рукопашную. 3. Он с лёгкостью орудовал кириллицей, не было мастера виртуознее для составления посланий. 4. Вчера шёл огромный дождь. 5. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. 6. К нам поступило огромное количество звонков, но не все из них удалось прочитать. 7. Коренные жители Северной Америки – индийцы – значительно ущемлены в правах. 8. Большинство летних месяцев я провёл на даче. 9. На будущий день началось обсуждение текущих дел. 10. Памятник поражает своими причудливыми габаритами. 11. Страна была разделена на три неравные половины. 12. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 13. Сатирическое изображение русской жизни описывает Лесков в «Блохе». 14. Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своей экзальтированностью: недаром «ярем он барщины старинный оброком лёгким заменил». 15. Если живьём присмотреться к этим людям, станут заметны их нелицеприятные черты. 16. Выразительно изображены в романе образы главных героев. 17. Слова президента веют на нас оптимизмом. 18. Экзамены требуют от нас трудных усилий. 19. Новый закон внесёт изменения прежде всего в атмосферы предпринимательства. 20. Танец российских балерунов потряс судей. 21. Зрители внушают мне доверие, что я как актёр ещё многое сделаю. 22. На имидже этого политика много негативных моментов. 23. Авторитет старших должен преследовать нас по всей нашей жизни. 24. Есенинский образ олицетворяется в нашем сознании с белой берёзой. 25. Чацкий отождествляет с собой будущих декабристов. 26. Я прекрасно знаю все его достоинства и недостатки, ведь мы знакомы уже без году неделя.
Занятие 3
Тема : Функциональные стили русского литературного языка
Подготовить доклады ( устные ответы) по всем предлагаемым вопросам:
1.Понятие «функциональный стиль» в современной науке.
2.Научный стиль: его виды, жанры и языковые особенности.
3. Официально-деловой стиль речи: сфера функционирования стиля и его основные черты
4.Характеристика публицистического стиля, его основные черты. Жанры публицистики.
5.Разговорный стиль.Норма в разговорной речи. Жанры речевого общения. Проблемы речевого этикета и современность.
Письменные задания
Задание 1. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выпишите те, которым свойственна окраска официально-делового стиля.
Радость, дипломная работа, сервер, политология, соискатель, сад, указать недостатки, приказ, техническое оснащение, аннотация, акция, исследуемая проблема, геронтология, прошу перевести, отечественные производители, не соответствует действительности, нарушение дисциплины, каучук, алюминий, согласовано, трава, характеристика, генетика, квантовая химия, программирование.
Задание 2.Определите, какие из слов и словосочетаний принадлежат:
а) исключительно официально-деловому стилю;
б) могут употребляться в произведениях разных функциональных стилей;
в) могут употребляться в текстах любой стилистической окраски;
г) не могут использоваться в официально-деловом стиле.
Благодаря, валиться, властные полномочия, во имя, вот уже полгода, в пушистых глазах, всё было дозволено, в соответствии с, гарантировать, гибко, глуховатый гул, город федерального значения, десяток, десять, для, дом, единство экономического пространства, жгучий, зашита прав и свобод человека и гражданина, земля, иметь верховенство, косой удар ресниц, левый, ледяной душ, лиловая тень, мимо, минимальный размер оплаты труда, многонациональный, обед, осуществлять, по-английски, пол дюжины, по причине, правый, предмет ведения и полномочий, преследовать по закону, природные ресурсы, проживать, равные обязанности, республиканская форма правления, референдум, самоуправление, свободное перемещение товаров, сдёрнуть шапку, скользнуть, сложно, снег, субъект Российской Федерации, суверенитет, территория Российской Федерации, трудно, тусклая тоска, усмешка, Федеральное Собрание, целостность и неприкосновенность, через, шесть.
Задание 3. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их.
1.Гражданка Спиридонова М.С. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.6. Сообщаем наши реквизиты: Саратов, 413800. Ул. Кирпичная 33. 7.Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.
Занятие 4
Тема: Культура ораторской речи
Подготовить доклады ( устные ответы) по всем предлагаемым вопросам: !!!!!!!!
1. Роды, виды красноречия.
2. Структура ораторской речи.
3. Методика подготовки публичной речи.
Основные понятия: ораторское искусство, риторика, красноречие, экспромт, композиция речи, антитеза, аллюзия, антифразис, литота, риторический вопрос, эпитет.
Темы дополнительных докладов, сообщений
1. История развития ораторского искусства. Знаменитые ораторы древней Греции и Рима.
2. Ораторское искусство как социальное явление.
3. Основные приемы поиска материала для публичного выступления.
Письменные задания
Подготовьте выступление (в письменном виде) по предложенным афоризмам. Подтвердите или опровергните афоризм.
Выступление должно носить убеждающий характер. Привести не менее трех аргументов, сделать понятный вывод. Продолжительность выступления – от 1 до 2 минут.
Возможные афоризмы для выступлений:
- Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.
- Не стыдно учиться, стыдно не знать.
- Плохих людей нет, от природы все хорошие.
- Бойся того, кто боится тебя.
- Счастье - это состояние души.
- Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.
- Наши неудачи поучительнее наших удач.
- Никто не рождается, чтобы быть плохим.
Задание 5. Подготовьте убеждающее выступление:
-о необходимости застраховать имущество;
- о необходимости сделать пожертвование в общество защиты природы;
- о необходимости прослушать лекции:, «Применение современных компьютерных технологий в развитии экономики»;
- добрые люди дольше живут;
- чем меньше принимаешь лекарств, тем здоровее будешь (перед студенческой аудиторией);
Например: Каждый день надо чистить зубы. Это еще знали древние - специальные зубочистки, а потом еще и щетки для чистки зубов уходят в глубь веков. Японские археологи нашли предметы ухода за зубами, датируемые первым тысячелетием до нашей эры…и тому подобное (пример приведён не в полном объёме)
Задание 6. Подготовьте выступление по пословицам. Подтвердите или опровергните пословицы:
- Речь вести- не лапти плести;
- У кого что болит, тот о том и говорит;
- Правду говорить- друга не нажить;
- От родного слова да навек ссора;
- В гостях хорошо, а дома лучше;
- Ласковое слово и кошке приятно;
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;
- Яблочко от яблоньки недалеко падает;
Выступления по пословицам: сначала необходимо своими словами объяснить смысл пословицы, затем вспомнить или придумать случай, который иллюстрировал бы или опровергал смысл пословицы, подобрать аргументы, если можно - привести случай из жизни, сделать понятный вывод. Выступление должно носить убеждающий характер. Продолжительность выступления - от 1 до 2 минут.
Занятие 5.
Тема: Выразительные средства языка
Подготовить доклады ( устные ответы) по всем предлагаемым вопросам:
1.Лексические средства выразительности. Определение понятий - омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Условия уместности их применения в ораторской речи.
2. Обороты речи - тропы и фигуры речи: олицетворение, эпитет, сравнения, антитеза, метафора, инверсия, анафора, эпифора, гипербола, литота, метонимия, оксюморон, перифраз(а), синекдоха. Их роль в построении ораторской речи.
3. Синтаксические средства выразительности речи: синтаксический параллелизм, ряды однородных членов, вставные конструкции, уточняющие главные предложения, неполные предложения, риторическое обращение, риторический вопрос.
Письменные задания