Требования к оформлению текста курсовой работы

Э. И. Басырова, Т.В.Тишкина

Методические указания по выполнению курсовых работ

Для студентов направления

38.03.01 «Экономика»

Зеленодольск 2016

Методические указания по выполнению курсовых работ разработаны в соответствие с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") и предназначены для студентов всех форм обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..
1.Выполнение курсовых работ………………………………………..…..
1.1. Общие положения…………………………………………………….
1.2 Структура и содержание курсовой работы………………………….
1.3 Требования к оформлению текста курсовой работы……………….
1.4. Порядок использования системы «Антиплагиат…………………....
1.4 Защита курсовой работы……………………………………………....
Приложение 1. Титульный лист курсовой работы………………………...
Приложение 2. Титульный лист курсовой работы на английском языке..
Приложение 3. Аннотация………………………………………………...
Приложение 4. Содержание курсовой работы……………………………..
Приложение 5. Оформление таблиц, рисунков ………………………...
Приложение 6. Рецензия на курсовую работу…………………………..

Введение

Курсовые работы по дисциплинам «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Экономика труда», «Экономический анализ предприятия», «Планирование на предприятии», «Управление финансовой деятельностью», «Экономика ресурсосбережения», «Стратегическое планирование» – самостоятельные творческие работы студентов, выполняемые в процессе обучения и имеющие целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, привить навыки анализа и обоснования принимаемых ими решений. Задачи курсовой работы состоят в систематизации, закреплении, углублении и расширении теоретических знаний и практических навыков студентов, полученных при изучении выше указанных дисциплин, а также развитии навыков выполнения самостоятельной работы при подготовке исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы, разработке экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств.

1.Выполнение курсовых работ

Общие положения

Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению учебных дисциплин «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Экономика труда», «Экономический анализ предприятия», «Планирование на предприятии», «Управление финансовой деятельностью», «Экономика ресурсосбережения», «Стратегическое планирование». В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными финансовыми проблемами, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества и делать на основе этого правильные, научно-обоснованные теоретические и практические выводы.

Студенты, выполняя курсовую работу, приобретают опыт работы с различной литературой, умения находить в ней главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.

В процессе подготовки курсовой работы приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимой литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм. Все это не только расширяет и углубляет знания по дисциплинам, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.

При выполнении курсовых работ, и особенно при их защите, студенты приобретают необходимое умение представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных конференциях.

Структура и содержание курсовой работы

Основные требования к курсовой работе:

1. К курсовой работе составляется план, а в ее структуре выделяются введение, основная часть и заключение.

2. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы в области управления и экономики, включая законодательные, нормативные и другие документы по избранной теме.

3. Оформляется научный аппарат – сноски, ссылки и список использованной литературы.

4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

6. Курсовая работа должна быть написана четким, грамотным языком и правильно оформлена, то есть должна иметь титульный лист, содержание, нумерацию страниц, поля.

Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из последовательных этапов:

1. Выбор темы курсовой работы.

2. Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Составление плана курсовой работы.

4. Написание курсовой работы.

5. Изучение требований к оформлению курсовой работы.

6. Защита курсовой работы.

В течение первых двух недель с начала того семестра, в рамках которого выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбрать из списка тему для своей будущей курсовой работы. В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой.

Внутри одного потока студентов не разрешается выбор одинаковой темы двумя и более студентами.

Подготовка написания и оформления курсовой работы начинается с утверждения научным руководителем темы курсовой работы, ее плана и списка литературы по избранной теме.

Внутренняя структура работы должна состоять из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:

§ титульный лист;

§ титульный лист на английском языке;

§ задание на КР;

§ аннотация;

§ аннотация на английском языке;

§ содержание;

§ введение;

§ основная часть;

§ заключение;

§ заключение на английском языке;

§ список использованных источников;

§ приложение.

Титульный лист. Титульный лист является первой страницей КР. Его необходимо продублировать на английском языке (вторая страница работы). Образцы титульного листа на русском и английском языке приведены в Приложении1,2.

Аннотация

Это краткое описание курсовойработы, которое информирует читателя об общем содержании работы и цели проведенного исследования. Аннотация должна лаконично отразить имеющиеся в работе данные и позволить быстро составить предварительное мнение о курсовой работе.

Аннотацияначинается с выделения основных положений курсового исследования. Для этого необходимо после написания работы кратко и емко сформулировать цель и задачи работы в пределах одного-двух предложений. После чего следует указать гипотезу или проблематику курсовой работы. Затем в аннотации необходимо показать структуру курсовой работы. Аннотация завершается перечислением количества таблиц, рисунков, приложений, а также указанием количества источников и страниц в курсовой работе.

Аннотациювыпускной квалификационнойработы также необходимо продублировать на английском языке (см.. Приложение 3).

Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, основной части, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (Приложение 4).

Во введении рассматриваются основные тенденции изучения и развития темы, анализируются существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы.

Далее дается краткий обзор литературы, раскрывающий степень разработанности исследуемой проблемы, специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное. Анализ степени разработанности исследуемой проблемы должен привести к выводу о том, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта частично) и, потому нуждается в дальнейшей разработке.

От формулировки и доказательства того, что в исследуемой проблеме есть резервы для изучения и анализа переходим к формулировке цели исследованияи основных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью по форме: изучить, провести анализ эффективности…, разработать предложения по совершенствованию… и т.д. Формулировку задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав курсовой работы. Обязательным элементом введения является формулировка объектаи предмета исследования: объект – конкретная организация или система управления; предмет – та сторона объекта, которая подвергается исследованию (например, социально-экономические, трудовые отношения по поводу…).

В конце вводной части раскрывается структура курсовой работы,то есть дается аннотация трех основных глав курсовой работы.

Объем введения не должен превышать 5 % от общего объема курсовой работы (2-3 страницы машинописного листа).

Введение не должно раскрывать темы курсовой работы, так как оно не является содержательной частью работы. Не следует во введении приводить определение, понятие, состав, роль анализиру­емых категорий, т.е. теоретических положений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Целесообразно начать с оценки степени изученности исследуемой темы, показать многообразие подходов к рассмотрению проблемы, характеризующие все понятия, упомянутые в заголовке темы и задачах исследования, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения.

В теоретической главе определяется перечень критериев, показателей, по которым будет собираться информация для аналитического раздела, дается описание методик анализа системы управления, используемых во второй (аналитической) главе работы.

Во второй главе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Минимальный период для проведения анализа – три полных отчетных года. По желанию студента временной интервал может быть расширен. Этот раздел базируется на тщательном изучении действующего законодательного и инструктивного материала, а также прочих нормативных документов, на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материалов. Материалы анализа должны лежать в основе всей курсовой работы, служить ее аналитической базой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения. Не допускаются пересказывания содержания законов, инструкций и другой нормативно-правовой литературы. Расчеты должны базироваться на конкретной информации, иллюстрироваться аналитическими таблицами, рисунками (графиками, диаграммами).

В третьей главе разрабатывается проект предложений и практических рекомендаций по исследуемой теме (проблеме).

Заключение суммирует итоги всей курсовой работы, отражает основные результаты, достигнутые при решении вопросов и проблем, поставленных в исследуемой теме и кратко изложены предложения по результатам изучения темы.

Список использованных источников включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. В списке литературы должны быть журнальные статьи, учебники, монографии в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Список литературы должен включать не менее 20 источников. Использование периодической литературы является обязательным.

Приложения. В приложение рекомендуется включать материалы, связанные с выполненным курсовой работы, которые по каким-либо признакам не могут быть включены в основную часть. Обычно это вспомогательный материал, который не рассчитан или не разработан лично автором, или носит промежуточный характер.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета.

Требования к оформлению текста курсовой работы

Текст курсовой работы печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги. Объем работы установлен в пределах 30-40 страниц машинописного текста (без учета списка литературы и приложений).

Расположение текста на странице должно располагаться следующим образом: размер левого поля – 25 мм, правого – 15 мм , верхнего и нижнего – 20 мм. На одной странице – 29 строк, в строке 60 символов. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman – 14, интервал – 1,5. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются.

Названия разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Разделы и параграфы должны быть сбалансированы. Минимальный объем одного параграфа – 3 страницы.

Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на той же странице, отступив от названия главы или текста предыдущего параграфа на 20 мм (1 строка). Между текстом и названием параграфа оставляется отступ на 20 мм (1 строка).Подзаголовки в параграфе не допускаются. Разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Подразделы нумеруются в пределах раздела. Номер подраздела включает номер раздела и подраздела, разделенных точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. После номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок подраздела не должен быть последней строкой на странице.

Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы содержания, на которой ставится номер «5». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) обозначаются словом «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами, начиная с первого. Нумерация рисунков – сквозная. Название дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется полужирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должна быть проставлена единица измерения. Пример оформления рисунков представлен в Приложении 5. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующий рисунок.

Рисунки должны быть выполнены студентом в редакторе, прочно совместимом с MS Word. Наиболее оптимальным является выполнение рисунков в редакторе диаграмм программ MS Word или Excel.

Помещенный в курсовой работе цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Слово «Таблица» и наименование помещают над таблицей по центру, без абзацного отступа в одну строку с ее номером и тематическим заголовком таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, причем также как и у рисунков, нумерация таблиц должна быть сквозной. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над соответствующей таблицей. Его следует помещать над таблицей слева, в одну строку с ее номером через тире «Таблица 1 - Наименование». Названия таблиц следует выделять полужирным шрифтом. Рекомендуемое количество таблиц в курсовой работе – не менее 3-4 (таблицы в приложениях не учитываются).

Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). Если таблица целиком заимствована из одного источника или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы на основе первичных материалов. В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12. Во всех таблицах должны быть проставлена единица измерения. Пример оформления таблицы приведен в Приложении 5. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующую таблицу.

При переносе таблицы на следующую страницу курсовой работы над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в приложения.

Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например,

C=2U + Z (1)

где U - …….;

Z - …… .

Иллюстрации и таблицы не рекомендуется размещать сразу после заголовка, и они не должны завершать текст. После рисунков и таблиц (до следующего заголовка) должен быть текст.

В работе должны быть ссылки на первоисточники. Ссылки приводятся в квадратных скобках после упоминания о них или в конце цитаты. После указания конкретных цифровых данных или цитат в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, и номер источника в списке литературы. Например, [9, с.52], т.е. источник номер 9 в списке использованной литературы, страница 52.

По ходу изложения материала студент должен использовать библиографические ссылки, которые представляют собой библиографическое описание источников цитат, заимствований и т.д. Библиографические ссылки рекомендуют делать: при цитировании; при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций и т. п.; при анализе опубликованных трудов; при необходимости отослать читателя к изданию, где данный материал изложен более полно.

Ссылки в тексте работы на использованные информационные источники оформляют:

- либо в виде сноски в конце страницы с соответствующим номером (внизу страницы приводят библиографические данные источника).

В этом случае сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.

Например:«… печатающее устройство[1] …»

- либо в квадратных скобках, в которых указывается номер библиографического источника, указанного в списке литературы ВКР и страницы, на которой оригинальный цитируемый текст расположен.

Например: [25, с.58]

При ссылках на материалы собственной работы в тексте делаются ссылки типа:

«Как было показано в разделе 2 настоящей работы»;

«Из таблицы 3 следует...» и т. п.

После окончания предложения в круглых скобках может быть указано:

(см. рис. 5.6); (см. табл. 1)

(см. доказательство на стр. 24) и т. п.

При оформлении рисунков и таблиц также необходимо указывать их источник (ссылка на литературу) в случае их заимствования.

Пример оформления списка литературы приведен в Приложении 2.

В начале списка следует располагать официальные информационные источники (законы, инструкции, положения, методики) в алфавитном порядке, затем – монографии, учебники, учебные пособия в алфавитном порядке (по фамилиям авторов), а затем - статьи периодической литературы (газет, журналов) и сайты сети Интернет (также в алфавитном порядке).

Приложения нумеруют последовательно арабскими цифрами. Приложения располагают справа и в порядке ссылок на них в тексте ВКР.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа слова «Приложение» с его номером. Приложение должно иметь заголовок, который записывается посередине относительно текста с прописной буквы, например:

1.4.Порядок использования системы «Антиплагиат»

Курсовые работы обучающихся проверяются на самостоятельность их разработки с использованием системы «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru).

После проверки работы на плагиат решение о ее допуске к защите принимается научным руководителем.

Обучающийся несет ответственность за предоставление своей курсовой работы на проверку системой «Антиплагиат» в установленные сроки.

Научный руководитель обязан произвести проверку письменной работы с использованием системы «Антиплагиат», принять решение о доработке и повторной проверке работы на плагиат, или о допуске работы к защите.

Защита курсовой работы

Готовая курсовая работа, оформленная в соответствии с требованиями представляется руководителю для проверки и написания рецензии. Образец бланка рецензии представлен в Приложении 6. На основании имеющихся рекомендаций к защите студент готовит доклад. Если имеются замечания студент обязан их устранить и представить на повторную рецензию руководителю.

Доклад должен занимать не более 5 минут и содержать:

- актуальность, цель и задачи работы;

- краткую характеристику объекта исследования:

- основное содержание каждого раздела работы;

- основные выводы и предложения с оценкой их эффективности;

Доклад иллюстрируется слайд -шоу (использование Microsoft PowerPoint с помощью презентационного оборудования: ноутбука, проектора, экрана) и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева - КАИ»

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал)

Кафедра экономики и менеджмента

Наши рекомендации