Истоки монополизма в российской экономике (экономические, политические и технологические)

Предпосылки и целесообразность проведения государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды на товарных рынках РФ.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополисти­ческих действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропа­ганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Цели антимонопольной политики:

1.Оптимизация экономической структуры рынка: поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды, анализ уровня концентрации на товарных рынках, контроль за процессами концентрации, проведение политики демонополизации производства и обращения.

2.Воздействие на экономическое поведение субъектов: предупреждение и пресечение горизонтальных и вертикальных соглашений, контроль за недобросовестной конкуренцией, запрет на злоупотребление доминирующим положением.

3.Корректировка экономических результатов:устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров, контроль за государственной и муниципальной помощью, запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти.

Конкурентная политика — более широкое явление, пред­полагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком (это явление в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции»).

Задачи конкурентной политики нашей страны являются:

— антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструк­турных отраслей;

— модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции, естественных монополиях и рекламе;

— контроль концентрации прав собственности на ограничен­ные природные ресурсы и предотвращение негативных последст­вий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

— содействие повышению прозрачности экономики, выяв­ление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

— разработка механизмов активного адвокатирования кон­курентной политики;

— усиление превентивных функций Федеральной антимо­нопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Наши рекомендации