Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие. Утверждение однопартийной политической системы. политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии. Эволюция социальной структуры общества. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, "культурная революция". Большевики и интеллигенция. Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Итоги "наступления социализма по всему фронту" (периода довоенных пятилеток). Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. СССР – вторая сверхдержава мира.

"Демократический импульс" войны.

30. Политический кризис начала 20-х гг. в Советской России. Переход от «военного коммунизма» к нэпу.

Составными элементами политики военного коммунизма были: 1) в городе: отмена коммунальных платежей, введение натуральной оплаты за труд. Для лиц умственного труда вводится трудовая повинность. В сфере промышленного производства осуществляется национализация предприятий, сначала крупных, потом более мелких, вплоть до кустарно-ремесленных. Для руководства предприятиями была создана система государственных органов: Высший совет народного хозяйства — губернские советы народного хозяйства — Главные комитеты по отраслям (ГЛАВКи). В 1920 году в стране было создано 52 ГЛАВКа, которым непосредственно подчинялись предприятия государственного значения. Создавалась система строгого вертикального подчинения предприятий комитетам и центрам. 2) в деревне: ряд чрезвычайных мер, предпринятых в связи с необходимостью продовольственного снабжения гигантской армии и промышленных рабочих, выразившихся во введении продовольственных налогов или продразверстки. В мае 1918 года советское правительство предпринимает ряд мер, получивших название продовольственной диктатуры. Для взимания продналогов создаются специальные продовольственные отряды. Кризис политики военного коммунизма. Необходимо отметить, что осуществление чрезвычайных мер в деревне способствовало росту продовольственных сборов в основном за счет центральных губерний. На окраинах страны (Донской регион, Украина) коэффициент полезного действия от данных нововведений оказался чрезвычайно низким, вызвав волну недовольства и массовые восстания. Крестьянство отказывалось поставлять необходимое количество хлеба в город. Члены партийной верхушки осознали, что политика военного коммунизма исчерпала себя; в итоге большевики были вынуждены отступить, выработав новую экономическую политику. Введение НЭПа. На X съезде РКП (б) принимаются решения об изменении политики: в частности, продразверстка заменяется на продналог. Разрешалась свободная торговля излишками. Данные меры явились началом новой экономической политики. Вновь начала широко использоваться система сдельной оплаты труда. Заработная плата зависела от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. Государство начало сдавать мелкие предприятия в аренду частным лицам. Одним из характерных признаков нэпа стали концессии — предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами. Таким образом, с переходом к новой экономической политике был дан импульс частнокапиталистическому предпринимательству. Несмотря на это, государственное регулирование сохранялось в достаточно высоком объеме в форме надзора, контроля и т. д. Сфера деятельности частников в промышленности ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда, в торговле — посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности. Государство оставило за собой предприятия тяжелой промышленности, добычу приоритетных видов сырья, внешнюю торговлю. Стремясь не допустить чрезмерной концентрации капитала у частных лиц, государство использовало налоговый гнет, осуществляющийся посредством финансовых органов. Что касается, например, концессий, то они также ставились под контроль советского государственного аппарата, трудового законодательства. Результаты НЭПа. Говоря о результатах новой экономической политики, можно отметить, что они способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические показатели и в деревне: после отмены продразверстки и замены ее продналогом, который был много ниже первой, у крестьянина появились стимулы к труду. Разрешение мелкого частного предпринимательства и частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов товарами повседневного спроса.

31. Мировой экономический кризис 1929г. И «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса.

Вторая четверть XX века была отмечена мощным спадом и развалом всей существующей на тот момент финансовой системы. Это событие вошло в историю как Мировой финансовый кризис или Великая депрессия. Причина кризиса заключалась в нарушении традиционных хозяйственных связей в мировой экономике. После первой мировой войны экономика была перегружена долговыми обязательствами. Первая мировая война способствовала мощному развитию американской экономики. США превратилась в мирового кредитора. Это сказалось на зависимости мировой экономики от благополучия американской. Не устойчивой оказалась и мировая финансовая система. На рынок стали проникать большие капиталы. Это вызвало в 1920-е годы бурный рост котировок на Нью-йоркской бирже рынка акций. Спекуляция стала основным фактором движения рынка ценных бумаг, что не могло долго продолжаться. 29 октября 1929 г. произошел обвал курса акций, и это стало началом большого падения. С этого дня зашаталась вся финансовая система всего мира. Американские банки прекратили выдачу кредитов европейским странам. Англия и Франция перестала платить долги, а Германия – репарации. Производство стало резко сокращаться, а безработица расти. Рядовые граждане оказались в одночасье без работы. Найти постоянную работу в такой ситуации было невозможно. Население перебивалось случайными заработками. Промышленность упала к уровню начала XX века. Выход из кризиса был представлен политикой «нового курса» американским президентом Д. Рузвельтом. В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям. Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием. Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа—Стигала, направленный на либерализацию ФРС и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки-члены. Было признано необходимым активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них помогли устранить причины Великой депрессии, другие меры усугубили положение. Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов. Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933—1939 гг. на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ и администрации гражданских работ численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек. Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд. Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %. После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %. Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию. Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных приготовлений. Меры по расширению кредитования банков, аналогичные тем, которые принимались с 1932 года, по их мнению, могли быть приняты и раньше — в 1930−м или 1931 году. По подсчётам экономистов-исследователей Великой депрессии Коула и Оханиана, без мер администрации Рузвельта по сдерживанию конкуренции уровень восстановления 1939 года мог быть достигнут пятью годами раньше.

Наши рекомендации