Особенности современного монополизма в экономике Республики Беларусь

Ряшко В.А.

Научный руководитель –

Доцент экономических наук

Г.Г. Маслова

БГЭУ (Минск)

Особенности современного монополизма в экономике Республики Беларусь

Монополизация - объективно закономерный процесс в эволюции общественного производства. Но социальная значимость её проявлялась только в условиях рыночной экономики. Параллельно с развитием монополистических объединений происходила эволюция форм и методов конкурентной борьбы. Противоречивое единство монополии и конкуренции до сих пор присуще рыночной экономике. В настоящее время монополию определяют как «ситуацию, когда одна или несколько фирм в значительной степени или полностью контролируют всю или часть территории страны в ущерб интересам потребителей». Например, Белтелеком может являться монополистом в предоставлении некоторых услуг связи. Складывающаяся при современных уровнях и формах концентрации производства монополия - это не однотоварный производитель в той или иной отрасли, а многопрофильная многоотраслевая организация. Если ранее в её основе лежал контроль над рынком товаров, что осуществлялось путём достижения значительного эконмического потенциала отдельных концернов, то сегодня необходимо иметь монополию на НТП. В настоящее время для монополизации характерны: сосредоточение огромных богатств (1-2% ВНП) в руках тысяч владельцев; «администрирование» цен олигополиями, «лидерство в ценах»; установление более высоких цен на внутренних рынках по сравнению с ценами внешних рынков; создание скрытых картелей; сговоры продавцов. Монополистическая позиция фирмы зависит не от её абсолютных размеров, а от принадлежащей ей доли рынка. В большинстве стран эта доля составляет 25-70%.

Использование крупных монополий ведёт к:

1. Взвинчивание цен; манипулирование объемами производства, изъятие товара с целью создания искусственного дефицита;

2. Инфляция издержек производства; нарушение рыночного равновесия;

3. Снижение рентабельности производства; рост расходов на рекламу; упрощение маркетинга;

4. Торможение технического прогресса;

5. Манипулирование условиями поставок продукции в ущерб интересам покупателей; навязывание контрагенту условий, невыгодных или не относящихся к предмету договора;

6. Сознание ограничений по доступу на рынок;

7. Ограничение конкуренции через привязку цены, когда производитель обязывает торговые организации реализовать продукцию предприятия по единой цене (привязка «второй руки»)

8. Привязка эксклюзивности, когда одна из сторон берет на себя обязательство покупать товар только у другой стороны;

9. Снижение качества продукции;

10. Давление на коридоры государственной власти с целью получения льгот и субсидий за счёт государственной казни;

11. Перерастание экономической власти в политическую.

Эти формы монополистической деятельности ведут к конкретному злоупотреблению субъектом рынка своим доминирующим положением, что в большинстве стран подпадает под антимонопольное регулирование со стороны государства.

В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности - по содержанию, а по форме - чистая монополия и олигополия (наличия ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемость, но не идентичность). На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. В настоящее время более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам,3.1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю. Для большинства секторов республики характерен высокий уровень монополизма. Монополизм характерен для более 20 отраслей и подотраслей экономики РБ. В их числе машиностроение и металлообработка; химическая, лесная, деревообрабатывающая, топливная, лёгкая и другие промышленности.

Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг, например, «Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления, например,«Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Бсллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефл'егаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы.

Таким образом монополизм в промышленности обусловлен, с одной стороны, наличием узкоспециализированных крупных предприятий, производящих промежуточную и конечную продукцию (машиностроение, химическая промышленность),с другой – преобладанием средних и малых предприятий, выпускающих однородную продукцию, отсутствием жёсткой технологической зависимости от поставщиков, неразвитостью инфраструктуры - складской, бытовой, транспортной, информационной (лёгкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность).

Наши рекомендации