По мере возрастания понижается по мере неизменной независимо
Дохода возрастания дохода от величины дохода
Рис.9.3. Основные элементы налога
или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.
Налоговая система любой страны включает разные виды налогов, которые классифицируются следующим образом:
1. По объекту налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы физических и юридических лиц и на имущество. К ним относится налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог. Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее. Они перечисляются в налоговые органы предприятиями и фирмами, а фактически их оплачивает потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
2. По характеру объекта налогообложения налоги бывают на доходы, на прибыль, на имущество и т.д.
3. По соотношению между ставкой налога и доходом налоги бывают:
· прогрессивные, при которых ставка повышается по мере возрастания дохода;
· регрессивные, при которых ставка понижается по мере возрастания дохода;
· пропорциональные, при которых ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.
4. В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают в государственный бюджет и используются для общегосударственных нужд. Специальные имеют строго целевое назначение.
5. В соответствии с тем, кто является плательщиком налога, различают налоги с физических и юридических лиц.
Кроме того, различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы госбюджета, а местные поступают в региональные и городские бюджеты.
Налоговые системы разных государств имеют различную структуру. Так, в странах с развитой рыночной экономикой в доходах госбюджета велика доля прямых налогов, в странах с развивающейся рыночной экономикой, наоборот, значителен удельный вес косвенных налогов.
В Беларуси новая, ориентированная на рынок, система налогообложения была введена в действие в соответствии с Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» в 1992 г. За прошедшее с тех пор время она неоднократно совершенствовалась: изменялись некоторые налоги, налоговые ставки, налоговые льготы и т.д. Однако основные виды налогов остались неизменными. Так, в настоящее время действуют следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и доходы, налог на недвижимость, подоходный налог с граждан, экологический налог, земельный налог и др. В налоговых поступлениях в госбюджет преобладают косвенные налоги, а это свидетельствует о том, что налоговая система Республики Беларусь выполняет в большей мере фискальную, нежели стимулирующую функцию.
Между величиной налоговых поступлений в госбюджет и размером налоговых ставок существует зависимость, которая графически изображается в виде кривой, получившей имя американского экономиста А. Лаффера, анализировавшего эту зависимость (рис.9.4).
Согласно кривой Лаффера ставка налога r0, равная 50% (точка М) является оптимальной. При такой ставке налога достигается максимальная сумма налоговых поступлений (R0). При более высокой ставке налога r1 (точка N) резко снижается деловая активность предприятий (фирм) и работников, доходы начинают перетекать в «теневую» экономику, а налоговые поступления в бюджет заметно сокращаются до R1. При ставке, равной 100%, государство ничего не получит, так как никто не будет заинтересован работать.
Ставка налога
100%
r1 N
50% M
r0
0
R1 R0 Налоговые поступления
Рис. 9.4. Кривая Лаффера
9.4. Фискальная политика государства. Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политика – это комплекс государственных мер по регулированию национальной экономики с помощью государственных расходов и налогов. По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада производства для его оживления путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, для чего прибегают к сокращению правительственных расходов и увеличению налогов.
По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику, или политику встроенных стабилизаторов. В основе автоматической фискальной политики лежит механизм встроенных стабилизаторов, под которыми понимаются меры, заставляющие экономику работать в режиме саморегулирования.
Встроенные стабилизаторы автоматически реагируют на изменения в экономике без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: автоматические изменения налоговых поступлений, изменение системы пособий по безработице и социальных выплат. Так, в период спада в экономике снижение налогов будет его тормозить, потому что происходит увеличение совокупного спроса. Во время экономического подъема увеличение налогов уменьшит совокупный спрос. Что касается пособий по безработице и различных социальных выплат, то они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема экономики и сокращения безработицы выплата различных пособий либо прекращается, либо уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Однако встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы преодолеть циклические колебания в экономике. С этой целью государство проводит дискреционную фискальную политику – сознательные, целенаправленные изменения в области государственных расходов и налоговой системе. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются: уменьшение государственных расходов, изменение налоговых ставок. Увеличение государственных расходов ведет к расширению совокупного спроса, а их уменьшение – к его сокращению. В свою очередь, увеличение налоговых ставок ведет к снижению реальных доходов предприятий, фирм и населения и, следовательно, к сокращению их расходов и совокупного спроса. Снижение налоговых ставок расширяет совокупный спрос.
Фискальная политика в Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: проведение сдерживающей фискальной политики, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; дефицит государственного бюджета, осложняющий проведение действенной фискальной политики.
На протяжении последних лет перед фискальной политикой в Республике Беларусь стояли следующие цели: плавное протекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно-налоговая политика носила «фискально-защитный» характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социальной защиты населения, прямой поддержки предприятий (фирм) и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно – высоких налогов.
В результате возникло явление «усталости» национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно-инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.
С целью устранения данных недостатков современная фискальная политика в Беларуси предполагает следующее:
· рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;
· создание защиты от двойного налогообложения;
· достижение справедливости в налогообложении;
· принятие мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов;
· разграничение республиканских и местных налогов;
· сокращение неэффективных бюджетных расходов;
· использование практики бюджетного секвестрирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования и науки;
· использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации (создания сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия) и унификации (согласования ставок основных налогов и их видов) налоговых систем в рамках СНГ и ЕС.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Финансы - это экономические отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, с помощью которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.
Финансовый сектор - важнейшая сфера национальной экономики, базирующаяся на системе финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов в соответствии с нуждами национальной экономики.
Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Государственный бюджет является, таким образом, самым крупным макроэкономическим денежным фондом, который использует правительство страны для финансирования своей деятельности.
Бюджетный дефицит – это состояние государственного бюджета, при котором его расходы превышают его доходы.
Бюджетный профицит - это состояние государственного бюджета, при котором его доходы превышают его расходы.
Государственный долг - это общая сума задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.
Налогообложение - процесс изъятия и присвоения государством заранее определенной и установленной в законодательном порядке части доходов участников национальной экономики в виде налогов.
Налог - это платеж, который подлежит обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства.
Фискальная политика - это комплекс государственных мер по регулированию национальной экономики с помощью государственных расходов и налогов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы принципы построения и структура финансового сектора?
2. Что такое государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг?
3. Чем отличается автоматическая фискальная политика от дискреционной фискальной политики?
4. Каковы основные виды налогов?
5. Какие основные функции выполняют налоги?
6. Почему государство вынуждено прибегать к займам?
ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Если правительство предполагает повысить уровень реального ВВП, оно может:
а) снизить налоги;
б) снизить государственные закупки товаров и услуг;
в) снизить уровень бюджетного дефицита;
г) верны ответы а) и г).
2. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
а) сумму активов государства превышают размеры его обязательств;
б) сумма расходов государства превышает доходы;
в) расходы государства уменьшаются;
г) обязательства государства превышают его активы.
3. Правительственная политика в области государственных расхо- дов и налогообложения называется:
а) политикой, основанной на количественной теории денег;
б) монетарной политикой;
в) деловым циклом;
г) фискальной политикой;
д) политикой распределения доходов.
4. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:
а) доходы от государственной собственности;
б) налог на наследство;
в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;
г) налог на добавленную стоимость;
д) таможенные пошлины;
е) налог на имущество;
ж) социальные взносы;
з) налог на операции с ценными бумагами;
и) налог на прибыль компаний;
к) налог на личные доходы.
5. Назовите в порядке значимости четыре главных статьи расходов государственного бюджета из перечисленных ниже:
а) административно-управленческие расходы;
б) выплаты по государственному долгу;
в) займы и помощь иностранным государствам;
г) расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование;
д) оборона;
е) затраты на хозяйственные нужды;
ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.
6. Какие из перечисленных ниже налогов могут быть перенесены на конечного потребителя:
а) акцизы;
б) налоги на наследство и дарения;
в) налог на прибыль компаний;
г) налог на добавленную стоимость;
д) налог на личные доходы;
е) социальные взносы.
7. Финансовый план государства называется:
а) государственным долгом;
б) государственным бюджетом;
в) государственным планированием;
г) налогообложением.
8. Дефицит госбюджета может финансироваться путем:
а) эмиссии денег;
б) размещения государственных ценных бумаг;
в) получения кредита из Международного валютного фонда;
г) все перечисленное верно.
9. Кривая Лаффера показывает связь между:
а) количеством семей (в процентном выражении) и частью дохода (в процентном выражении), получаемой этим количеством семей;
б) размером дефицита госбюджета и темпом инфляции в стране;
в) налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;
г) размерами теневой экономики и величиной бюджетного дефицита.
Задание 1. ВВП равен 10 млрд. долларов. Сумма налогов составляет 15 % от величины ВВП. Государственные расходы равны 2 млрд. долларов. Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или профицитом.
Задание 2. В газете сообщается, что богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. О каком виде налогов идет речь?
Задание 3. Рассчитайте на основе данных таблицы средние налоговые ставки:
Доход, ден. ед. | Налог, ден. ед. | Средняя налоговая ставка, % |
Каким является данный налог?
ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 9
Тесты: 1.- а); 2.- б); 3.- г); 4.- к), ж), г), и); 5.- д), е), ж), г); 6.- а), г); 7.- б); 8.- г); 9.- в).
Задание 1. Дефицит государственного бюджета составит 500 млн. долларов.
Задание 2. Речь идет о прогрессивном налоге.
Задание 3.
Доход, ден. ед. | Налог, ден.ед. | Средняя налоговая ставка, % |
- | ||
Данный налог является прогрессивным, потому что средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.
Тема 10. Денежный рынок. Денежно-кредитная система
Цель темы – охарактеризовать механизм современного денежного обращения и функционирования денежного рынка, раскрыть суть денежно-кредитных отношений, выявить место и роль банковской системы в национальной экономике, показать регулирующее воздействие инструментов монетарной политики на развитие макроэкономических процессов.
План темы
10.1. Современное денежное обращение и денежный рынок.
10.2 Кредит и современная кредитная система государства.
10.3. Банковская система и ее структура. Основные функции и операции банков.
10.4. Монетарная (денежно-кредитная) политика и ее инструменты. Основные направления монетарной политики в Республике Беларусь.