Анализ внешней среды организации (SWOT-анализ)
Одним из самых лучших и в то же время достаточно эффективных методов проведения анализа предприятия является использование SWOT – анализа. SWOT – аббревиатура из английских слов strength - сила, weakness – слабость, opportunity – возможность, threat – опасность. Эта самая грубая структуризация, которая заключается в том, что сначала весь мир делится на две части – внешнюю среду и саму компанию (предприятие), а затем события в каждой из этих частей подразделяются на благоприятные и неблагоприятные. Этот анализ иногда также называют ситуационным анализом [Попов. Стратегический менеджмент].
Сильные и слабые стороны идеи – это те характеристики идеи, которые могут быть проконтролированы руководителем предприятия, и на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени. При проведении SWOT – анализа рассматриваются следующие факторы:
- организационные (организационно – правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);
- маркетинговые (место расположение, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент, конкуренты);
- технические (производственные фонды, состояние и ресурсы);
- финансовые (наличие собственных средств);
- кадровые (навыки и профессиональные недостатки).
Возможности и опасности – это те характеристики, которые находятся вне контроля предприятия и могут повлиять на результат в будущем. Здесь учитываются следующие факторы:
- экономическая среда;
- политическая среда;
- социально – культурная среда;
- технологическая среда;
- демографическая среда.
Технология проведения SWOT – анализа следующая. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей для данной организации и ее конкурентов. При составлении матрицы SWOT – анализа важно обратить внимание на следующие моменты:
1. Сильные и слабые стороны должны указываться относительно конкретного анализируемого предприятия. Если характеристика «изношенность оборудования» свойственна не только анализируемому предприятию, но и всем конкурентам, то она не указывается в качестве слабой стороны анализируемого предприятия, а будет является угрозой (опасностью) для всех предприятий-конкурентов.
2. Возможности и угрозы указываются относительно всех конкурентов. Если определенная возможность есть только у анализируемого предприятия, то это не является возможностью для всех предприятий, а является сильной стороной этого предприятия.
После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей организации, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рисунок 3).
Возможности 1. 2. 3. | Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны 1. 2. 3. .. | ПОЛЕ «СИВ» | ПОЛЕ «СИУ» |
Слабые стороны 1. 2. 3. . | ПОЛЕ «СЛВ» | ПОЛЕ «СЛУ» |
Рисунок 3 – Матрица SWOT
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Пример представления матрицы SWOT для предприятия, компании ООО «Омега», занимающейся реализацией программного обеспечения (рис.4).
Рисунок 4 – Матрица SWOT для ООО «Омега»
На основании матрицы SWOT – анализа ООО «Омега» можно выявить следующие направления развития деятельности предприятия:
- повышение уровня подготовки партнеров по продажам и самих сотрудников ООО «Омега»;
- усиление рекламы;
- пропаганда использования лицензионных продуктов;
- открытие нового представительства в Дагестане или Карачаево-Черкессии;
- совершенствование схемы управления компаний при увеличении числа филиалов.