Обоснование экономической эффективности рекомендаций/предложений, сформулировыванных
по итогам дипломной работы (проекта)
Экономическая эффективность мероприятий, предложенных в Главе 3 дипломной работы (проекта), расчитывается без учета фактора времени по следующим общим экономическим показателям:
- экономический эффект от реализации мероприятия;
- срок окупаемости затрат на мероприятия;
- рентабельность затрат на мероприятия.
- годовая экономия от мероприятия
Дополнительно могут расчитываться частные показатели экономической эффективности мероприятий к кторым можно отнести:
- рост производительности труда;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- рост фондоотдачи;
- снижение ресурсоемкости производства.
Экономический эффект (прибыль, доход) от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:
Эф (ΔП) = ΔВ - З,
где Эф (ΔП) – годовой экономический эффект (прирост прыбыли), руб.;
ΔВ – прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;
З – затраты на мероприятие, руб.
Срок окупаемости может быть рассчитан по формуле:
Ток = З/Эф,
где З – затраты на мероприятие, руб.;
Эф – годовой экономический эффект, руб.;
При этом, для оценки целесообразности реализации мероприятия рассчитанный срок окупаемости необходимо сравнить с нормативным. Нормативный срок принимается равным трем годам.
Рентабельность затрат показывает, какой процент дополнительной прибыли дает каждый вложенный рубль инвестированных средств и рассчитывается по формуле:
Рз = (Эф (ΔП) / З)*100%,
где Эф (ΔП) – годовой экономический эффект (прирост прыбыли), руб.;
З – затраты на мероприятия, руб.;
При оценке по этому показателю эффективность затрат на мероприятия будет доказана, если величина рентабельности будет выше нормативной. Нормативная рентабельность может устанавливаться несколькими путями:
· в качестве норматива может приниматься устоявшаяся рентабельность предприятия;
· норматив можно определить, как среднестатистическую величину рентабельности предприятий в отрасли;
· если эти величины не известны, для оценки может использоваться процент доходности по банковским депозитам.
Годовая экономия от мероприятия может быть рассчитана как разница затрат до внедрения мероприятия и после его внедрения по отдельным изменяющимся статьям калькуляции себестоимости продукции.
Пример 1.Оценка эффективности мероприятий по увеличению объемов реализации продукции торгового предприятия
С целью увеличения объемов реализации продукции предлагается:
- Проведерние индивидуальных и коллективных соревнований для продавцов по технике личных продаж.
- Организация и проведение акций по продвижению сезонных товаров.
1. Проведерние индивидуальных и коллективных соревнований для продавцов.Предполагается, что в ходе соревнований продавцы должны установить свой собственный рекорд по продажам тех или иных товаров. При этом администрацией торгового предприятия устанавливается премиальный фонд размером 95 тыс.руб.
Эффективность данного мероприятия оценивается через предполагаемый прирост объема реализации продукции. Его величина может быть определена с помощью экспертной группы (10 человек), состоящая из администрации и продавцов торгового предприятия.
Экспертам дают ответ на следующие вопросы:
1. Как Вы считаете, сколько потенциальных потребителей (в процентах от общего числа) посетят магазин?
2. На сколько увеличиться объем реализации продукции зв год в результате организации и проведения соревнований между продавцами?
Результаты опроса систематизируются в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 - Прогноз результатов проведения опроса
Показатель | Мнение экспертов | Среднее значение показателя | |||||||||
Прирост величины объема реализации (выручки), % | 1,9 | 2,1 | 1,6 | 2,0 | 1,9 | 2,1 | 1,8 | 1,6 | 2,0 | 1,7 | 1,9 |
Таким образом, по мнению результате проведения соревнований между продавцами объем реализации продукции увеличится на 1,9% за год.
Произведем расчет экономической эффективности по первому мероприятию. Результаты расчета показателей экономической эффективности мероприятия сведем в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 - Исходные данные для расчета показателей экономической эффективности мероприятия №1
№ п/п | Показатель | Единица измерения | Буквенное обозначение | Числовое значение |
1. | Объем реализации до внедрения мероприятия (определяется по результатам анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия, см.: Гл.2) | тыс. руб. | Ор1 | |
2. | Объем реализации после внедрения мероприятия (определяется на основе результатов экспертной оценки, см. выше) | тыс. руб. | ОР2= ОР1*1,019 (1,9%) | |
3. | Прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия | тыс. руб. | ΔВ(ΔП) = ОР2 - ОР1 | |
4. | Затраты связанные с проведением мероприятия (премиальный фонд) | тыс. руб. | З |
Годовой экономический эффект от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:
Эф = ΔВ - З,
где Эф – годовой экономический эффект, руб.;
ΔВ – прирост выручки (прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;
З – затраты на мероприятие, руб.
Итак, З = 95 тыс.руб.; ΔВ = 75954 тыс.руб – 74538 тыс.руб = 1416 тыс.руб; Эф = ΔВ - З = (75954 тыс.руб - 74538 тыс.руб) - 95 тыс.руб = 1416 тыс.руб - 95 тыс.руб = 1321 тыс.руб.
Далее рассчитаем срок окупаемости мероприятия, который представляет собой период, необходимый для возврата затрат связанных с проведением мероприятия за счет притока денежных средств от его осуществления. Срок окупаемости определяется делением суммы затрат связанных с проведением мероприятия на величину притока денежных средств.
Срок окупаемости мероприятия определяется по формуле:
Ток = З/ΔВ,
где З – затраты на мероприятие, руб.;
ΔВ – прирост выручки (прибыли) за счет реализации мероприятия, руб./год (период).
Итак, З = 95 тыс.руб; ΔВ = 75954 тыс.руб – 74538 тыс.руб = 1416 тыс.руб; Ток = К/ΔВ = 95 тыс.руб /1416 тыс.руб = 0,06; 365 дней * 0,07 = 26 день. Данным расчетом подтверждается окупаемость мероприятия менее чем за один месяц от начала его реализации.
2.Организация и проведение акции по продвижению сезонного товара.Предполагается, что проведение данного мероприятия будет способствоать увеличению сбыта сезонной продукции. Так например, в летнее время, по мнению экспертов, большим спросом будет пользоваться следующая продукция: кондиционеры, морозильные камеры, видеокамеры и другие товары.
Для организации акции по продвижению сезонного товара необходимо разработать рекламные листовки для привлечения потенциальных покупателей сезонного товара (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3 – Организация акции по продвижению сезонного товара
№ п.п. | Мероприятие | Затраты | Срок реализации | Ответствен-ный |
Разработка дизайн-макета листовок акции | 5 000 | февраль 2016 г. | отдел маркетинга | |
Печать листовок | 40 000 | март 2016 г. | отдел маркетинга | |
Итого: | 45 000 |
Эффективность данного мероприятия оценивается через предполагаемый прирост объема реализации продукции. Его величина определяется на основе статистических данных (экспетрным путем или на основании предыдущего опыта, или практики работы конкурирующих торговых организаций, а именно конкурирующих торговых сетей магазинов различных марок: «Техносила», «МИР» и «Медиа Маркт» в г.о. Тольятти и в г. Самара), использующих данный элемент коммуникации. Предполагаемая величина объема реализации по экспетрным оценкам составляет 1,6%.
Далее проведем расчет экономической эффективности по второму мероприятию, а именно по организации акции связанной с продвижением сезонного товара.
Затраты связанные с организацией акции складываются из:
1. Разработка дизайн-макета листовок акции - 5 тыс.рублей.
2. Печать листовок - 40 тыс.рублей.
Общие затраты организации акции составляют 45 тыс.руб. Исходные данные для расчета экономической эффективности мероприятия систематизированы в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Исходные данные для расчета показателей экономической эффективности мероприятия
№ п/п | Показатель | Единица измерения | Буквенное обозначение | Числовое значение |
1. | Объем реализации до внедрения мероприятия (определяется по результатам анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия, см.: Гл.2) | тыс. руб. | Ор1 | |
2. | Объем реализации после внедрения мероприятия (определяется на основе результатов экспертной оценки, см. выше) | тыс. руб. | Ор2 | |
3. | Прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия | тыс. руб. | ΔВ(ΔП) = ОР2 - ОР1 | |
3. | Единовременные затраты на рекламу | тыс. руб. | З |
Годовой экономический эффект от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:
Эф = ΔВ - З,
где Эф – годовой экономический эффект, руб.;
ΔВ – прирост выручки (прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;
З – затраты на мероприятие, руб.
Итак, З = 45 тыс.руб.; ΔВ = 75731 тыс.руб – 74538 тыс.руб = 1193 тыс.руб; Эф = ΔВ - К = (75731 тыс.руб - 74538 тыс.руб) - 45 тыс.руб = 1193 тыс.руб - 45 тыс.руб = 1148 тыс.руб.
Далее рассчитаем срок окупаемости мероприятия, который представляет собой период, необходимый для возврата затрат связанных с проведением мероприятия за счет притока денежных средств от его осуществления. Срок окупаемости определяется делением суммы затрат связанных с проведением мероприятия на величину притока денежных средств.
Срок окупаемости мероприятия определяется по формуле:
Ток = З/ΔВ,
где З – затраты на мероприятие, руб.;
ΔВ – прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия, руб./год (период).
Итак, З = 45; ΔВ = 75731 – 74538 = 1193; Ток = З/ΔВ = 45/1193 = 0,04; 365 дней * 0,06 = 15 дней. Данным расчетом подтверждается окупаемость мероприятия за ½ месяца от начала его реализации.
Сведем расчитанные показатели экономической эффективности проектируемых мероприятий в таблицу 3.5.
Таблица 3.5 - Сводная таблица показателей экономической эффективности мероприятий
Мероприятия | Затраты, тысяч рублей | Дополнительная выручка, тысяч рублей | Годовой эффект, тысяч рублей | Срок окупаемости мероприятия |
Организация и проведение соревнований между продавцами | 0,07 | |||
Организация и проведение акции по продвижению сезонного товара | 0,04 |
Вывод: Таким образом, расчет экономической эффективности предложенных мероприятий показал, что затраты на их реализацию окупаются в течение месяца. В дополнение к этому реализация данных мероприятий позволит торговому предприятию увеличить объемы продаж в условиях экономического кризиса и усиления конкуренции на рынке бытовой техники и электроники в городе Тольятти.
В дополнение к этому в выпускной квалификационной работе могут расчитываться прогнозные значения основных технико-экономических показателей хозяйственной деятельности организации до и после внедрения мероприятий, как результат улучшения деятельности организации.
Для сравнения технико-экономических показателей необходимо обобщить данные из утвержденных форм отчетности предприятий и организаций в таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели проекта до и после внедрения мероприятий
Показатель | До внедрения мероприятий | После внедрения мероприятий | Изменения (+) абсолютные | Изменения ( + ) отн.,% (темп прироста) |
4 = 3-2 | 5=4:2*100 | |||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. (Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»*) | ||||
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. | ||||
3. Валовая прибыль (убыток) стр.3=стр.1-стр.2 | ||||
4. Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб. | ||||
5. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. (Стр.5=стр.2+стр.4) | ||||
6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (Стр. 6 = стр.3-стр.4) | ||||
7. Сальдо прочих доходов (+) и расходов (-), тыс. руб. | ||||
8. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (Стр.8=стр.6 +/- стр. 7) | ||||
9. Текущий налог на прибыль, тыс. руб. | ||||
10. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (Стр. 10=стр.8-стр.9) | ||||
11. Стоимость основных средств, тыс. руб. | ||||
12. Стоимость активов, тыс. руб. | ||||
13. Собственный капитал, тыс. руб. | ||||
14. Заемный капитал, тыс. руб. | ||||
15. Численность ППП, чел. | ||||
16.Выручка на одного работника (производительность труда), тыс. руб/чел.. (Стр.16=стр.1/стр.15) | ||||
17. Фондоотдача, руб. (Стр.17=стр.1/стр.11) | ||||
18. Оборачиваемость активов, кол. раз (Стр.18=стр.1/стр.12) | ||||
19. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (Стр.19=стр.10/стр.13)*100 | ||||
20. Рентабельность продаж, % (Стр.20=стр.6/стр.1)*100 | ||||
21. Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, руб. (Стр.21=стр.5/стр.1) |
* Схема формирования чистой прибыли представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема формирования чистой прибыли в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах»