Экономическое обоснование предложений и рекомендаций

Прежде чем приступить к написанию экономической части выпускной работы, студент должен представить преподавателю-консультанту следующий перечень данных:

1) название и организационно-правовая форма предприятия;

2) краткая история развития;

3) организационная структура управления, схема;

4) организация оплаты труда;

5) специализация предприятия;

6) номенклатура оказываемых услуг и выпускаемых турпродуктов;

7) связь предприятия с другими фирмами (предприятиями общественного питания, гостиницами и другими средствами размещения, транспортными организациями и т.п.);

8) прямые и переменные затраты на производство турпродукта, услуги;

9) налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

10) расчет цены турпродукта, услуги;

11) ценовая политика предприятия;

12) использование скидок;

13) основные конкуренты;

14) поставщики и посредники;

15) контактные аудитории;

16) каналы сбыта;

17) рекламные кампании.

Направления экономической части

С учетом темы выпускной работы экономическая часть может носить управленческий, маркетинговый характер; в ней может быть рассчитан экономический эффект от предлагаемого мероприятия, от внедрения нового оборудования, обоснована целесообразность.

В зависимости от темы выпускной работы и предложений студента, содержание экономической части определяется консультантом соответствующего раздела. Однако в том или ином случае автор должен самостоятельно решать поставленные задачи и рассчитывать только на консультационную помощь преподавателя в части предлагаемых методик.

Если экономическая часть носит управленческий характер, то в области менеджмента студентом могут быть обоснованы мероприятия в части совершенствования организации труда, оптимизации организационной структуры управления, управление персоналом и ряд других.

В области маркетинга – изменение ассортимента выпускаемых услуг, разработка ценовой политики предприятия, внедрение скидок, организация новых каналов сбыта; планирование рекламных кампаний, организация работы турагентов и другие. Маркетинговая целесообразность означает, что предлагаемые мероприятия:

– повышают конкурентоспособность предприятия;

– увеличивают рыночную долю предприятия;

– улучшают имидж и деловую репутацию турфирмы;

– другое.

Экономическая эффективность мероприятий может заключаться в следующих выгодах:

– экономия ресурсов;

– снижение себестоимости турпродукта, услуги;

– повышение отдачи от использованных ресурсов.

Следует иметь в виду, что некоторые мероприятия могут иметь не только экономический, но и социально-экономический эффект, то есть пользу для общества, для жителей регионов.

Организационно-экономическая характеристика

Предприятия

В данном разделе необходимо осветить следующие вопросы:

– название и организационно-правовая форма рассматриваемого или планируемого предприятия;

– краткая история развития;

– организационная структура управления;

– специализация предприятия;

– номенклатура оказываемых услуг и выпускаемых турпродуктов;

– связь предприятия с другими фирмами (предприятиями общественного питания, гостиницами и другими средствами размещения, транспортными организациями и т.п.).

5.3 Оценка экономической эффективности тура (вариант)

Определение экономической эффективности туристского продукта предполагает расчет следующих экономических показателей:

– суммы реализации турпродукта;

– прямые и переменные затраты на производство турпродукта;

– маржинальный доход от реализации турпродукта;

– постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;

– валовой прибыли;

– налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

– чистой прибыли фирмы от реализации турпродукта.

Процесс определения экономической эффективности турпродукта включает в себя три основных этапа:

1) расчет себестоимости турпродукта;

2) расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;

3) оценку экономической эффективности турпродукта.

5.3.1 Расчет себестоимости тура

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом Государственного ко митета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210.

К переменным (прямым и косвенным) затратам относятся: стоимость размещения туристов в гостинице, стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стоимость экскурсий, стоимости трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленческого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехозяйственные расходы.

При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой четко определяется количество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказывает ее классность и месторасположение.

Стоимость проживания за весь тур находится путем умножения стоимости проживания за одни сутки на количество ночевок по формуле:

Rпр.т. = Rпр.с. ´Nноч., (1)

где Rпр.с – стоимость проживания в сутки;

Nноч.– количество ночевок в гостинице.

В составе тургруппы могут быть туристы, которые вы берут вариант размещения с ребенком или с третьим взрослым в номере. В этом случае, при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взросло го в номере и т.д.), полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:

Rпр.ск. = Rпр. ´ (100% - Сск.) / 100, (2)

где Rпр.– полная стоимость проживания;

Сск– величина скидки в процентах.

При организации питания туристов могут применяться системы питания: полный пансион (завтрак, обед, ужин), полупансион (завтрак и обед или обед и ужин), только завтрак.

Расчет цены питания одного туриста проводится путем суммирования стоимости комплексного обеда и завтрака (ужина).

Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления.

При поездках внутри России или в сопредельные государства на расстояния до 300-400 км чаще всего используется автобусный транспорт, который может принадлежать турфирме или арендоваться у автотранспортного предприятия. Арендная плата может быть двух видов: почасовая или покилометровая.

Если данный туристский маршрут выполняется нерегулярно, то транспорт целесообразнее использовать по разовым заказам, если же тур совершается регулярно в течение какого-то периода времени, то транспорт целесо образнее использовать на основании долгосрочных договоров между турфирмой и автотранспортным предприятием. Стоимость арендной платы складывается из суммы оплаты проезда в каждый населенный пункт тура.

Общая стоимость арендной платы туристского автобуса отражается в таблице 1.

Таблица1 – Стоимость аренды туристского автобуса

Населенный пункт Затраты на аренду автобуса, руб.
   
   
   
ИТОГО:  

Подсчитав общую стоимость транспортной услуги за весь тур, определяем стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды по формуле:

Rпер.1= Rар / Nтур, (3)

где Rар– стоимость аренды автобуса (полная);

Nтур– количество туристов в группе.

Если турфирма использует собственный автобус, необходим расчет расходов на топливо и горюче-смазочные материалы:

Расход топлива рассчитывается по формуле:

Зт.ден=(Нт . Lобщ . Цт) / 100, (4)

где Нт – норма расхода топлива на 100 км пробега, л;

Lобщ – расстояние, км;

Цт – цена топлива за 1 л.

Расход на горюче-смазочные материалы составляют, примерно, треть от затрат на топливо:

Згс=(Нг-м . Lобщ . Цг-м) / 100, (5)

где Нг-м – норма расхода горюче-смазочных материалов на 100 км пробега, л;

Цг-м – цена горюче-смазочных материалов за 1 л.

В случае разрабатываемого тура экскурсионной направленности в стоимость обязательно входит оплата экскурсионных услуг, которая не зависит от количества туристов в группе. Экскурсоводом может быть и руководитель туристской группы, но полноценнее экскурсию сможет провести штатный работник объекта экскурсионного показа.

Стоимость экскурсионных услуг отражается в таблице 2.

Таблица 2 – Стоимость экскурсионного обслуживания

Населенный пункт Экскурсионные объекты Затраты на услуги экскурсоводов, руб.
     
Итого:    

Стоимость экскурсий в расчете на одного туриста определяется по формуле:

Rэкск1 = Rар/ Nтур, (6)

где Rар – стоимость экскурсии (полная);

Nтур– количество туристов в группе.

В полную стоимость тура входят комиссионные турагентам в виде процента к общей стоимости тура, а также затраты на руководителя туристской группы.

Расходы на руководителя группы определяются по формуле:

Rр.гр. = (Rпр.р.г. + Rпит.р.г. + Rком.р.г. + Rстр.)/ Nтур, (7)

где Rnр.р.г. – затраты на проживание руководителя группы;

Rпит.р.г– затраты на питание руководителя группы;

R ком.р.г.– затраты на оплату командировочных руководителя группы;

Rстр.– затраты на оплату страховки руководителя группы;

Nтур .– количество туристов в группе.

Таким образом, на основании затрат на туристское обслуживание рассчитаем себестоимость тура на одного туриста путем суммирования всех стоимостей, отнесенных на одного туриста по формуле:

Sт. = Rпр. +Rпит +R пер. + Rэкс.+Rр.г. (8)

5.3.2 Определение цены тура и доходов от его реализации

В условиях рыночных отношений сильным регулятором цен является сам рынок, где цена определяется в результате сочетания спроса и предложения. Для упрощения расчета цены разрабатываемого туристского маршрута пользуются методом «затраты плюс прибыль». Окончательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы.

В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя данного тура будет определяться по формуле:

Ц1= Sогр.´Крент. , (9)

где Ц1– цена турпутевки для конкретного покупателя;

Sогр.. – себестоимость (ограниченная) данной турпутевки для фирмы;

Крент.. – установленный коэффициент рентабельности.

В практике экономических расчетов устанавливают 15-20 %-ный коэффициент рентабельности.

По данной формуле рассчитывается цена турпутевок для различных условий размещения с учетом сезонной скидки.

Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. Маржинальный доход – это величина, выражающая разницу между ценой турпутевки и ее себестоимостью.

Маржинальный доход от продажи одной путевки находится по формуле:

Мтур = Цпр.1 – Sогр.1 . (10)

Для расчета совокупного маржинального дохода, получаемого фирмой за весь тур, необходимо определиться с расчетной численностью группы. Обычно при планировании (разработке тура) турфирма устанавливает минимальную численность группы, которую принимает за основу во всех плановых экономических расчетах, а также при обосновании эффективности разрабатываемого тура. Обычно она составляет 40 человек.

Маржинальный доход рассчитывается для каждого вида размещения, при этом, если тур является новым и по нему нет статистики, считается, что тот или иной вид размещения выберут одинаковое количество туристов. Маржинальный доход фирмы от продажи всего тура определяется как сумма маржинальных доходов проданных турпутевок по данному туру.

Для расчета годового маржинального дохода фирмы от данного тура необходимо спрогнозировать общее количество туров, которое может организовать турфирма в течение года. Такими прогнозами занимается маркетинговая служба туристской фирмы.

Годовой маржинальный доход определяется по формуле:

Мгод = Мтур´ Nтур , (11)

где Mтур– маржинальный доход одного тура;

Nтур – общее количество туров за год.

Для упрощения расчетов принимают, что фирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оплату своих постоянных издержек и что эта часть составляет 30 %. Величина постоянных издержек, приходящихся на данный тур, и валовая прибыль тура в этом случае определяется по формуле:

Rп.тур = Мтур´30 % / 100, (12)

где Rп.тур.– постоянные издержки, приходящиеся на данный тур;

Мтур. – маржинальный доход тура.

Величина валовой прибыли рассчитывается по формуле:

Пв.тур.= Мтур – Rп.тур. , (13)

гдеПв.тур. – валовая прибыль данного тура;

Мтур – маржинальный доход данного тура;

Rп.тур.– постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.

Годовая валовая прибыль от тура определяется:

Пв.год.= Пв.тур´ Nтур , (14)

где Пв. год– валовая прибыль данного тура за год;

Пв.тур– валовая прибыль данного тура;

Nmур – количество туров за год.

Для определения чистой прибыли за год от тура необходимо из значения валовой прибыли за год вычесть величину налога на прибыль. Налоговое отчисление из прибыли рассчитывается по формуле:

Пч.год.= Пв.год –(Пв.год. ´Нал.ст)/ 100 %. (15)

Для оценки экономической эффективности необходимо знать общий доход от продажи тура в течение года. Доход тура определяется по формуле:

Дтур = Ц1´ Nгр, (16)

где Ц1 – цена путевки,

Nтур– количество туристов в группе.

Сумма продаж туров за год находится по формуле:

Sпр.= Дтур.´ Nтур. , (17)

где Sпр. – сумма продаж туров за год;

Дтур – доход одного тура;

Nтур– количество туров за год.

В результате произведенных расчетов определилась цена разрабатываемого тура и доход от его реализации.

В следующем пункте экономической части выпускной работы необходимо оценить экономическую эффективность тура.

5.3.3 Расчет экономической эффективности тура

Оценить экономическую эффективность разрабатываемого турпродукта можно с помощью показателей прибыльности и рентабельности продукции. Затраты туристской фирмы имеют свою специфику. Она заключается в том, что все переменные затраты являются «чужими» и возмещаются при покупке турпродукта, а за счет фирмы возмещаются только постоянные из держки. Исходя из этого показатели прибыльности и рентабельности определяются по формулам:

Ппр. = Пв.год/ Мгод´100 %, (18)

где Пв год– валовая прибыль данного тура за год;

Мгод– годовой маржинальный доход.

Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение маржинального дохода с одного тура к себестоимости тура:

Рпр. = М1. / S. ´100 %. (19)

Полученные в ходе расчетов данные оформляются в сводную таблицу 3.

Таблица 3 – Основные экономические показатели тура

Показатель Единицы измерения Величина показателя
Стоимость проживания Стоимость питания одного туриста Общая стоимость арендной платы туристского автобуса Стоимость экскурсионного обслуживания 1 туриста Расходы на руководителя группы Себестоимость тура Цена туристской путевки Годовой маржинальный доход Годовая валовая прибыль Годовая чистая прибыль Доход от реализации Сумма продаж Показатель рентабельности тура руб. руб. руб.   руб.   руб. руб. руб. руб. руб. руб. руб. руб. %  

По результатам проведенных расчетов делаются выводы о целесообразности предлагаемого тура, внедрение которого принесет туристскому предприятию позитивные изменения.

Наши рекомендации