Основные элементы проектирования организации
Организация -структура, возникающая в результате преднамеренной договоренности об объединении людей для достижения определенной цели.
Основные элементы проектирования организации:
Разделения труда или специализация.-установление рационального производственного профиля и закрепление определённых работ по признаку их технической однородности,сложности.
Департаментализация или кооперация.-процесс объединения выделенных рабочих мест, операций и полномочий в структурные подразделения (департаменты) в соответствии с каким-либо признаком
Централизация(концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководства)и децентрализация.-(делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления.
Формализация.-принцип организации, действие которого обусловлено необходимостью регулирования поведения людей и установление рамок деятельности (степень регуляции деятельности организации с помощью определённых правил)
Командная цепочка.-неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех членов организации и задающая отношения подчинённости между ними.
Норма управляемости.-оптимальное количество подчинённых, которыми может эффективно управлять менеджер.
Дифференциация (деление работ между частями или подразделениями, чтобы каждая работа получила степень завершённости) и интеграция.(уровень сотрудничества, осуществляемого между частями или пожразделениями)
Типы организационных структур(зависит от характера связей между подразделениями организации)
49.Сущность формирования департаментов и основные подходы к разработке структуры организации.
Для того, чтобы учесть и отразить все различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации.
Департаментализация –основа, на которой происходит группирование отдельных рабочих заданий для достижения целей организации.
Функциональная департаментализация- группирование работ по выполняемым функциям
Продуктовая департаментализация- группирование работ по ассортиментным группам продукции
Географическая департаментализация- группирование видов деятельности организации по географическому или территориальному принципу
Департаментализация по процессам- группирование работ на основе производственного процесса или процесса обслуживания клиентов
Департаментализация по клиентам- группирование работ на основе ориентации на клиентов определенного типа.
Подходы к управлению:
• подход с позиций выделения различных школ в управлении включает школу научного управления (Ф. Тейлор), школы административного управления (А. Файоль), человеческих отношений (Э. Мэйо и М. П. Фоллетт) и наук о поведении (Арджирис, Лайкерт, МакГрегор, Герцберг), количественный подход (экономико-математические методы);
• процессный подход — рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;
• системный подход — руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, ориентированных на достижение различных целей в условиях .меняющейся внешней среды;
• ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
50.Основы организационных структур управления: понятие и принципы построения, иерархический и органический тип структур управления, их применение в практики фирм.
Организационная структура – это формальная схема организации, по которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания.
Принципы построения организаций
Развитие демократических основ управления(соотношение централизации и децентрализации. Необходимость совершенствования до тех пор, пока не будет обеспечено единоначалие и персональная ответственность за ведение дела, пока не будет исключена двойственность полчинения)
Принцип системного подхода(рассмотрение субъекта и объекта управления как единого целого и во взаимосвязи с внешней средой)
Принцип управляемости(определения числа руководителей и их подчинённых)
Принцип соответствия субъекта и объекта управления(
Принцип адаптации(своевременная реакция, обеспечение достоверной передачи информации,её прямое и обратное направление)
Принцип специализации(технологическое разделение труда)
Принцип централизации(объединение работ с повторяющимся характером операций, приёмов, методов. Сокращение уровней управления.)
Принцип профессиональной регламентации(группировка функциональных звеньев на каждом организационном уровне, чтобы каждое звено работало на достижение определённой совокупности целей и несло ответственность)
Принцип правовой регламентации(проектировать структуру надо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и ответственности за выполнение решений)