Монополистические издержки производства. Механизм образования монопольной прибыли

В условиях свободной конкуренции происходит образование средней нормы прибыли. Однако в эпоху монополистического капитализма свободной конкуренции не существует, господствующее положение в экономике и бизнесе принадлежит монополиям. Монополии сосредотачивают в своих руках огромную экономическую мощь. Это позволяет получать им такие прибыли, уровень которых значительно превышает среднюю норму прибыли. Высокие прибыли монополий включают в себя следующие элементы:

1) среднюю прибыль. Ее участники монополий присваивают не потому, что они монополисты, а просто потому, что они предприниматели;

2) сверхприбыль как разницу между общественной и индивидуальной стоимостью товаров. Положительной эта разность складывается на лучших предприятиях. Монополии, обладая значительными капиталами, имеют более широкие возможности использовать лучшую технику, технологию и менеджмент;

3) монополистическую сверхприбыль, связанную с установлением монопольных цен выше стоимости товаров. Монополистическая сверхприбыль есть специфическая экономическая форма, в которой реализуется господство монополий.

Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:

1) по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;

2) по величине. Монопольная прибыль превышает среднюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возрастающие прибыли;

3) по источникам. Единственным источником средней прибыли служит прибавочная стоимость. Монопольная прибыль также имеет своим источником прежде всего прибавочную стоимость. Однако монопольная прибыль черпается не только из прибавочной стоимости, но и из стоимости, создаваемой трудом других социальных групп населения.

Монопольно высокие прибыли имеют следующие главные источники:

1) прибавочная стоимость, создаваемая наемными рабочими, а также частично и стоимость рабочей силы. На монополизированных предприятиях является очень высокой интенсивность труда, применяются различные потогонные системы труда. Монополии эксплуатируют не только собственных рабочих, но и рабочих немонополизированных предприятий через механизм продажи им товаров выше стоимости. Подъем монополиями цен на предметы потребления ведет к падению реальной заработной платы ниже стоимости рабочей силы. В итоге монополии эксплуатируют наемных рабочих как путем присвоения их прибавочного труда, так и путем присвоения части их необходимого труда;

2) стоимость, созданная трудом мелких товаропроизводителей в развитых странах. Монополии эксплуатируют не только наемных рабочих, но и мелких производителей деревни (крестьян) и города (ремесленников). Эта эксплуатация осуществляется через механизм установления монополиями высоких цен на товары монополизированных предприятий и низких цен на товары, которые они покупают у мелких производителей;

3) стоимость, созданная трудящимися в экономически слаборазвитых странах. Монополии получают свои прибыли не только внутри страны, но и извне за счет эксплуатации народов экономически слаборазвитых стран. Достаточно указать на неэквивалентный обмен, заключающийся в том, что монополии продают свои товары на рынках развивающихся стран по ценам выше стоимости, а покупают товары этих стран по ценам ниже стоимости;

4) перераспределенная прибавочная стоимость между предпринимателями в пользу монополистов. Когда монополисты продают свои товары выше их стоимости немонополизированным предпринимателям, а последние не могут ответить тем же, то происходит перераспределение части прибавочной стоимости от немонополистической к монополистической буржуазии. Здесь источником монопольной прибыли служит тоже прибавочная стоимость, но прибавочная стоимость, созданная рабочими на немонополизированных предприятиях.

Средняя прибыль выражает прежде всего отношения между наемными рабочими и предпринимателями, а также отношения между предпринимателями. Монопольная прибыль выражает более сложный комплекс производственных отношений, а именно:

1) между монополистами и рабочим классом;

2) между монополистами и мелкими производителями в развитых странах;

3) между монополистами и трудящимися массами экономически слаборазвитых стран;

4) между монополистами и немонополистами, а также между самими монополиями, каждая из которых конкурирует с другими монополиями, стремясь получить в свою пользу максимальную прибыль.

Естественная монопольная прибыль - это форма реализации естественной промышленной монополии, возникшей в результате присвоения и хозяйственного использования капиталом редких и свободно невоспроизводимых элементов производительных сил. Сюда относится, например, монопольная рента.

Искусственная монопольная прибыль возникает в результате монополизации рынка или производства и рынка сбыта какого-то продукта. Ее возникновение связано с появлением монополий. По мере развития капитализма искусственная монопольная прибыль принимает следующие все более развитые формы:

1) случайная форма монопольной прибыли. Она образуется для покупателя или продавца благодаря случайному соотношению спроса и предложения, а также благодаря случайно возникшей монополии на определенный вид продукции, на лучшую в данной отрасли технику, технологию или рабочую силу. У других капиталов данной отрасли или других отраслей возникают такие же по величине потери, вычеты из средней прибыли. Случайные монопольно высокая прибыль одних капиталов и монопольно низкая прибыль других капиталов выступают как два полюса выражения средней нормы прибыли;

2) устойчивая (развернутая) форма монопольной прибыли. Она получает массовое развитие в конце XIX - начале XX в. в результате возникновения устойчивой монополии на некоторые виды товаров, на лучшую в отдельных отраслях технику, технологию и рабочую силу. Монополии затруднили перелив капитала и обеспечили себе за счет немонополизированного сектора большие сверхприбыли. На них не распространяется процесс выравнивания прибылей.

Обычная средняя прибыль монополий закрепляется и принимает характер постоянной ренты. А над нею образуется устойчивое приращение - добавочная прибыль, реализуемая в монопольной цене. Она и становится сверхприбылью. Отрасли - покупатели товара, произведенного монополией, вначале несут потери, равные монопольной прибыли. Они включают эти потери в издержки производства и цены своих товаров. Тем самым перекладывают свои убытки на остальные отрасли. В итоге масса и норма средней прибыли совокупного капитала снижаются на величину монопольной прибыли. А сумма цен повышается в результате роста издержек производства многих товаров. Чем выше монопольная прибыль, тем ниже масса и норма средней прибыли. Таким образом, устойчивая монопольная прибыль не выступает формой проявления средней прибыли. Наоборот, она отрицает последнюю, искажает и затрудняет действие механизма цен производства в немонополистическом секторе производства. Развитие устойчивой монопольной прибыли происходило путем распространения акционерных компаний;

3) всеобщая форма монопольной прибыли. Она возникает в условиях, когда монополии всесторонне подчинили себе экономику и в результате этого оказались на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. Б монополистическом секторе конкуренция эффективно устраняет обогащение одних отраслей за счет других. Норма прибыли различных по уровню доходов отраслей отличается не более чем на 1-2%.

Эффективное выравнивание прибыли в монополистическом секторе не означает восстановления действия в нем закона средней прибыли в его прежней форме. Усредненная прибыль монополизированных отраслей - это и есть не что иное как средняя монопольная прибыль. Чем больше масса монопольной прибыли поступает в распределение между монополизированными отраслями за счет сокращения прибылей немонополизированных отраслей, тем выше масса и норма средней монопольной прибыли.

Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Это связано с тем, что прибыль монополий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержек производства.

Монопольные цены - это цены, устанавливаемые монополиями. Монопольные цены отклоняются от стоимости (цены производства) товаров и обеспечивают получение монопольной прибыли. Различают два вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на продаваемые ими товары;

2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним относятся: а) товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитых странах, б) товары, производимые в экономически слаборазвитых странах.

Два вида монопольных цен представляют собой экономическую реализацию двоякого господства монополий. Во-первых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монополий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленников в своей стране, а также при покупке товаров экономически слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.

В результате установления монопольно высоких и монопольно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на продукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохозяйственное сырье.

Ножницы цен имеются также между ценами экспортируемых из развитых стран товаров и ценами товаров, импортируемых ими из слаборазвитых стран. С течением времени предприниматели развитых стран за свои товары приобретают все больше продукции, закупаемой за рубежом.

Как известно, цена производства представляет собой издержки производства плюс средняя прибыль.

Монопольно высокая цена равняется издержкам производства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров,

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары. А возникновение новых крупных монополий в той или иной отрасли промышленности приводит к повышению цен. Это важнейший путь увеличения прибыли монополий.

Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монополизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возможность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:

1) искусственное ограничение предложения товаров, производимых самими монополистами;

2) доведение до разорения немонополизированных предприятий, что также ограничивает предложение товаров;

3) ограничение ввоза товаров из-за границы с помощью протекционистской политики государства.

Хотя монопольная цена, как правило, превышает их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать. Действительно:

1) и в эпоху монополистического капитализма закон стоимости определяет общую сумму товарных цен. Правда, общая сумма монопольно высоких цен превышает общую сумму стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприятий. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов;

2) закон стоимости через механизм конкуренции ставит границы повышению цен монополиями. Обострение конкуренции нередко ведет к срыву монопольных цен. Например, в конце 20-х годов XX в. цены на медь, которые вначале были сильно подняты международным медным синдикатом, упали под давлением конкуренции со стороны алюминия и других заменителей;

3) монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний производства. Факт падения цен во время кризисов свидетельствует о том, что монополии не могут по своему произволу регулировать цены на товары. Закон стоимости продолжает действовать и в. эпоху монополистического капитализма.

47. Рынок (как экономическая теория) – это система отношений между потребителем и производителем основанная на частной собственности, обмене с целью получения выгоды или пользы.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

- что производить;

- как производить;

- для кого производить.

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Функции рынка:Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Распределительная функция. Рыночный механизм спроса и предложения распределяет ресурсы, блага и доходы между участниками экономической системы в пользу тех, кто смог применить их наиболее эффективно. Стимулирующая функция. Рыночный механизм создаёт условия для наиболее эффективного использования ресурсов, реализации творческих способностей людей, применение достижений.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Контролирующая функция. Рынок следит за тем как используются ограниченные ресурсы и с помощью рыночных индикаторов (цена, норма прибыли, процентная ставка за пользование кредита и т. д. ) перераспределяют ресурсы из отраслей, продукция которых не пользуется спросом в другие отрасли, испытывающие недостаток ресурсов (высокие цены, дефицит и т. д. )

Санирующая функция. Рыночный механизм выявляет фирмы банкроты. Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

49. Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

По экономическому содержанию не все затраты торгового предприятия могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы магазина по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, а также убытки, произошедшие по случайным причинам (пожары, стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и оплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. Затраты подразделений неторговой деятельности, находящиеся в ведении торговых предприятий, также не учитываются в издержках обращения.

Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства только на их реализацию, поэтому в затратах предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров.

Затраты предприятия — понятие широкое и многообразное. Поэтому необходимо различать затраты предприятия на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты по организации торгового процесса. Постоянно находясь в обороте предприятия, средства, предназначенные для закупки товаров и создания запасов, не затрачиваются, а авансируются. Они возмещаются за счет краткосрочных кредитов банка и собственного оборотного капитала.

По видам затрат издержки обращения подразделяют на элементы и статьи. В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, отчисления на социальные нужды, прочие затраты.

При оценке результатов деятельности торгового предприятия деление затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществленного труда.

Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Наши рекомендации