Система органов государственного управления (ОГУ), принципы построения
Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
При построении системы органов государственного управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи:
· сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;
· охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;
· обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;
· обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера;
· четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти).
Основным организационным принципом построения органов государственного управления (исполнительной власти) является сочетание централизации и децентрализации.
Принцип централизации вытекает из единства системы органов государственного управления (исполнительной власти). Он обусловлен наличием предметов ведения, полномочий, функций. В централизованном порядке определяются звенья этой системы, взаимоотношение между звеньями в системе.
Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Так, например, характер полномочий, задачи, функции министерства закрепляются в Положении о нем, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, и в рамках этих полномочий министерство самостоятельно. Но в то же время, исходя из принципа централизации, акты министерства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, декретам и указам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь.
Полномочия исполкомов определяются в зависимости от их места в системе местных органов управления. В пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, районе) они действуют самостоятельно.
Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в многообразии.
Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы, подзаконные нормативные акты.
Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, не имеют юридической силы.
Акты нижестоящих органов исполнительной власти не должны противоречить актам вышестоящих органов.
Правовой основой построения системы органов государственного управления (исполнительной власти) являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»; Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; Закон Республики Беларусь «О предприятиях Республики Беларусь».
Исходя из этих нормативных установлений, следует выделить следующие звенья в системе органов государственного управления (исполнительной власти):
1. Совет Министров Республики Беларусь.
2. Центральные органы исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции:
· министерства;
· государственные комитеты;
· комитеты при Совете Министров;
3. Местные органы государственного управления;
4. Местные органы внутреннего управления - администрация предприятий, учреждений.