Принципы построения органов государственного управления.

Под принципами понимают
определенные требования, правила, имеющие обязательный характер, поскольку они находят правовое закрепление. Принципы построения органов гос-­ного управления относятся к специальному виду, в кот входят и принципы деят-сти аппарата управления. Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер гос-ного управления. Принципами построения органов гос-ного управления в первую очередь являются отраслевой (линейный), функциональный, территориальный. Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы гос-ного управления. Отраслевой принциписпользуется когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хозяйственной, соци­ально-культурной или админ-политической деят-стью. При таком построении аппарата существуют нижестоящие и вышестоящие органы. Одинако­вые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестояще­му органу по всем вопросам (Министерство образования РБ - Областное управление образования - Районные отделы образования - Школы, дошкольные учреждения). Построение гос-ного управления по отраслевому принципу подобно линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчи­ненных, но подчиненный имеет только одного начальника. Например, все школы в районе находятся в ведении отдела образования райисполкома (местной администрации — в го­родах с районным делением). Отделы образования райисполкомов подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а последние — Министерству образования, т.е. имеет место линейная организация гос-ного управления. Функциональный принцип предполагает построение аппара­та управления таким образом, что образуемому органу управле­ния поручается осуществлять одну или несколько управленчес­ких функций по отношению к объекту, не находящемуся в его админ подчинении. Т. о. имеет место спе­циализация в работе, выполнение работы опреде­ленного вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый — только в части реализуемой им функции. Территориальный принцип. Он предполагает создание таких органов, кот, осуществляя общие функции воздействовали бы в той или иной мере на все объекты, располо­женные в пределах определенной территории. Подобные органы являются органами общей компетенции. Главная их цель — управление «территорией», админ-территориальной единицей, сбалансированным ее развитием, обеспечение интере­сов граждан, проживающих на этой территории, и противодей­ствие неконструктивным ведомственным интересам. Деят-сть данных органов носит комплексный характер. По такому принципу построены Совет Министров и местные исполнительные и распорядительные органы. Принципами деят-сти органов гос-ного управления являются такие требования, правила, кот руководствуются органы в своей повседневной деятельности. Разделение труда как специализация работ осуществляется в любой организации. Специализация помогает эффективнее использовать управленческий персонал. Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность. Дисциплина— это строгое подчинение установленному по­рядку, правилам, а также их выполнение. Подобное относится как к простым служащим, так и к руководящему составу. Единоначалиевыражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед кот и отчитывается. Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала. Централизация — естественный порядок в организации, имею­щей управленческий центр. Скалярная цепь (иерархия) — неразрывная цепь команд, по кот передаются все распоряжения и осуществляются комму­никации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего), каждое лицо (служащий) находится на своем определенном месте (речь идет о соответствии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы). Справедливость означает, что установленные правила и соглашения должны про­водиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Стабильность персонала предполагает уста­новку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность. Инициатива— поощрение работающих к выработке незави­симых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Корпоративный дух — гармония инте­ресов персонала и организации — обеспечивает единство усилий.

Наши рекомендации