Текст № 2

Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе... Полчаса езды от города Шуи, и вот он — Палех. Дымы из труб, хруст первого_ снега, гуси, куры за огородами палисадников, воробьи на припеке… Село как село. Таких было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, и еще чем-нибудь промышляло. Одни кормились извозом, изготовлением деревянной посуды, плетением корзин, гончарным делом, изготовлением телег и саней, детских игрушек, бочек, рогожи, дегтя, угля...

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец в первую голову должен был бы оказаться без дела после революции. Этого не случилось: ведь иконные лики писала рука художника, и поворот жизни закономерно дал направ­ление новому ремеслу. Палех обрел второе дыхание, глубокое и здоровое: здесь стали разрисовы­вать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. Народные сказки, картинки быта, родная природа, моменты нашей истории — на все палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все обычное, все земное! Лужок у речки, припорошенный снегом; ледок на речке звенит от брошенной палки так же, как и везде он звенит; рябины и вербы такие же, как и в селе по соседству. И поленница дров у домов, и белье на веревке, закаменевшее от мороза, и гусак, неспешно переходящий дорогу, — все нам привычно. И не жар-птица вовсе, а сорока сверкнула черно-белом пером у чьей-то трубы. Короче, обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного удиви­тельную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Крылечки, резные наличники _на окнах, колодезные журавли, белая стройная колокольня, вот эта пожарная каланча, эта старая мельница на пригорке — все тут радует глаз и помогает пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, поли­тика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят на юбилеи, в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иност­ранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь[6]. (386 сл.)

Вариант сжатого изложения текста№ 2

Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе... Полчаса езды от города Шуи, и вот он — Палех. Привычные сельские картины. Таких сел было много в нечернозем­ных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, промышляло еще какими-нибудь ремеслами.

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец первый должен был бы оказаться без дела после революции. Но этого не случи­лось. Палех обрел второе дыхание: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. На любые стороны жизни палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все земное! Обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Сельские постройки радуют глаз и помогают пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, поли­тика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь. (241 сл.)

[1] www.fipi.ru

[2] Кукушкина С. К. Понимание связного текста при аудирова­нии // Иностранные языки в школе. 1979. № 2. С. 30—33.

[3] Энциклопедия «Кругосвет» http://www.slovariyandex.ru/dick/ krugosvet

[4] Ткаченко Н. Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. М., 2007. С. 73.

[5] Шклярова Т. В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2005. С. 149.

[6] Голуб И. Б. Тексты изложений и диктантов. М., 1998. С. 356—358.

Наши рекомендации