Понятие и сущность образовательной услуги как социально экономической категории
В философии указано, что образование - это духовный облик человека. Но вряд ли можно считать удовлетворительным это определение.
В педагогике традиционного понимания образование - совокупность или система знаний, умений, навыков.
Однако, в последнее десятилетие "лед тронулся" и, прежде всего, в инновационной педагогике, где "образование" стало ключевым понятием, связанным с развитием личности.
То есть, образование можно понять (как процесс и результат), только увидев его роль и место в развитии личности.
Аналогичную трактовку мы встречаем и в преамбуле Закона РФ "Об образовании": "Под образованием … понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимися) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Естественно, в курсе экономики образования нас будет интересовать не сам по себе процесс обучения и воспитания, а те особые производительные силы и производственные отношения развитого комплекса образовательных учреждений, которые обеспечивают этот процесс.
Так как объект "образования" имеет множество сторон, могут быть различными и его определения. Образование выступает в различных ипостасях. Оно многофункционально, то есть выполняет разнообразные роли. Ограничимся лишь перечислением следующих его функций: познавательной, гуманизации, культурного наследования, развивающей, преобразующей, прогностической, координирующей, адаптивной, профориентационной подготовки к трудовой, общественно-политической, к семейной жизни и другие.
При этом нельзя упускать из виду, что функция образования взаимосвязаны и взаимодействуют в многообразных вариациях. Определяется это тем, что образование в качестве сложного социально-экономического организма одновременно выступает в виде единства четырех составных частей: образования как ценности, процесса, системы и его результата.
Об образовании как педагогическом процессе мы уже упоминали. Со стороны технологии обучения и воспитания образовательный процесс выступает главным образом, а на поверхностный взгляд, полностью, в виде педагогической деятельности.
Между тем, одна из коренных особенностей сферы образования заключается в том, что здесь тесно переплетаются экономические, педагогические и иные социальные процессы.
Нередко под образованием подразумевается одновременно и процесс и результат обучения. Определяется образование так же и в качестве результата усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и воспитания соответствующих психологических, нравственных и иных социальных качеств личности.
Под образованием понимается "специальная сфера" социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения ценностей культуры.
По мере развития общества все большее значение приобретает образование как особая сфера социальной жизни, создающая условия для самореализации индивида в процессе освоения им ценностей культуры.
Таким образом, статус образования очень переменился в обществе в целом. Если раньше образование рассматривалось как нечто вторичное в жизни человека, как то, что сопровождает его лишь на определенном этапе жизненного пути, то сегодня все более зреет понимание образования как способа бытия человека, способа обретения человеком самостоятельности в бытии.
Чем выше базовое образование, тем больше вероятность участия человека в неформальном образовании (то есть, в пожизненном процессе образования), которое широко использует услуги парапедагогов (бизнесменов, юристов, врачей, деятелей культуры и т.п.), материально-техническую или информационную базу организаций, правовую базу.
Значение, которое сфера образования и рынок образовательных услуг имеют для развития национальной экономики и нации в целом, предопределило повышение внимания государства и науки к этой сфере за последние десятилетия во многих зарубежных странах. Понимая, что именно повышение качества образования является одним из необходимых инструментов для обеспечения дальнейшего прогресса, политики и ученые этих стран, а то и целых регионов, что имеет место быть, в частности, в случае с Европейским Союзом, чья политика в области образования будет рассмотрена автором в дальнейшем в работе, уже на протяжении ряда лет разрабатывают концепции наиболее эффективного развития рынка образовательных услуг.
В России же, в силу вполне очевидных причин, на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи рыночной экономике. Затем, в период перестройки и экономической нестабильности, внимание государства было отвлечено от данной сферы следствие острой необходимости в решении насущных на тот период проблем. Итогом является то, что сегодня, на наш взгляд в российской экономической науке отсутствует целостная концепция развития рынка образовательных услуг. Отдельные попытка создания такой концепции сводятся в большей степени к решению отдельных практических вопросов, что нарушает системность подхода и вытекает в итоге во фрагментарность.
Выявлены особенности рынка образовательных услуг в условиях глобализации в инновационной экономике: определены границы платности образовательных услуг на рынке и социальной системы государственного образования; уточнены методические аспекты: понятия равенства и доступности высшего образования: знания общедоступны и не подчинены рынку, неотделимость образовательных услуг от производителя и от потребителя, что ведет к устранению институциональных и финансовых барьеров, изменяются возможности в оплате обучения разными слоями населения, состояние семейных бюджетов при разных условиях получения источников оплаты и регулирования рынка.
Сфера образования в России переживает момент реформирования. Трансформация всей экономической системы, переход на рыночные отношения во всех отраслях экономики, повлияли и на сферу образования, привнеся в неё рыночные отношения.
В начале 90–х годов ряд исследователей пришли к выводу, что рыночные отношения необходимо рассматривать как «главный элемент, лежащий в основе европейской политики высшего образования».[1]
Одной из важнейших особенностей образовательной услуги в трансформируемой экономике является признание трактовки образовательной услуги как инвестиций в человеческий капитал, объекта купли – продажи с последующим превращением знания в общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением образовательных услуг. Проблемы модернизации, реформирования образования решаются во всех странах. И, несмотря на различие систем, их региональные особенности, мировые тенденции развития образования имеют много общего:
- изменение целей и функций, усиление его инновационной составляющей, связанной с особенностями передачи культурных ценностей;
- повышение качества образования в соответствии с изменяющимися реальными потребностями общества, что предполагает реализацию новых образовательных технологий, изменение системы подготовки и переподготовки кадров;
- ориентация на принципы непрерывного образования предполагает внедрение как новых образовательных технологий, поиск новых способов представления образовательных услуг, учитывающих потребности студентов (дистанционное образование, компьютерные обучающие программы, использование сети Интернет – технологий);
- формирование новых целей высшей школы, которая в XXI веке становится социальным институтом, удовлетворяющим потребности общества в профессиональном образовании.
Но состояние на рынке образовательных услуг напрямую зависит от положения дел в обществе – его экономической и социальной сферы, духовной и политической жизни. Ограничение возможностей общества в развитии рынка образовательных услуг ведет к изменению различных характеристик социально–экономической жизни и снижению качества человеческого капитала.
Переход к рыночным отношениям в России повлек за собой появление платных услуг в сфере образования, доля которых с каждым годом увеличивается. За появлением платных услуг последовало возникновение частных учебных заведений, которых в 2009 г. в России по всем уровням образования насчитывалось 409 по всем уровням сферы образования, что составило всего 2,2% от их общего числа[2]. Доля числа платных услуг в системе высшего образования также неуклонно растет. Так число студентов, обучающихся на платной основе превысит число, получающих образование бесплатно.
Появление платного сектора является закономерной тенденцией развития современного рынка образовательных услуг в России и затрагивает социальный аспект экономических отношений, он касается вопросов присвоения средств и результатов производства. Первой специфической неценовой детерминантой рынка образовательных услуг является, со стороны спроса и предложения – уровень коммерциализации сферы образования.
Государственное регулирование проявляется в доминирующей роли государства на образовательном рынке как со стороны предложения, когда государство выступает основным производителем образовательных услуг, так и со стороны спроса, когда государство выступает основным плательщиком за образовательный услуги («бесплатное обучение»). Кроме того, государство призвано выполнять традиционные для рыночных стран функции – это правовая защита рыночных субъектов (прежде всего, его потребителей) от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечение качества товаров, ведение статистики, содействие проведению масштабных рыночных исследований и др. Стратегия развития Российской Федерации до 2020 года в сфере образования нацелена на обеспечение эффективной модернизации образования[3].
Государство вынуждено финансировать этот рынок, за счет инвестиций в образование и подготовку рабочей силы формируется человеческий капитал, один из основных факторов успешного развития экономики. На рынок образовательных услуг оказывают влияние, с одной стороны, государство, инвестируя в образование; с другой стороны, значимость процессов формирования человеческого капитала для общества. Таким образом, экономические отношения по поводу образовательных услуг, носящие социально–экономический характер, в большой степени сопряжены с факторами, определяющими динамику рынка образовательных услуг.
Отношения между рынками труда и образовательных услуг зарождаются, когда образовательное учреждение выходит на рынок труда с результатами своей образовательной деятельности, опосредованными в знаниях, умениях и навыках выпускников. Выпускники предлагают свою рабочую силу предприятиям, которые оценивают квалификацию этой рабочей силы в виде стартовых зарплат и других условий найма.
Производитель образовательных услуг заинтересован в том, чтобы его образовательные программы соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее программу усваивали. Во–первых, рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии. Во–вторых, перспектива трудоустройства является важным мотивом, обусловливающим выбор образовательных продуктов потребителем. Взаимосвязь и взаимозависимость рынка образовательных услуг и рынка труда дают право утверждать, что спрос и предложение на рынке образовательных услуг находятся под влиянием спроса на специалистов на рынке труда.
Нормативная цена образовательных услуг включает в себя две части: нормативную себестоимость и нормативную прибыль.
Государство, выполняет здесь общие функции, которые ему присущи на товарном рынке в конкурентной экономической среде. Цена почти полностью складывается под влиянием спроса и предложения на рынке.
Выявив экономическую сущность услуг сферы образования и неценовые детерминанты общего, частного и специфического характера, воздействующие на спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо проанализировать основные тенденции развития этого своеобразного рынка.
Одной из основополагающих задач для дальнейшего изучения сферы образования и рынка образовательных услуг, обеспечивающей системность такого изучения, является определение базовых понятий: что понимается под образовательными услугами, чьи потребности они удовлетворяют, что выступает в качестве товара на рассматриваемом рынке, как и в каких организационно–правовых схемах складываются отношения между участниками общественных отношений на рынке образовательных услуг и так далее.
Рассмотрим наиболее типичные взгляды на определение понятия «образовательной услуги».
В российской экономической литературе встречается достаточно много определений образовательной услуги. В частности, можно встретить мнение, что под образовательными услугами должен пониматься комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии [4]. Такое определение, очевидно, является слишком обобщенным – оно мало что говорит о структуре понятия, механизме реализации и организационно–правовой форме.
Часто под образовательной услугой понимается некий комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения[5].
Другие ученые подходят к данному явлению шире и под образовательной услугой понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства[6].
В работах отдельных экономистов потребитель и заказчик образовательных услуг различаются.[7] Действительно, если заказчиком по договору на оказание образовательных услуг с образовательным учреждением выступает не сам студент, а его родители или один из них, либо если договор с образовательным учреждением заключается работодателем (юридическим или физическим лицом), а образование получает работник, то кто является потребителем в таких случаях?
Еще один вопрос – что подразумевать под «выгодой» и под «использованием» полученных в ходе образовательных услуг знаний и информации. Еще одна точка зрения на формулировку образовательных услуг сводится к тому, что образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово–хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы и спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации[8]. Однако, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев образовательными услугами пользуются с целью подготовки к дальнейшей трудовой деятельности или с целью переподготовки, переквалификации, цели потребителей образовательных услуг нельзя свести только и исключительно к целям получения знаний и навыков, которые в дальнейшем будут использоваться при работе.
Образовательные услуги призваны удовлетворять не только производственный спрос. Ярким примером тому являются услуги образования в области музыки, языковой подготовки и т.п. Уроки иностранных языков могут брать не только для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке рабочей силы, но и для того, чтобы путешествовать, общаться с друзьями из других стран, читать литературу на языке оригинала и т.д. Следовательно, ограничивать рынок образовательных услуг только услугами профессионального образования было бы в корне не правильно. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только производственные потребности, но и социальные, духовные. Потребность в совершенствовании и освоении нового свойственна представителям человеческого сообщества, причем такие потребности растут по мере удовлетворения материальных потребностей.
В экономической литературе встречаются различные трактовки потребностей в образовательных услугах. Так, в частности, некоторые понимают под потребностью в образовательных услугах или образовательной потребностью состояние личности, которое, в частности в условиях рынка, выступает в форме ожиданий (субъекта и социальных групп), во–вторых, как процесс (выбора и освоения образовательной траектории). С другой стороны, речь идет о формировании «заказа общества»[9]. Представляется, что такая трактовка потребности через ожидания, как отдельных индивидуумов, субъектов, так и социальных групп (в том числе предпринимательских структур) помогает более полно раскрыть данное понятие, подчеркивая, что формирование потребности в таких услугах, хотя и происходит не обязательно в связи с производством и экономикой, но подвержено как личностным, так и общественным, социальным влияниям. Что в том же примере с образовательными услугами в области обучения иностранным языкам прослеживается весьма четко: потребность в таких услугах может быть обусловлена как экономическими, производственными целями, так и целями личностного свойства, но формирующимися под влиянием ценностей социальных, в частности, ценностей общения в социуме.
Таким образом, как мы видим, трактовки понятия образовательной услуги являются весьма разнообразными и не всегда отличаются полнотой раскрытия данного понятия. Представляется, что для того, чтобы определить, что представляет собой образовательная услуга, необходимо изначально определить понятие «услуги» как таковой.
Нет единства в определении понятия «услуги» и в словарях русского языка. В одних из них, как, например, в Словаре русского языка Ожегова[10] или в Толковом словаре русского языка Ушакова[11] фигурирует определение услуги как действия, приносящего пользу другому.
В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения и понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга – это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это – продукт, которым можно располагать для этих целей.[12]
Но по своей социально–экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально–экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга – это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначим сущность понятия «услуга» вообще.
Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем–либо». Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
– Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.
– Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
– Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.
– Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.
В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:
– Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
– Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие – обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более – образовательных. Особенность последних – в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").
– Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов–исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину – изменчивость "исходного материала" – обучающегося.
– Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости – естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно–технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно – в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др.[13]
Особенность рынка образовательных услуг заключается также в значительном влиянии на него государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:
• создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
• финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
• применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а так же и образования в целом;
• лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;
• информационное обеспечение образовательных учреждений и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара – образовательной услуги.
Подытоживая вышесказанное, полагаем возможным сформулировать следующее определение образовательной услуги, учитывающее все составляющие данной категории.
Образовательная услуга – это экономическая и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками, приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях.
[1] Перспективы профессионального образования в Центральной и Восточной Европе: Доклад конференции. Падерборн, 15-17 сентября 1999. - СПб., 2000. - 112с.
[2] Федеральная служба государственной статистики. 2005. - М, 2006. - С.181.
[3] Стратегия развития Российской Федерации до 2020 года Реформирование образования. //URL: http://www.informika.ru/text/magaz/univers/news/gref3005.htm.
[4] Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995; Панкрухин А.П. Цикл из 4 публикаций по проблемам маркетинга образовательных услуг в журнале «Alma Mater». «Вестник высшего образования». 1997 г.
[5]Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат диссертации на соискание уч.степени к.э.н. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997.
[6] Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования, учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 35.
[7] Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система. Маркетинг в России и за рубежом. № 5, 2001.
[8] Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг. www.marketing.spb.ru.
[9] Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. Стандарты и мониторинг в образовании. № 3, 1999. С. 47-48.
[10] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1995. С. 771.
[11] Толковый словарь русского языка. Под ред. Н.Д. Ушакова. Т. 4. М., 1939. С. 992.
[12] Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
[13] Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: - Интерпракс, 1995, 240с.