Тема 15. Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом
Понятие территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом. Нормативно-правовые основы создания и функционирования территорий с особым экономическим статусом. Основные группы территорий с особым статусом. Требования к условиям установления особого режима территории. Методы и механизмы государственного регулирования экономической деятельности на территориях с особым статусом. Принципы и критерии отбора территорий для предоставления особого режима хозяйствования. Особые экономические зоны в Российской Федерации: история создания, законодательная основа функционирования, типология особых экономических зон, основные задачи, ограничения и требования к особым экономическим зонам, риски и проблемы развития особых экономических зон в России. Управление особыми экономическими зонами на федеральном и региональном уровне управления. Зарубежный опыт функционирования территорий с особым экономическим режимом. Эффективность функционирования особых экономических зон.
Тема 16. Мониторинг и контроль в региональном управлении
Институциональные основы реализации контроля в сфере регионального управления. Объекты, виды, методы и алгоритм реализации контроля в региональном управлении. Мониторинг в системе стратегического планирования развития регионов. Аудит в рамках формирования Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и реализации региональных программ.
Сущность эффективности регионального управления. Подходы к оценке результативности и эффективности регионального управления и территориального планирования. Показатели результативности и показатели эффективности. и территориального планирования. Мероприятия, предполагающие повышение эффективности регионального управления и территориального планирования. Подходы к формированию системы критериев эффективности регионального управления.
РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа. Форма итогового контроля – экзамен.
Таблица 2. Структура дисциплины
N п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля) в час. | Форма текущего контроля успевае-мости*, промежу-точной аттеста-ции | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
1. Очная форма обучения | ||||||||
Введение в предмет регионального государственного управления | - | Работа в малых группах | ||||||
Основы системы регионального управления | - | Проектное задание | ||||||
Институциональные основы региональной политики Российской Федерации | - | Работа в малых группах | ||||||
Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации | - | Работа в малых группах | ||||||
Экономическое пространство региона и его основные характеристики | Проектное задание | |||||||
Система регионального управления в зарубежных странах | - | Дискуссия | ||||||
Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования | - | Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||||
Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления | Работа в малых группах | |||||||
Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ | - | Работа в малых группах | ||||||
Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ | - | Проектное задание | ||||||
Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития | - | Семинар-конференция | ||||||
Организация территориального планирования в Российской Федерации | - | Групповые задания реконструктивного уровня | ||||||
Стратегическое управление развитием региона | - | Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями | ||||||
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления | ||||||||
Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом | - | Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||||
Мониторинг и контроль в региональном управлении | - | Работа в малых группах | ||||||
Всего: | ||||||||
2. Заочная форма обучения (полный срок обучения) | ||||||||
Введение в предмет регионального государственного управления | - | Работа в малых группах | ||||||
Основы системы регионального управления | - | Проектное задание | ||||||
Институциональные основы региональной политики Российской Федерации | - | Работа в малых группах | ||||||
Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации | - | - | Работа в малых группах | |||||
Экономическое пространство региона и его основные характеристики | - | - | Проектное задание | |||||
Система регионального управления в зарубежных странах | - | - | Дискуссия | |||||
Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования | - | Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||||
Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления | - | - | - | Работа в малых группах | ||||
Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ | - | - | Работа в малых группах | |||||
Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ | - | - | - | Проектное задание | ||||
Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития | - | - | - | Семинар-конференция | ||||
Организация территориального планирования в Российской Федерации | - | - | Групповые задания реконструктивного уровня | |||||
Стратегическое управление развитием региона | - | - | Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями | |||||
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления | - | - | - | |||||
Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом | - | - | - | Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||
Мониторинг и контроль в региональном управлении | - | - | Работа в малых группах | |||||
Всего: | ||||||||
3. Очно-заочная (ускоренный срок обучения на базе ВПО) | ||||||||
Введение в предмет регионального государственного управления | - | Работа в малых группах | ||||||
Основы системы регионального управления | - | Проектное задание | ||||||
Институциональные основы региональной политики Российской Федерации | - | Работа в малых группах | ||||||
Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации | - | - | Работа в малых группах | |||||
Экономическое пространство региона и его основные характеристики | - | - | Проектное задание | |||||
Система регионального управления в зарубежных странах | - | Дискуссия | ||||||
Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования | - | Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||||
Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления | - | Работа в малых группах | ||||||
Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ | - | - | Работа в малых группах | |||||
Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ | - | - | Проектное задание | |||||
Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития | - | - | Семинар-конференция | |||||
Организация территориального планирования в Российской Федерации | - | Групповые задания реконструктивного уровня | ||||||
Стратегическое управление развитием региона | - | Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями | ||||||
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления | - | - | ||||||
Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом | - | Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||||
Мониторинг и контроль в региональном управлении | - | Работа в малых группах | ||||||
Всего: | ||||||||
4. Очно-заочная (ускоренный срок обучения СПО) | ||||||||
Введение в предмет регионального государственного управления | - | Работа в малых группах | ||||||
Основы системы регионального управления | - | Проектное задание | ||||||
Институциональные основы региональной политики Российской Федерации | - | Работа в малых группах | ||||||
Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации | - | - | Работа в малых группах | |||||
Экономическое пространство региона и его основные характеристики | - | - | - | Проектное задание | ||||
Система регионального управления в зарубежных странах | - | Дискуссия | ||||||
Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования | - | Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод) | ||||||
Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления | - | - | Работа в малых группах | |||||
Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ | - | - | Работа в малых группах | |||||
Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ | - | - | Проектное задание | |||||
Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития | - | - | Семинар-конференция | |||||
Организация территориального планирования в Российской Федерации | - | Групповые задания реконструктивного уровня | ||||||
Стратегическое управление развитием региона | - | - | Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями | |||||
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления | - | - | ||||||
Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом | - | - | Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) | |||||
Мониторинг и контроль в региональном управлении | - | Работа в малых группах | ||||||
Всего: | ||||||||
5-6.Заочная ФО (ускоренный срок обучения на базе ВПО и СПО) | ||||||||
Введение в предмет регионального государственного управления | - | Работа в малых группах | ||||||
Основы системы регионального управления | - | Проектное задание | ||||||
Институциональные основы региональной политики Российской Федерации | - | - | Работа в малых группах | |||||
Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации | - | - | - | Работа в малых группах | ||||
Экономическое пространство региона и его основные характеристики | - | - | - | Проектное задание | ||||
Система регионального управления в зарубежных странах | - | -- | - | Дискуссия | ||||
Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования | - | - | Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод) | |||||
Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления | - | - | - | Работа в малых группах | ||||
Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ | - | - | Работа в малых группах | |||||
Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ | - | - | Проектное задание | |||||
Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития | - | - | Семинар-конференция | |||||
Организация территориального планирования в Российской Федерации | - | - | Групповые задания реконструктивного уровня | |||||
Стратегическое управление развитием региона | - | Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями | ||||||
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления | - | - | ||||||
Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом | - | - | Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) | |||||
Мониторинг и контроль в региональном управлении | - | - | Работа в малых группах | |||||
Всего: |
Раздел 6. План практических занятий
Для эффективного освоения курса целесообразно проводить семинарские (практические) занятия в следующих формах:
· анализ конкретных ситуаций, связанных с деятельностью органов государственной власти;
· семинары-конференции с заслушиванием докладов (сообщений) и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;
· семинары-дискуссии по проблемам и вопросам регионального государственного управления;
· составление сравнительных таблиц по определенным темам.
Занятие 1. Время работы: 2 часа.
Тема 1. Введение в предмет регионального государственного управления
Вопросы для обсуждения
1. Предмет, цели и задачи изучения дисциплины «Региональное государственное управление».
2. Научные подходы к региональному управлению.
3. Основные этапы развития взглядов на теорию и практику регионального управления.
4. Методы исследования регионального государственного управления.
Практическое задание
Работа в малых группах: анализ концепций регионального управления. Презентация и обсуждение результатов работы.
Рекомендуемая литература
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 476 с. (Библиотека УиУ РАНХиГС)
2. Гусева В.С. Регионоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гусева В.С. Электрон. текстовые данные. Саратов: Научная книга, 2012. 159 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6331. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Дергачёв В.А. Регионоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Регионоведение», «Международные отношения»/ Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 519 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8123. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Лимонов Л.Э., Батчаев А.Р., Березин М.П. Региональная экономика и пространственное развитие: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. (Библиотека УиУ РАНХиГС)
5. Официальный сайт Институт регионалистики. URL: http: // www.regionalistica.ru.
6. Петропавловский А.Е. Региональная экономика и управление [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петропавловский А.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 107 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10811. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
7. Поляк Г.Б. Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Поляк Г.Б., Тупчиенко В.А., Барменкова Н.А. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 463 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12869. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
8. Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Т.Г. Морозова [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 526 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8122. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Занятие 2. Время работы: 2 часа.