Органы государственной власти с особым статусом

В России существуют органы государственной власти с особым статусом, то есть органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. К таким органам относятся Прокуратура РФ, Банк России, Счетная Палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Статус прокуратуры определен Конституцией и ФЗот 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Причем, отнесение прокуратуры в Конституции в главу 7 «Судебная власть и прокуратура» (ст. 129) не означает, что прокуратура является частью судебной власти. Хоть прокуратура может участвовать в судебных процессах (к примеру, в качестве государственного обвинителя), она не выносит судебных решений, не осуществляет правосудия. По своей природе и функциям прокуратура – самостоятельный, не входящий ни в одну из ветвей власти орган.

Систему прокуратуры РФ составляют:

1. Генеральная прокуратура РФ.

2. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

3. Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Центральный банк (Банк России). Согласно ст. 75 Конституции основная функция Центрального банка, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти – защита и обеспечение устойчивости рубля. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Так же согласно ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Центрального банка являются развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, развитие финансового рынка Российской Федерации, обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России подотчетен Государственной Думе.

Председателя Банка России назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума по представлению Президента РФ. Членов Совета директоров Банка России назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Счетная Палата РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Согласно ст. 101 Конституции для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Ее статус определен Конституцией РФ и ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, его заместителя, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты и иных вопросов, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, его заместитель, аудиторы Счетной палаты, руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных сотрудников. Структура аппарата Счетной палаты включает в себя руководство аппарата и структурные подразделения аппарата.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

Центральная избирательная комиссия – является постоянно действующим федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации. Ее статус определен ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов назначаются Президентом РФ.

Уполномоченный по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Его статус определен Конституцией и ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного по правам человека назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Уполномоченный по правам человека назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Какими факторами определяется организации и деятельности государственной власти в России?

2. В чем единство и разделение федеральной власти и власти субъектов федерации?

3. В чем выражается горизонтальное единство и разделение властей?

4. Назовите признаки органа государственной власти.

5. Почему Счетная Палата не входит ни в одну из ветвей власти?

Темы рефератов

1. Система государственных органов Российской Федерации.

2. Конституционно-правовая характеристика государственного органа.

3. Принципы организации и деятельности государственной власти в РФ.

4. Прокуратура РФ в системе органов государственной власти.

5. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии.

6. Основы деятельности и компетенция Счетной палаты.

Литература

1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 5 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г. № 1. Ст. 1.

2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1994 г. № 13. Ст. 1147.

3. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г. № 18. Ст. 1589.

4. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997, № 9, Ст. 1011.

5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1992 г. № 47. Ст. 4472.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. № 40. Ст. 3812.

7. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ (в редакции от 4 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.10.1999 г. №42, ст. 5005.

8. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 4 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14. Ст. 1649.

9. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 29 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. № 28 ст. 2790.

10. Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724 // Собрание законодательства Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 20. Ст. 2290.

11. Автономов, А. С., Бачило, И. Л. (и др.) Исполнительная власть в РФ: история и современность, проблемы и перспективы развития / А. С. Автономов, И. Л. Бачило. – М.: Новая правовая культура, 2007. – 564 с.

12. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

13. Гошуляк, В. В. Система органов государственной власти в субъектах РФ / В. В. Гошуляк. – М.: Юрист, 1999. – 129 с.

14. Ласкина, Н. В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Н. В. Ласкина. – М.: Юстицинформ, 2006 г.

15. Малый, А. Ф. Государственная власть как правовая категория / А. Ф. Малый // Государство и право. – 2001. - № 3.

16. Чиркин, В. Е. Основы государственной власти: учеб. пособие / В. Е. Чиркин. – М.: Юрист, 2002. – 385 с.

Наши рекомендации